Некоторые приемы формирования грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР
консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

        Современные этап развития личностно-ориентированного образования  характеризуется усилением внимания к проблеме индивидуализации обучения. Важным направлением в исследовании этой проблемы является изучение распространенности речевых нарушений у детей с ОНР.

        Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ОНР определяют своеобразие развития их речи. Словарный запас отличается бедностью и недифференцированностью, что связано с ограниченностью знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, временных, причинно-следственных отношениях. Высказывания нецеленаправленны, обычно дети используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. Речь носит преимущественно ситуативный характер. При составлении предложений проявляются трудности в грамматическом оформлении речи, что определяется особенностями познавательной деятельности и личности. Дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования.

        Анализ литературы позволил выделить причины данного уровня сформированности речи:

  1. Недостаточная осведомленность об окружающем мире, ограниченный словарный запас детей с ОНР;
  2. Трудности в понимании детьми смысла как предложений, так и его частей; в установлении цепи причинных, временных и других связей;
  3. Трудности вербализации имеющегося жизненного опыта;

Приведем некоторые виды заданий, которые могут быть использованы для развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

  1. Рассмотрите картинку. Составьте предложение и его схему.

Дети составляют предложение по картинке и самостоятельно выкладывают его схему на столах. Логопед следит за правильностью выполнения работы. Логопед спрашивает:

-        Кто изображен на картинке? - Мальчик.

Слово «мальчик» главное в этом предложении, оно отмечено прямоугольником с коронкой.

-        Что мальчик делает? - Плачет.
Слово «плачет» - это слово-действие, оно на схеме обозначено прямоугольником с ножками.

2.        Составьте предложение по картинке и схеме.

Логопед предлагает детям рассмотреть схему и сказать, сколько слов будет в предложении, что будет обозначать первое слово, второе слово. После того, как дети составят предложение по схеме и однофигурнои картинке (Машина едет, бабушка вяжет и т.д.), логопед меняет его структуру, ставя в начало слово-действие, а на второе место слово-предмет. Схема снова анализируется, и дети составляют по ней предложение.

3.        Рассмотрите картинку «Дети лепят снеговика». Придумайте предложение и составьте схему предложения.

Логопед спрашивает: «О ком говорится в предложении?» - «О детях». Слово «дети» - главное в этом предложении, оно отмечено прямоугольником с коронкой.

-        Что делают дети? - Лепят. Слово «лепят» - это слово-действие, оно на схеме обозначено прямоугольником с ножками.

-        Что лепят дети? - Снеговика. Слово «снеговик» - это слово-предмет, но так как это слово не главное в предложении, оно обозначено на схеме прямоугольником.

4.        Рассмотрите   картинку   «Девочка идет в школу». Придумайте предложение и составьте схему предложения,

например, «Нина спешит в школу».

Логопед спрашивает:

  • О ком говорится в предложении? – О Нине. Слово «Нина» - главное в этом предложении, оно отмечено прямоугольником с коронкой.
  • Что делает Нина? - Спешит. Слово «спешит» - это слово-действие, оно на схеме обозначено прямоугольником с ножками.
  • Куда спешит Лада? - В школу. Слово «в» на схеме обозначено треугольником, а слово «школа» - это слово-предмет, но так как это слово не главное в предложении, оно обозначено на схеме прямоугольником.

5.        Рассмотрите картинку. Составьте предложение по картинке. Составьте схему.

-        Кто изображен на картинке? - Девочка (прямоугольник с коронкой). Что делает девочка? - Читает (прямоугольник с ножками). Что читает девочка? - Книгу (прямоугольник). Логопед закрывает на картинке девочку и предлагает детям подставить вместо нее другой персонаж, выбрав из предметных картинок (Бабушка читает журнал, дедушка читает газету). Далее логопед закрывает на картинке книгу и предлагает детям подставить вместо нее другой предмет (Девочка читает сказки, девочка читает газету, девочка читает журнал).

6.        Прослушайте предложение. «Володя забил гвоздь молотком». Рассмотрите схемы. Скажите, какая схема подходит к данному предложению? (прямоугольник с коронкой, прямоугольник с ножками, прямоугольник, прямоугольник). Исправьте ошибки.

Чтобы такая работа была для детей интересной, активизировала их мыслительную и речевую деятельность, упражнения лучше проводить в игровой форме, используя разнообразные виды работ, например:

«Найди ошибку» - на доске дается схема предложения, логопед его читает, разбирая по вопросам. Детям предлагается найти

ошибку в схеме, исправить ее и воспроизвести предложение.

«Что здесь лишнее?» - на наборном полотне устанавливается схема предложения. Логопед произносит предложение, а детям предлагается найти лишние детали схемы.

В работе по обучению детей составлению предложения по сюжетной картинке используются следующие приемы:

1)логопед дает по картинке образец предложения, а дети выкладывают схему;

  1. логопед предлагает детям картинку и схему предложения, дети составляют предложение;
  2. логопед выкладывает схему предложения, а дети подбирают к нему картинки и составляют предложение;
  3. логопед вместе с детьми рассматривают картинку, дети составляют схему предложения, затем подбирают предметные картинки для замены одного из слов предложения (например, мальчик (девочка, бабушка, дедушка) позвал собаку (кошку, щенка) и выкладывают их под соответствующим обозначением, проговаривая новое предложение;
  4. ребенок сам раскладывает схему и придумывает предложение;
  5. «Карточка обиделась» - 1 карточка повернута изображением вниз,  ребенок по картинке и неполной схеме составляет предложение;
  6. «Карточки  разбежались»  - логопед ставит перед детьми задачу составить предложение, чтобы помочь Незнайке, но все карточки убежали; детям приходится составлять предложение по схеме, незаполненной предметными картинками.

Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи («Ты скажешь, а я запишу»), а также мотивация заданий (составить такое предложение, чтобы понравилось всем, порадовать кого-то). В большой мере интерес детей к теме, их желание говорить зависят от учителя-логопеда: они поддерживаются манерой ведения занятия, эмоциональностью педагога, умением позволять свободно высказываться детям, не подавлять их речевую активность. Любую, даже неудачную попытку ребенка выразить свою мысль, необходимо поощрять, поддерживать, тактично исправлять неточности. Успехи детей мы поощряем различными знаками: фишками, жетонами, флажками.

В исследованиях многих авторов отмечается, что в речи детей с ЗПР мало прилагательных. Поэтому нами были предусмотрены задания, направленные на обогащение речи дошкольников словами-признаками. Логопед предлагает детям составить предложение из двух слов про березу, например: Береза растет. Затем спрашивает: какая береза растет? От детей требуется ответ одним словом {высокая, стройная, тонкая и т. д.). Логопед сообщает детям, что названные слова обозначают признак предмета. По аналогии дети придумывают другие предложения, подбирают к словам-предметам признаки. Затем обращается внимание детей на вопросы, которые ставятся к словам, обозначающим признаки предмета: какой? какая? какое? какие? Одновременно логопед знакомит детей с графическим изображением слов, обозначающих признаки: заштрихованный прямоугольник. Карточка с графическим изображением слова, обозначающего признак, вставляется в схему предложения.

Работа над грамматическим оформлением предложения ведется поэтапно. Сначала надо научить детей правильно употреблять формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного тех же падежей без предлога. Такая последовательность в работе над падежными формами обусловлена степенью трудности их усвоения.

Работа над каждой падежной формой имени существительного ведется в определенной последовательности. Для того, чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальная форма слова, логопед требует от детей ответа сначала одним словом, а затем целым предложением, причем целесообразно включать не одно, а три-четыре слова в данной падежной форме; например, логопед спрашивает детей: «Кто (что) нарисован на картинках? Кого (что) нарисовал художник?» Дети последовательно отвечают: корова, дерево, ежик, солнце. Корову, дерево, ежика, солнце. Художник нарисовал корову, дерево, ежика, солнце. Затем стереотипные предложения заменяются разнообразными, т.е. с разными грамматическими основами, и дети выкладывают схемы этих предложений.

Отработав падежную форму имени существительного, логопед начинает работу с именами прилагательными. Сначала работа ведется на уровне словосочетания; затем словосочетание вводится в стереотипное предложение (Я нарисовал красную бабочку. Я нарисовал синюю бабочку. Я нарисовал желтую бабочку и т.д.), а потом уже в структуру разных предложений {Девочка нашла белый гриб. Петя нарисовал большую ракету и т.д.). Дети составляют схемы этих предложений.

        

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников.

Дошкольный возраст - это период активного усвоению ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.Немногие дети стихийно достигают дост...

Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

Грамматика в играх и картинках "Домашние животные"...

Дидактические игры по формированию грамматической стороны речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая группа) Лексическая тема: "Зима. Зимние забавы".

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...

Консультация для воспитателей «Приемы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»

Описание методов и приемов  используемых для формирования граматически правильной речи у дошкольников....