Семинар -практикум для педагогов"Игровые методы и приемы в формировании грамматического строя речи у дошкольников."
учебно-методическое пособие

Семинар -практикум для педагогов " Игровые методы и приемы в формировании грамматического строя речи  у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar2.docx333.18 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы и приемы в формировании грамматического строя у дошкольников.

Задачи: Уточнить знания педагогов.                                                                                                                                                          Показать значимость работы в формировании грамматически правильной речи дошкольников;

Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагая свои мысли.                                                                                                                            Слайд 2 К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.                                                                   Слайд3.  Итак. Грамматический строй речи это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования,

 а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Слайд4.  При формировании грамматически правильной речи важную роль играют 

  1. благоприятные условия в семье
  2.  состояние нервной системы малыша,
  3. нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.
  4.  создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;  Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя
  5. специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок. Это занятия непосредственно по развитию речи, а также занятия по другим разделам программы  
  6.  формирование грамматических навыков в практике речевого общения. Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении  глаголов, существительных в разных формах, согласовании их с прилагательными, числительными т. п.

7. Исправление грамматических ошибок.                                                                                           Зачастую формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. К сожалению, многие дети испытывают трудности и допускают  ошибки при формировании собственных речевых высказываний. Определите грамматические ошибки в речи детей

Слайд   5 - ПОИГРАЕМ

1.На дереве много яблоков    (род.п.мн.ч)    

2.Где мой полотенец?  Изменение рода существительных                                                        3.Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (слова паронимы. Т.н. сложные слова)

4.Ребёнок держался за коляску обоими руками  (Слова « обе и оба» — это собирательные числительные. Они имеют такой морфологический признак, как род. Поэтому слово «оба» употребляется с мужским родом,   а «обе» – с женским родом.

5.Вова вышее чем Юра (сравнительная степень прилагательных)

6.Мы хочим еще поиграть   (спряжение глагола –хотеть)                                                                    7.У лисы лисёнки такие маленькие (Образование множественного числа существительных, обозначающих    детенышей животных)                                                        8. В магазин завезли импортные моющие обои. Действенное и возвратное причастие- моющие те которые моют, а моющиеся, такие , которые могут быть подвержены

Исправьте ошибку в предложении.  Объясните

Кашу вкусную мама сварила.

Исправьте ошибку в предложении.  Объясните

«Как мы пришли домой, мы играли с мячом»- замена одного союза другим

Исправьте ошибку в предложении.  Объясните

 "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно". опускается часть союза

Исправьте ошибку в предложении.  Объясните

 Мы шли , вот, когда от тети Маши, смотрим – салют» замена правильного местоположения союза

Слайд 6- ПОЯВЛЕНИЕ НА ЭКРАНЕ 

Примеры   грамматических ошибок в речи. 

1. Неправильные окончания имен существительных

-сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев)  в родительном падеже мн.ч. по типу столов«карандашов»«дверев»», ежов», «этажов»«куклов»«девочков»«руков» «лошадев»;

единственное число«у кукле»«у маме»«у сестре»«без ложке»;

- не различение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных«видели поросенок»«поймали олень»«посадили дуба»;

Творительный падеж         Мальчики ловят рыбу удочком

-предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: «в лесе»«в носе»«в саде»;

   2. Образование множественного числа существительных, обозначающих    детенышей животных:

Ягненки, жеребёнки, котенки, свиненки.  

                                                                         

3.Изменение рода существительных: маленький груш, убери полотенцу, мама пришел

4.Согласование прилагательных с существительными в роде: синяя шарф, синяя полотенце, белая окно, зеленый дерево и др.                                                                                            5. Склонение числительных«двое домов»«с двумями»«идите по двоим» «собака с пять щенят»«курица пришла без два цыпленка». (нет два пуговиц)

Слайд7 ПОЯВЛЕНИЕ НА ЭКРАНЕ                                                                                                                                               6. Склонение несклоняемых существительных:    на пальте, на пианине, кофий, кофию, в кине.

7.Образование глагольных форм.

а)Повелительное наклонение:    Искай (ищи), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи);

б)Изменение основы глагола: Искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу),

Плескать – плескаю (плещу), рисоват – рисоваю (рисую);

в)неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал).

г)Спряжение глаголов:

Хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь), давать -  дадишь (дашь), спать – сплют (спят).

  1. Неправильная форма причастий: Сломатая, сошитая, обрватая.

 9.Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени«ярчее»«чистее»«хужее»«красивше»«плохее».

10. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах«у мене болят уши»«у тебе новая платья»«в этим кармане».                                                                                 11. В употреблении предлогов и окончаний существительных в предложно-падежных конструкциях: кот лез по трубу вместо – вылез из трубы; идет в дом вместо – идет к дому, из дома выходит вместо – из-за дома выходит; между деда и внучки стоит бабка.

Педагоги приводят примеры из личного опыта группы

Слайд8.  НА ЭКРАН, ПОКА ОБСУЖДАЮТСЯ ЗАДАНИЯ                                                                                                                                               

 Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

- на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама

- принесла?»; вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»

-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?», отвечают: «Почему что».

· опускается часть союза или союз: « Разбилась тарелка у мамы, потому руки мокрые»;

· замена одного союза другим:  «Я надел теплую шубу, почему  что на улице  было холодно»;

· замена правильного местоположения союза: «Закончится дождь вот когда мы пойдем в парк»

Слайд9.

Ребенок утром вошел в группу и радостно сообщил воспитателю : « Я сегодня в новом пальте.  Хочите его посмотреть. У пальта есть карманы.   Оно теплое и красивое. Воспитатель, глядя на ребёнка, отвечает ему: « Кто так говорит: в пальте, у пальта,  хочите? Только  незнайки. Ты незнайка?» Оцените действия педагога

Слаид.10,11 ПОЯВЛЕНИЕ НА ЭКРАНЕ, БЫСТРОЕ ОБСУЖДЕНИЕ                                                                                                                                              

 Правила исправления грамматических ошибок. 

(Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой, А.М. Бородич)

  • Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так  и у тех детей, которые его слышат.
  • Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
  • Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени
  • С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в  основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.  
  • Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родит. падеж множ. числа -  матрешек, ботинок, варежек).
  • В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
  • При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.
  •  Приведем примеры:
  • Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
  • Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
  • Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.

             Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует.                                                                                                        Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке

Слайд12. Задание №2-1

        Во время игры воспитатель услышал разговор двух детей.  Один

 из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». туфель

Как должен отреагировать воспитатель на ошибку в речи ребенка?

Слайд   13 - ПОИГРАЕМ

В детском саду перед детьми, в отличие от педагогов,  не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.   

                 Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: звуковая культура, накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.  Остановимся подробнее на  таких ключевых моментах  как формирование фразы и включение её в связную речь.

      Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.  (раздать таблицу)

В МЛАДШИХ ГРУППАХ   существенное место занимает работа над понимаем грамматических форм и употребление их в речи.

Игры и занятия проводятся  по большей части с игрушками. Она дает возможность изменения места, положения, цвета, количества.

 Например

«Прятки с куклой» - усвоение в речи предлогов и падежей. (в, за, около, под). «Волшебный мешочек» -употребление  сущ среднего рода. Достают предметы и отвечают на вопрос что это? и какое? (зеркало, ведро, яблоко, мыло)  

 И как вариант «Что нам заинька принес» на согласование сущ. с прилагательным  жен., муж и ср. рода. «Какой игрушки нетС помощью этой игры мы учимся употреблять существительные в родительном падеже. Сюжетно-ролевые игры дети любят не меньше. В игре «Магазин» учимся употреблять существительные в форме единственного и множественного числа в родительном падеже. Например: одна груша – много груш, один огурец – много огурцов и т. п.      В игре «Семья» сюжет: «Мама готовит обед». Дети учатся употреблять существительные в родительном и творительном падеже. Например: мама будет готовить обед из овощей, из капусты; суп с картошкой, с морковью.                

 По картине «Дети играют» учимся подбирать предлоги к существительным.

«Один – много» (образование множественного  числа  существительных): мяч – мячи, кукла – куклы…  с мячом играем

(закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.)     настольно-печатная игра- играем

Ход игры: педагог раздаёт детям картинки с изображением нескольких одинаковых предметов. У педагога - картинки с изображением этих же предметов в единственном числе. Педагог показывает детям свои картинки и говорит: «У меня один флажок». Ребёнок, у которого есть картинка с изображением нескольких флажков, отвечает: «У меня много флажков».

Эта работа так же ведется до подготовительной группы

На словообразование .Следует обратить внимание на способ образования слов при помощи суффиксов онок- енок (лисенок) , сахар-сахарница, глаголы с приставкими.  Глаголы от звукоподражания кря-кря- крякает, ква-ква- квакает, хрю-хрю-хрюкает   экран  Слайд14 - играем

Слайд   15 - ПОИГРАЕМ

 Дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Слайд16. игра «Мои первые предложения»

Что делает девочка (рисует), девочка рисует, девочка рисует цветными карандашами.

Мама купила в магазине  лук, морковь, картошку. Мама купила в магазине  овощи  лук, морковь, картошку

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ  расширяется круг грамматических явлений. Продолжается работа по согласованию сущ. и прилагательных в роде числе и падеже, использованию разных форм глаголов, правильное спряжение глаголов по лицам и числам, употребление предлогов.                                                                                                                      - Употребление существительных в форме ед. и мн. ч. в род. падеже. Слайд17.       «Что без чего  экран( закрепление формы родительного падежа существительных.)                                                                                                 Игра «Жадина и щедрый». Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями. чей, чья, чье. Мой, моя, мое, твой, твоя, твое

Слайд18 . формируется умение использовать несклоняемые сущ-е.  экран Разбирается слово «сок». Логопед начинает предложение, дети заканчивают:

- Маша выпила стакан (чего) – сока. Она угостила своих друзей (чем) – соком. Много витаминов (в чем) – в соке. Маша рада (чему) – соку. Менялось слово «сок» - ДА.

Затем рассматривается вторая картинка какао.

Эти же предложения со словом «какао» логопед произносит сам. Каждый раз обращает внимание на то, что слово не меняется. Затем дети произносят предложения целиком, выделяя голосом окончание последнего слова. Картинку с изображением какао логопед ставит на доску.

Затем логопед выносит еще две картинки с изображением слона и кенгуру.

Вначале разбирается слово «слон»:

Так же картинка с изображением кенгуру ставится на доску.

Слайд   19 - ПОИГРАЕМ

«Мишка-сделай»  употребление глаголов повелительного наклонения. Ляг, скачи, рисуй, ищи

Игра-беседа  «Что вы хотите делать», Что ты хочешь делать употребление разноспрягаемого глагола –хотеть.

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?    настольно-печатная – ТОЛЬКО ПОКАЗ

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

«Лови и бросай, и цвета называй» (- согласование существительных с прилагательными).  Мяч  - ИГРАЕМ. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Примеры:красная –   лентаоранжевый – апельсин, мяч;желтое – солнце.

В словообразование меняет содержание материала, становится более сложным. Вводятся названия детенышей животных, которые звучат по другому, овца -ягненок, лошадь- жеребенок, жираф-….детеныш жирафа и обезьяны

В образовании названий посуды появляются слова солонка, масленка, с суф. Ик-чайник, кофейник Сюжетно –ролевые игры «Ждем гостей»

Дети обучаются способам отыменного образования глаголов   Педагоги  приводят примеры .( мыло- мылит, учитель-учит)………….

Активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то, служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

К 6 годам усваиваются основные закономерности изменения и соединения слов в предложение. Некоторые формы вызывают затруднения –сочетание сущ. с числительным, местоимениями –их, к ним, употребление причастий

- Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительное с числительными  в род. п.

Игра «Я увидел  » 

Цель: Формировать умение детей согласовывать числительные с существительными в  винительном падеже мужского, женского и среднего родов.

Игра «Чего не стало» рассказать

Цель: Формировать умение детей согласовывать числительные с существительными в родительном падеже мужского, женского и среднего родов.

Ход игры: взрослый демонстрирует изображение картинок, затем прячет одну из них. Ребенок отвечает полным ответом «Чего не стало?»

Вариант 2.     Взрослый демонстрирует разное количество контурных изображений предметов. Сообщает, что эти предметы пропали. Просит назвать полным предложением чего не стало на картинке. «Нет двух зайцев», «Не стало четырех бабочек».

 «Слова-неприятели», «Скажи наоборот» (подбор существительных, прилагательных, наречий, глаголов с противоположным значением): друг – враг, день – ночь; чистый – грязный, веселый – грустный; высоко – низко, далеко – близко, темно – светло…   Игра  выбираем –противоположности (одно значение у воспитателей, одно  у выступающего)

- Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова и глаголы с  приставками

 Игра «Медленный-быстрый»  с мячом - играем

Инструкция: «Девочка Катя всё делает медленно, а вы можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Катю, а вы расскажи о себе»

Катя рисует, а ты уже…(нарисовала)

…читает, а ты уже…(прочитала)

…ломает палку, а ты уже…(сломала)

…пишет записку, а ты уже…(написала)

…стирает носки, а ты уже…(выстирала)

…считает, а ты уже…(сосчитала)

…ужинает, а ты уже…(поужинала)

«Дерево родственных слов»   экран   слайд 20

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках).

Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы. Слайд   21 - ПОИГРАЕМ

 «Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» Игра «Волшебные следы»

 (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий

слайд  22

Задание № 2.  Экран  во время ответов

Определите возраст и задачи  игр и упражнений   «Где живет еда» Педагог рассказывает, что каждый продукт на кухне имеет «дом», в котором  хранится. Дети  подбирают картинки и называют  места хранения еды:

хлеб – хлебница; чай – чайник; кофе – кофейник ;сахар – сахарница;соль – солонка; масло – масленка; конфеты– конфетница; фрукты – фруктовница; салат – салатник

 https://akademiarechi.ru/wp-content/uploads/2020/10/0b78f240c0.jpg

Образование названия посуды  суффиксальным способом  онк(енк), ник (средний, старший , т.к нов суф.

Игра: «Что напутал художник?» слайд  23

 Лисе стало скучно, решила она отправиться на прогулку. А так как у неё день рождения, захотела она сфотографироваться. И посмотрите, какие фотографии сделал художник?

Ответы детей:

  • «У лисы лапы не медвежьи, а лисьи».
  • «У лисы уши не заячьи, а лисьи».
  • «У лисы хвост не беличий, а лисий».
  • «У лисы шерсть не заячья, а лисья» и т.д.

 

на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности старший.)

слайд  24 Задание №3   Определите возраст и задачи работы с детьми

Детям показывают пару картинок, например лимон и апельсин.  Дети по образцу воспитателя должны составить предложение, Лимон кислый ,а апельсин сладкий. (средний)

Слайд   25 - ПОИГРАЕМ

Задание №3   «Закончи предложение» играть  с мячом

 Цель: учить детей составлять сложноподчинѐнные предложени путем добавления придаточных предложений

Ход игры: Педагог:

- Объясните, почему…:

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

 - Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

 - Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки)

Задание №3   «Телефон»-   рассказать

 Цель:Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения, используя прямую и косвенную речь.

Ход игры:

Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, - Петя сказал, что сегодня плохая погода.

- Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.

- Толя ответил, что у него нет книги.

 Закончить хотела бы синквейном. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. слайд  26  

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и выразить свои мысли. слайд  27  

Речь.
Длинная, короткая.
Обозначает, отражает, помогает.
Универсальное средство общения.
Понятие

Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

(составлена по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», )

Раздел грамматики

Возраст детей

2  - 3  

3 – 4

4 – 5

5 – 6

6 – 7

Морфология

Словоизме

нение

Начинается формирование умения согласовывать прилагательное с сущми в косвенных падежах.  Начинают усваиваться  падежное  окончания:  

- а (рога), - я (стулья) и мн числа:  -ов, -ами, -ах; Усваиваются все формы глаголов и большинство приставок.

 

Формирование умения изменять слова по падежам, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, употребление  предлогов в, на, за, под. Употребление  глаголов.

Определение родовой принадлежности  имен сущ.

Совершенствуется умение правильно  использовать предлоги, продолжается обучение употреблению  существительных в форме ед. и мн. ч. в род. падеже.

Согласовывание сущ.  с прилагательными и местоимениями (притяжательными) в роде, числе и падеже

Использование разных форм глаголов, правильное спряжение глаголов по лицам и числам.

Правильное употребление формы повелительного наклонения глаголов: (хотеть, бежать, ехать, лежать). Использование несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино),

отработка навыков употребления формы среднего рода, сравнительные степени прилагательных, наречий.

Совершенствуется умение согласовывать слова в предложении, сущ-е с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е, сравнительную степень имен прилагательных

(чистый – чище)

Употребление существительных, прилагательных, наречий, глаголов

с противоположным значением

Закрепляется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными и местоимения с существительными

Словообра-зование

  Начинают усваиваться   суффиксы увеличи-тельности.

Образование слов, в которых не меняется звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, диван – диванчик, корова - коровка);

Используют способ образования  слов, обозначающих названия детенышей животных и посуды при помощи суффиксов  онок- енок., ца и употребление их в и.п и род.п. ед и мн.числа.

  Употребление сущ-х в форме ед. и мн. ч. в род. падеже (ленточек, яблок, рук). Знакомятся со способами образования глаголов(звукоподражательных-хрю-хрю-хрюкает), некоторых глаголов с приставками.   Усваиваются сравнительные степени прилагательных, наречий.

Образование слов по аналогии (клюква-клюквенный

Меняется  содержание материала, становится более сложным. Вводятся названия детенышей животных, которые звучат по- другому (корова- теленок, овца -ягненок, лошадь- жеребенок, жираф-….детеныш жирафа и обезьяны.)  Правильно используют форму мн. ч. род. и вин. падежа существительных.

В образовании названий посуды появляются слова солонка, масленка, с суф. ик-чайник, кофейник

Обучаются способам отыменного образования глаголов  ( мыло- мылит, учитель-учит)………….

Образуют форму мн.ч. сущ-х, обозначающих  детенышей животных и посуды; однокоренные слова(медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в т.ч глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
Самостоятельное образование  сущ. от глаголов (чинит часы-часовщик), сущ жен.р.с суф ца-  летчица от других частей речи, прилагательных от основ  сущ-х, притяжательных прилагательных.

Сравнительная(суф.  ее(ей),е,те и более, менее)

и превосходная (ейш (айш)  и самый, наиболее) степень прилагательных

Образуют  (по образцу) сущ –е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

Синтаксис 

Употребление простого нераспространенного предложения, (отвечают на вопрос одним словом, полным ответом (до 5). Появление бессо-юзных сложносочи-ненных предложений

Употребление предло-жений с однородными существительными, обоббщающими словами. Учатся правильно согласовывать слова в предложении.

Формируется умение вступать в диалог

Правильное согласование слов в предложении, использование в речи  простейшие видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то, служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Упражнять в умении составлять сложные предложения используя специальные языковые средства (суждение-потому что, конкретизация мысли-например, обобщение- всегда, никогда)

совершенствование пользования  прямой и косвенной речью, умение вести диалог

Совершенствование использования в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровые методы и приемы на занятиях по формированию элементарных математическиз представлений"

Игровые методы и приемы на занятиях по формированию элементарных математических представлений ...

Семинар «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка».

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ в форме деловой игры....

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Игровые методы и приемы в формировании лексико - грамматических средств языка (методические рекомендации)

Сборник содержит практический материал по словообразованию и словоизенению, который поможет дошкольникам освоить непростые правила русской грамматики....

Семинар-практикум для педагогов: «Игровые методы и приемы по формированию фонетической и фонематической стороны речи у дошкольников»

Цель: систематизация знаний педагогов по  формированию фонетической и фонематической стороны речи детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ на тему: «Игровые методы и приемы в формировании и развитии связной речи».

Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить вашему вниманию несколько игр по речевому развитию у детей, которые мы используем в нашей средней группе. Хочу отметить, что эти игры не требуют материальны...