Семинар «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка».
консультация по развитию речи на тему

Шлепнина Елена Валериевна

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_slovoobrazovaniyu.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для учителей-логопедов и воспитателей  ДОУ «Игровые методы и приемы в формировании лексико-грамматических средств языка».

План семинара

  1. Вступление.
  2. Деловая игра. Конкурсы для двух участвующих команд.
  1. Конкурс «Разминка»  
  2. Конкурс «Эрудит».  1 часть . Антонимы.  
  3. Конкурс «Эрудит».  2 часть.  Синонимы.
  4. Физкультминутка.
  5. Конкурс «Спой правильно».
  6. Игры на формирование нравственных качеств ребенка «Чудо-дерево» и  «Сокровища сердца».
  1. Рекомендации по проведению дидактических игр по словообразованию и словоизменению.
  2. Подведение итогов.

Ход игры.

I.  Вступление.

 II. Деловаяигра

  1. Конкурс «Разминка»  

Задание: участники должны ответить на максимальное число вопросов.

Вопросы и задания для первой команды:

  1. Из какого крана не напьешься? (из подъемного)
  2. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
  3. На каком горне не сыграешь побудку? (на кузнечном горне).
  4. Измени по образцу:

много домов – один дом                                                                                             много мышей -……(одна мышь)                                                                                                                                                                                                                                                               много туфель - …..(одна туфля)                                                                                                  один чулок – много….(чулок)                                                                                   один бант – много …(бантов)

Вопросы и задания для второй команды:

  1. Из какого ключа не бьет вода? (из дверного)
  2. В каком окошке какой печи не пекут калачи? (в окошке доменной печи).
  3. В каких лесах не водится дичь? (в строительных).
  4. Измени по образцу:

много скатертей – ….(одна скатерть)                                                                                            много манжет - …..(одна манжета)                                                                                                                            один носок – много …(носков)                                                                                  один торт  - много …(тортов)  

Многозначных слов много (показать книжку), детей надо с ними знакомить, а существительные мн. ч. родительного падежа вызывают затруднения и у взрослых, тем более  у детей.

  1. Конкурс «Эрудит».  1 часть . Антонимы.    

«Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот».

     Задание для первой команды: друг – подруга – враг,

                                                          радость – счастье – печаль,

                                                          поднимать – опускать – брать,

                                                          рыжий – лысый – волосатый,

                                                          много – чуть-чуть – мало.

Задание для второй команды: зима – осень – лето,

                                                      восход – заря – заход,

                                                      наливать – плескать – выливать,

                                                      грязный – старый – новый,

                                                      тусклый – бледный – яркий.

Для детей можно провести игру «Наоборот»     На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у воспитателя перевернутые картинки. Играющие по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют картинку. (Толстый – тонкий, пустая – полная, глубокая – мелкая, короткая – длинная…)

Игра «Вредина» . Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная палочка». Он называет слово и передает ее играющему по кругу. Ребенок должен назвать слово-антоним. Если ответ  правильный, ведущий забирает палочку, называет следующее слово и передает палочку следующему игроку. Если ответ неправильный, палочка не забирается, а игрок выбывает. Палочка передается соседу. Выигрывают оставшиеся участники.(Высоко – низко, далеко – близко, молодой – старый, больной – здоровый, стройный – сутулый..)

  1. Конкурс «Эрудит»,  2 часть.  Синонимы.  

Задание для первой команды:

  1. Поставить глаголы в порядке усиления действия, подобрать к ним

подходящие по смыслу существительные.

Мчался - …                                                          1. Ползла улитка, змея…

Бежала - …                                                           2. Тащилась черепаха, кляча,….

Летела - …                                                            3. Бежала собака, лиса…

Тащилась - …                                                       4. Скакал рысак, конь….

Скакал – …                                                            5. Мчался  автомобиль…

Ползла - …                                                             6. Летела стрела, ракета…      

Задание для  второй команды:

  1. Подобрать к данным глаголам синонимы.

Устать -                                             устать-утомиться

Ликовать -                                         ликовать-веселиться, радоваться

Влезть –                                             влезть-вскарабкаться, подняться, забраться

Тревожиться –                                  тревожиться- волноваться, беспокоиться

Думать –                                            думать-мыслить, соображать

Сиять –                                               сиять-сверкать, блестеть

Для детей можно провести игру с мячом «Я вам, а вы мне» (я называю слово, а  команда подбирает синоним).

Например, я: «Неправда», дети: «Ложь»

Темнота - … (мрак)                                                Ураган - …(буря, тайфун)

Зной - …        (жара)                                               Несчастье - …(горе)

Громадный - …(большой, огромный)                  Отважный - …(смелый, храбрый)

Близко - …          (рядом)                                        Крепко - …(прочно)

Для детей можно провести игру «Кто внимательнее?»

Определить слова приятели или неприятели. (хлопнуть, топнуть, поднять руку, подпрыгнуть и пр.)

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря, чуткий – отзывчивый, смелый – робкий, красивый – прекрасный.

Для детей можно провести игру «Что сильнее?» (сравнить синонимы и определить, какие из них указывают на большую степень).                       Смеяться – хохотать, спать – дремать, бояться – пугаться, бедный – нищий, сиять – блестеть, бить – колотить.

Для детей можно провести игру «Назови слова-приятели в пословицах». Приятелей много, а друга нет.   Переливать из пустого в порожнее и пр.

Для детей можно провести игру «Придумай загадку».  Можно использовать такое задание по каждой лексической теме. (Придумывать загадки про животных, мебель и пр.)  Например, загадка ребенка: «Маленький, серенький, колюченький». Тут отрабатывается словарь прилагательных, которые современные дети мало употребляют в речи.

  1.   Физкультминутка     

Задание для первой команды: игра «Кто ловкий?»

Оборудование: игрушки, мебель, посуда, инструменты.

На столах стоят предметы. По команде «1-2-3, инструменты бери!» переносятся инструменты.

Выигрывает тот, кто раньше принес все предметы. Составляют предложение «Я принес чайник» и т.п.

Для детей задания можно варьировать: «1-2-3, игрушки неси!», «1-2-3, посуду бери» и т.д.

Задание для второй команды:  игра «Живые картинки». (Участвуют 7 человек)

Воспитатели изображают дни недели. Под музыку расходятся по залу. По окончании музыки встают по порядку и называют себя.

Для детей можно изобразить времена года, части суток, зимние или летние месяцы и т.д.

(для закрепления названий дней недели, времен года, частей суток)

       Общее задание: игра «Слева, справа» (Хором проговариваем слова, выполняем движения). Мы  отрабатываем ориентировку в пространстве и предложно-падежные конструкции, т.е. правильное употребление предлогов и окончаний существительных.

Топнем правою ногой,                                Справа лес шумит зеленый,                                                                                

Топнем левою ногой!                                  Слева – поле за рекой.                                                        

Справа – дождик моросящий,                    Левым глазом подмигнем,                                      

Слева - радуга дугой.                                   Правым глазом подмигнем!                                                  

Хлопнем правою рукой.                              Слева – камень на тропинке,                                                      

Хлопнем левою рукой!                                Справа – ветка с воробьем.  

Выбор стихов большой, заучивать стихи надо, потому что современные дети знают их мало.                          

  1.  Конкурс «Спой правильно»

Отрабатывать предложно-падежные конструкции, а также обучать согласованию предлогов с существительными и числительных с существительными можно не только в стихах, но и в песнях. Песни легко запоминаются, детям задание нравится.

Задание для первой команды: пропеть стихотворение на мотив колыбельной «Спи, моя радость, усни».

Платье стирают в тазу.

Сено лежит на возу.

Видно слезинку в глазу.

Прядка волос на лбу.

Плавали рыбки в пруду.

Дети катались на льду.

Вишни поспели в саду.

Много цветов на лугу.

Задание для второй команды: пропеть стихотворение на мотив песни

«То березка, то рябина».

Два лимона, мандарина,

Два арбуза, апельсина.

Но две груши и редиски,

Две котлеты и сосиски.

Два слона, но две мартышки,

Два банана, но две шишки.

Два кита, два крокодила.

И огромных две гориллы.

  1. Игры на формирование нравственных качеств ребенка 

Важное направление работы  в ДОУ – духовно-нравственное воспитание детей. Предлагаю  вам несколько игр по данной теме.

Для первой команды – игра  «Чудо-дерево». Наша игра заставляет детей задуматься и получить знания и умения по теме «Счастье». Перед нами «Чудо – дерево». Вы должны украсить его листочками. Прикрепляя листок, надо сказать, какими должны быть люди, чтобы на земле воцарилось счастье? (добрые, отзывчивые, талантливые, терпимые, добросердечные…)

Для второй команды – «Сокровища сердца». В этой игре дети должны получить знания и умения по теме «Милосердие». Перед вами сердце и маленькие сердечки у каждого. Надо вложить в кармашек свое сердечко и описать, что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до мамы. (теплоту, ласку, спокойствие, любовь,…)

Такие игры и беседы можно провести по разным темам: «радость», «трудолюбие», «улыбка», «доброта» и т.д.

Для детей можно провести игру «Бесконечное предложение». Дети придумывают  и распространяют предложение, учатся согласовывать слова в предложении.

Я предлагаю слово: «Люблю»                                                                                              

1-й ребенок : «Люблю маму»                                                                                                                         2-й: « Я люблю маму»                                                                                                                      3-й: «Я сильно люблю маму»                                                                                                                         4-й: «Я очень сильно люблю маму» и т.д.

Игра «Загадай желание» - с сердцем или с деревом. Дети учатся строить грамматически правильные предложения, используют разные части речи, тренируются в словообразовании и словоизменении.

Игра «Сделай комплимент»    Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:

- Дети, скажите хорошие и добрые  слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение. (Мама, ты очень красивая. Спасибо, сынок, ты у меня внимательный, добрый.)

III.  Рекомендации по проведению дидактических игр по словообразованию и словоизменению.

IV. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Игровые методы и приемы в формировании лексико - грамматических средств языка (методические рекомендации)

Сборник содержит практический материал по словообразованию и словоизенению, который поможет дошкольникам освоить непростые правила русской грамматики....

Использование игровых приемов в процессе работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР

В работе представлен практический материал по использованию игровых приемов в процессе обогащения словарного запаса, словообразования и словоизменения у дошкольников с ОНР....

Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»

Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...