Обучаем детей сочинять стихи
методическая разработка по развитию речи

Фармагей Мария Николаевна

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сочиняем стихи23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Эту работу можно проводить одновременно в двух направлениях: заучивание и сочинение.

Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Например  произведения А. Барто, С. Маршака и других детских поэтов.

     Чтобы детям легче было заучить стих, я использую методы «мнемотехника» и «заучивание стихов руками» это помогает развивать речь детей, память, творческие способности и воображение.

В группе необходимо создавать «атмосферу поэзии», это когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, в образовательном процессе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивая  потребность слушать и запоминать.

Обучение детей сочинять стихи.

Важную роль в развитии речи играет и сочинение стихов детьми. Способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. В обучении сочинительству можно выделить следующие этапы работы:

  • знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста;
  • коллективное составление текста по алгоритму;
  • создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами;
  • индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов лучше начинать с трехлетнего возраста. Исследователями установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.

     Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания ребенка.

Задачи в обучении рифмованию:

Вторая младшая группа

    1) Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, пень – день; ночь – дочь; кот – рот; палка – галка; печка – свечка; мышка – крышка и т.д.

2) Побуждать детей  к созданию рифмованных строчек по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. (Слон стоит, а конь бежит)

Средняя группа

1) Учить детей рифмовке через дидактические игры: Игра «Добавлялки» (Ра-ра-ра – начинается…(игра), Лу-лу-лу – сидит кот в… (углу), Ша-ша-ша – мама моет… (малыша), Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу), Са-са-са – в лесу бегает… (лиса), Су-су-су – было холодно в… (лесу)), «Склад-несклад», «Отгадывание загадок».

Самолетик легкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо - (стрекоза),

«Чистоговорки», «Чужое слово», и другие игры.

2) Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки.

Старшая группа   (усложняются задания)

     1) Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко).

2) Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. (о ком или о чем будет стихотворение, каким этот объект будет,  что он будет делать, вывод)

Подготовительная группа

     1)Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

2) Формировать умение составлять рифмовки.

Сочинение стихов по ключевым словам:

1. Когда укладываем детей спать

Мы ложимся все в кровать,

Детям нужно отдыхать,

Мы немножко отдохнем

И опять играть пойдем.

2. Печем печенье к чаепитию

Напечем печенье, 

Будет угощенье,

Мы друзей позовем

И станцуем и споем.

3. Стихи про наши цветы

За окном трещит мороз,

Люди прячут в шарфик нос.

А в группе нашей тепло и уют,

Орхидеи тут цветут.

4. При посадке цветов

Вот он маленький росточек,

Ты полей его дружочек,

Ты воды не жалей,

будет он расти быстрей.

5. Это было в апреле

Мы жили в отеле,

Звенела капель,

Мы ловили форель.

Василий Сухомлинский

«У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Доклад из опыта работы" Обучаю детей сочинять сказки"

Этот доклад я готовила для районного семинара....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"

Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; раз­вивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упраж­нять в придумывании небольших стихов; воспитывать береж­ное отношение к книгам....

Я очень люблю осень и сочиняю стихи. Вот моё стихотворение "Осенний лучик надежды"

Осенний лучик надежды Вот и осень наступила Улетели журавли Не поют нам больше птицы О нашей любви Под ногами шуршат листья Тихо шепчутся в тиши Говорят нам не спешите Помечтай и подожди Пос...

Конспект занятия по речевому развитию "Сочиним стихи для лягушки"

Занятие по речевому развитию с использованием  методов ТРИЗ-технологии...

Сочиняем стихи!

Стихи – это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последов...

Педагогический проект для детей с ОВЗ "Учимся сочинять стихи и загадки"

В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм...