пальчиковое развитие
материал по развитию речи (младшая, средняя группа)

Залевская Лариса Анатольевна

пальчиковое развитие, пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_risovaniya.doc30 КБ
Файл palchikovye_igry.docx24.82 КБ
Файл rasskazhi_stihi_rukami.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ СТРАНИЧКА

Необычное творчество для детей 2-3 лет

 «Рисуем без кисточки»

(пальчиковое рисование)

Ваш малыш  уже много раз брал в руки кисточку или карандаш. А вот пробовал ли он рисовать пальчиками и ладошками?  А мятой бумагой, зубной щеткой или картошкой?

Выполняя вместе с вами задания «Рисуем без кисточки», ребенок быстро освоит эти увлекательные изобразительные методы – ведь удивительные  превращения будут происходить на каждой странице.

Пальчиковое рисование отлично развивает не только творческие способности и воображение, но и мелкую моторику руки, которая напрямую влияет на развитие речи, мышления и памяти.

Занимаясь вместе с малышом, обязательно подключайте и свою фантазию – творите вместе. И не забывайте хвалить маленького художника, украшать его работами стены квартиры и дарить их друзьям и близким.

Успехов вам на пути в страну Творчества и Фантазии.

Общие рекомендации:

- Для успешных занятий творчеством необходимо хорошее настроение, поэтому никогда не приступайте к занятиям, если ребенок устал или капризничает.

- Для рисования пальчиками используйте специальные краски или разведенную гуашь. До начала работы  покажите ребенку, как пользоваться красками. Сделайте пробные отпечатки на листе бумаги.

- При смене красок пальчики можно вымыть в емкости с водой и вытереть мягкой тряпочкой.

- Подготовьте рабочее место: поставьте стол там, где нет ковра, или застелите его газетой. Наденьте ребенку фартук или обычную старую футболку.

- Прежде чем перевернуть страницу дайте краскам высохнуть.

Занятия-задания, увлекательные изобразительные методы.

Занятие 1. Полетаем?

Высоко в небе летит самолет, а над озером порхает бабочка. До чего же хорошо летать в такой чудесный день.

Возьми бумагу,  сомни ее и обмакни в белую краску. Приложи комочек к облакам на картинке. Таким же способом нарисуй крону дерева. Только используй для этого желтую краску. Пальчиком дорисуй волны, самолет и бабочку.

Занятие 2. Пушистый снежок.

Чтобы нарисовать снежок, тебе понадобится зубная щетка. Намочи ее, опусти в белую краску, а затем аккуратно разбрызгай краску по картинке. Пальчиком дорисуй картинку.

Занятие 3. Котенок-чистюля.

Все кошки любят чистоту, но не все любят воду. А этот маленький котенок сам забрался в тазик и купается в пушистой пене. Вот так чистюля!

Давай сделаем нашего котенка полосатым. Теперь проведем полоски и на его полотенце. Так оно подойдет ему еще больше. На тазике нарисуем зеленые спиральки, а в лужице на полу – белую пену.

Занятие 4. В гостях у клоуна.

Посмотри на этого доброго клоуна. Он хочет устроить для тебя веселый праздник. Давай поможем ему сделать бумажный фейерверк.

Нарисуй пальчиком над клоуном ленты  серпантина и небольшие кружочки конфетти. И не забудь дорисовать костюм клоуна.

Занятие 5. Динозавр Кузя.

Динозавр Кузя нашел на дороге необычный фрукт. Такого он еще не видел ни разу. «Может быть, стоит его попробовать?»- думает Кузя и облизывается.

Закончи картинку. Дорисуй куст и плоды на дереве. Укрась динозаврика яркими завитушками и нарисуй ему румяную щечку.

Занятие 6. Розовый слоненок.

Ну и жара! Хорошо, когда у тебя есть такой длинный хобот. Можно устроить себе настоящий душ.

Нарисуй пальчиком струи воды, вылетающие из хобота веселого слоненка, и белых «барашков» на море. Их отпечатка ладошки получится ухо слоненка.

Занятие 7. Дождик, лей

Пошел дождь, но девочка Оля не хочет возвращаться домой. У нее большой зонт и резиновые сапоги, которым не страшна любая лужа.

Давай нарисуем пальчиком дождевые капели и цветы, а потом украсим горошком зонтик Оли.  Тогда он станет таким же нарядным, как и ее сапожки.

Занятие 8. Разговоры на глубине

Маленький морской конек очень любит встречаться со своими друзьями. Они всегда рассказывают друг другу что-нибудь интересное.

Сделай из отпечатков ладошек два плавника для конька. А теперь внимательно посмотри, что еще можно дорисовать в необычном морском мире.



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Игры этой серии включают в себя доказавшие свою полезность и дающие быстрый результат тематические комплексы пальчиковых игр и упражнений для целенаправленного развития речевых навыков, умственных и творческих способностей, координации движений, мелкой моторики пальцев рук и подготовки их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры могут стать полезным дополнением для логопедических занятий, существенно ускорив победу над возрастными дефектами произношения.

Рекомендовано для занятий с детьми от 2 до 7 лет. В комплект каждого набора входит набор игровых полей и подробная иллюстрированная инструкция с описанием упражнений и методики.

Пальчиковая игра-водилочка «Я рисую!»

Все дети любят рисовать. Эта веселая пальчиковая игра предоставит такую возможность даже тем, кто еще не умеет держать в руках настоящую кисточку или карандаш. Играя, малыши научатся рисовать солнышко, облачка, волны, лесенки и другие простые контурные изображения. Также им предстоит освоить множество полезных и забавных пальчиковых упражнений, иллюстрирующих поведение изображенных на картинке героев и природных явлений. Веселые потешки в стихах просты для понимания, они легко запоминаются и детьми, и взрослыми.

Как играть

Набор состоит из 12 односторонних или 6 двусторонних картинок, каждая из которых представляет собой красочную сюжетную иллюстрацию. На картинке изображены все герои потешки и нанесены толстые яркие линии, по которым малышу предстоит водить пальчиком. Отсюда и название игры – «водилочка».

Упражнения пронумерованы и расположены в порядке увеличения степени сложности. Соблюдайте ее для достижения наилучшего результата.

Начните занятие с одной картинки. Прочитайте потешку и рассмотрите картинку вместе с малышом. Попросите его назвать и показать всех героев стишка. От самых маленьких на первых порах требуется только показывать пальчиком ответы на вопросы взрослого вроде «Где овечка?», «Где домик?», «Покажи мостик» и так далее. При возникновении затруднений взрослый должен сам все показать и назвать. Не торопитесь! То, что для взрослого очевидно, для малыша может быть совсем новым и непонятным. Не требуйте сразу слишком многого. Чем больше на картинке знакомых героев и предметов, тем проще малышу разобраться в ситуации. Детям 3-4 лет полезно не только назвать героев, но и рассказать, что они еще видят на картинке. Побуждайте их говорить целыми предложениями.

После общего знакомства с картинкой взрослый, играющий с ребенком, снова читает стих и показывает сам, что нужно делать (каждое упражнение подробно описано и проиллюстрировано в инструкции). Затем взрослый читает стих еще раз, а малыш пробует повторить нужные движения. При занятиях с самыми маленькими взрослый сначала может водить сам пальчиком ребенка по линиям и складывать их в нужные фигуры и комбинации во время упражнения. Водить можно не только указательным пальчиком правой руки, но и любым другим. Для выбора пальчика перед каждым занятием проводится забавная игры «Выбираем кисточку», а после занятия – расслабляющее занятие для рук «Полоскаем кисточку».

Не старайтесь сразу освоить все упражнения набора. Информационная нагрузка должна соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Только когда малыш полностью усвоит упражнения на одной картинке, можно переходить к следующей. В начале каждого занятия повторяйте одну или несколько уже разученных малышом потешек. Это поможет ребенку легче справиться с новым заданием.  Со временем ребенок запомнит все стихи и упражнения к ним и сможет сам правильно и с пользой заниматься с картинками набора и даже научить игре своих друзей.

Выбираем кисточку

Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточка у нас? (пальцы правой руки сжаты в кулачок).

Вот они! Стоят как дружно!

Из пяти одну взять нужно. (кулак разжимается, пальцы растопыриваются).

Эта кисточка толста. (взять большой пальчик за кончик, потеребить и пригнуть к ладошке).

Эта, как кусок хвоста, (взять средний пальчик за кончик, потеребить и пригнуть к ладошке).

Эта вовсе, как мочалка, (взять безымянный пальчик за кончик, потеребить и пригнуть к ладошке).

Эту, новенькую, жалко! (взять мизинчик за кончик, потеребить и пригнуть к ладошке).

А вот эта хороша

Для любого малыша. (взять оставшийся указательный пальчик за кончик и потеребить).

Далее выбранным пальцем выполняется упражнение или группа упражнений. При выборе «кисточки» можно выбирать не только указательный, но и любой другой пальчик. Но начинать лучше -  с указательного.

Теремок

Теремок за речкой, в нем живут овечки. (показать пальчиком на овечек).

С бережка на бережок

Не добраться за прыжок. (показать пальчиком сначала на один берег реки, потом на другой).

Козлик попытался –

Бух! И искупался! (пробежаться четырьмя пальчиками до берега, «подпрыгнуть» и плюхнуться на середину реки, где изображен козлик).

Нарисуем мостик (провести пальчиком по дуге от точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

И пойдем к ним в гости. (пройти по мостику указательным и средним пальцами как ножками).

Море

Нарисуем мы волну, (непрерывно вести пальчиком по нижней волнистой линии от точки до стрелочки).

А потом еще одну – (непрерывно вести пальчиком по верхней волнистой линии от точки до стрелочки).

Вот как на просторе

Разлилося море! (широко развести руки в стороны).

По волнам корабль плывет,

В путешествие зовет. (волнообразные движения кисти).

Ветер наколдуем –

Паруса надуем! (подуть на нарисованный кораблик. Или сложить руки парусом ладошками к себе и дуть в них, постепенно удаляя их от лица).

В лесу

Заблудившимся в лесу

Ты тропинку нарисуй. (поставить пальчик на стартовую точку).

Мимо дуба, мимо елки,

Мимо мишки, мимо волка.

Мимо зайки и лягушки

Прямо к солнечной опушке. (без отрыва от бумаги вести пальчиком по линии от начала дол конца).

И тогда Степан с Кузьмой

Прибегут по ней домой. (выставить из кулачка средний и указательный пальцы и, перебирая ими, как ножками, пробежать по дорожке от начала до домика).

Спортсмен

Просит Афанас-качок:

«нарисуй мне турничок», (вести пальчиком по линии от стартовой точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

Подтянусь раз двести

С башмаками вместе! (положить кончики указательного и среднего пальцев на верхнюю перекладину турника, а остальные прижать к ладони. Сгибая и разгибая пальцы, «подтянуться» несколько раз.)

Стану я сильней, чем слон –

Настоящий чемпион! (сжать кисть в кулак, согнуть руку в локте и напрячь мышцы, как культурист).

Мне судья в спортзале

Все отдаст медали!» (торжествующе потрясти кулаками над головой).

На крылечке

На крылечке Васька-кот

Чудо-песенки поет. (показать пальчиком на кота).

Рядом мышки пляшут,

Хвостиками машут. (повертеть пальчиками-хвостиками на обеих руках. Остальные пальцы прижаты к ладоням).

Чтоб послушать песенку,

Нарисуем лесенку. (вести пальчиком по линии от стартовой точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

Раз, два, три, четыре, пять! (показать пальчиком циферки по порядку).

А теперь кота погладь! (гладить кота пальчиком от головы до хвоста и мурлыкать).

Горы

Средь пустой долины

Нету гнезд орлиных. (сокрушенно развести руки в стороны).

Нарисуем горы

Выше, чем заборы! (вести пальчиком по линии от стартовой точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

В снежных шапках или без –

Аж до самых до небес. (поднять руки над головой и посмотреть вверх).

Пусть орлы садятся

И на них гнездятся. (сцепить кисти большими пальцами и махая остальными пальцами, как крыльями, «полетать» над листом и сесть на голову.)

Улиточка

Просит слизень: «На спине

Нарисуй-ка домик мне

С печкой и калиточкой –

Стать хочу улиточкой! (вести пальчиком по линии от стартовой точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

Я, куда ни поползу,

Дом с собою повезу! (выставить указательный и средний пальцы правой руки рожками, остальные прижать к ладони. Положить руку на стол и на тыльную сторону кисти положить кулак левой руки, как бы образуя раковину. Медленно двигать улитку вперед по столу).

Чуть кто на дорожке –

Спрячу в домик рожки». (сжать пальцы правой руки в кулак, спрятав «рожки»).

Пешеходный переход

Где машиной едет много,

Сложно перейти дорогу. (сжать обе руки в кулачки и водить ими по проезжей части, имитируя машинки).

Просит Вова-пешеход:

«Нарисуй мне переход –

Расчерти дорогу броско

В ярко-белую полоску. (провести пальчиком по всем белым полоскам на дорожке слева направо).

И тогда машины встанут,

Мне бибикать перестанут». (перейти дорогу по зебре снизу вверх, перебирая пальчиками-ножками (указательным и средним, остальные пальцы прижаты к ладони).

Солнышко

Нарисуем желтый круг. (обвести пальчиком круг по контуру по часовой стрелке или против несколько раз без отрыва от бумаги).

После – лучики вокруг. (провести пальчиком по каждому лучику).

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит! (сжимать пальцы рук в кулак и синхронно разжимать, широко растопыривая пальцы).

На детей и на цветы,

Смотрит солнце с высоты,

Чтоб росли скорее,

Их теплом согреет. (высоко поднять руки над головой и потянуться вверх).

Туча

Тучу толстую с дождем

Сизым цветом обведем. (обвести тучу пальчиком по контуру по часовой стрелке или против несколько раз, не отрывая палец от бумаги).

Брюшко пощекочем – (поскрести пальчиком по тучке).

Туча загрохочет:

«Трам-бам-бам! Тарарам!

Вот сейчас я вам задам!» (громко похлопать в ладоши).

«Кап-кап-кап» -

Дождь льется. (побарабанить пальцами правой руки или обеих рук по картинке под тучей).

Зонт раскрыть придется. (соединить руки куполом над головой).

Кит

Чудо-юдо-рыба-кит

В море островом стоит. (показать пальчиком на кита).

Море синее плескает, (сцепить пальцы обеих рук замком и изображать большие волны).

Из ноздри фонтан пускает. (соединить кисти обеих рук тыльными сторонами на уровне груди и, поднимая вверх над головой развести в разные стороны).

Ну-ка, быстро нарисуй

Много-много синих струй –

Вся должна водица

В море возвратиться. (провести пальчиком по всем сплошным и пунктирным дугам на рисунке от кита к морю).

Карнавал

На веселом карнавале

Пели все и танцевали.

Чтоб украсить праздник им

Нарисуй-ка серпантин!

Синий! (провести пальчиком по синей линии от точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

Желтый! (провести пальчиком по желтой линии от точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

Красный!

Смотрятся прекрасно! (провести пальчиком по красной линии о точки до стрелочки без отрыва от бумаги).

А теперь, сказав «Лети!», (развернуть правую руку ладонью от себя и подуть на нее).

Нарисуй и кофетти. (тыкать пальчиком в разноцветные кружочки на картинке).

Полоскаем кисточки

Это расслабляющее упражнение для рук в конце каждого занятия.

Мы сегодня рисовали-

Пальцы-кисточки устали!

Их в водичку опускаем,

Полоскаем, полоскаем.  (трясти перед собой в воздухе расслабленными кистями рук).



Предварительный просмотр:

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

I. РИФМОВАННЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ

Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II в. до н. э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения руки и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой (например, игры «Маленький паук», «Жаба», «Маленькая черепаха»). Для самых маленьких важны спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение.

Движения правой и левой рук контролируется разными полушариями головного мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой. Персонажи предлагаемых пальчиковых игр (бабочка, рыбки, лошадки) знакомы и понятны малышам.

Трехлетние малыши осваивают игры для двух рук, например в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая – мышку.

С четырех лет дети могут играть в игра, в которых несколько явлений или действий сменяют друг друга (например, игры «Тучи», «Домик», «Гроза», «Капитан», «Краб-хвастун», «Оркестр», «Осенью», «Солдатики», «Танец», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Кошка», «Наш обед», «Курочка», «Супчик», «Жужелица», «Росточек», «Вороны», «Мои игрушки», «Козлята», «Улиточки», «Комарики», «Зайка-барабанщик», «Рыбки», «Кролик», «Гусеничка», «Ужи», «Добрый пес»).

Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким подручным реквизитом – бусинами, карандашами, тканью, бумагой и т.п. (например, игры «Дождевые черви», «Жаба», «Паучихи», «Маленький художник», «Непрошенный гость», «Подарок для заиньки», «Динозаврики», «Вертолет», «Пирог»). Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.

Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания и разгибания пальчиков (например, игры «Наши пальчики», «Пальчики-забияки», «Цветок», «Моя семья», «Пчелки», «Мышиная семья») – это простейший набор движений. Можно расширять диапазон использования пальчиковых форм в повседневной работе с ребенком. Например, игрой «Наши пальчики» вы можете предварять занятия по лепке, рисованию, конструированию, аппликации. Она поможет разогреть ручки малыша перед работой и ввести его в игровую ситуацию.

Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению. В данном пособии имеется немало направленных на это игр-упражнений: «Сороконожки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Дельфины», «Паучихи», «Заборчик», «Радуга», «Веселые лошадки», «Маленький художник», «Паром», «Блины», «По грибы» и др.

Прежде чем показывать пальчиковую забаву малышу, сначала сами проиграйте ее сюжет. Перед игрой надо обсудить ее содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

Следует медленно показывать позу кисти руки. Если малыш не может самостоятельно выполнить движение, надо взять его ручку в свою и действовать вместе. При выполнении  упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой. Почаще приглашайте малыша к совместным действиям.

Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), так как объем внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу отбить интерес к игре. Стимулируйте подпевание, старайтесь не замечать, если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.

Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.

Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В этой книге есть множество упражнений на удержание позы: «Слон», «Краб», «Улитки-недотрожки», «Барашки», «Краб-хвастун», «Филин», «Воздушный шарик», «Танец», «Любопытная ворона», «Радуга», «Наш обед», «Курочка», «Птичка», «Мои игрушки», «Динозаврики», «Ежонок», «Кролик», «Зайка-барабанщик», «Хитрый кот», «Комарики», «Жучок», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка», «Улиточки», «Добрый пес», «Совушка», «Енот-чистюля», «Лисица», «На Новый год» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребенка навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки», «Мышиная семья», «Пчелки», «Ночью», «Белочкин запас», «По грибы» и др.

Особенностью этого пособия является то, что в нем предлагаются задания на развитие не только первых трех пальцев (социальной зоны руки), и так активных в быту и в общении, но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного пальца и мизинца, которые часто остаются без внимания (игры «Слон», «Динозаврики», «Барашки», «Цветок», «Танец», «Хитрый кот», «Жучок», «Козлята», «Наши пальчики», «Добрый пес», «Пальчики-забияки», «Пчелки», «Мышиная семья», «Рыбалка» и др).

Веселые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию чувства ритма. Это выгодно отличает данное  пособие от появившихся в последнее время сборников пальчиковых игр, основная цель которых – подготовка руки к письму.

Одни игры, приведенные в данном пособии, научат малыша счету («Сороконожки», «Цветок», «Маленький художник», «Гусеничка», «День рождения сурка»), другие, в которых ребенок должен действовать, используя обе руки, помогут усвоить понятия «выше», «ниже», «вправо», «влево» («Рыбки», «Осьминоги», «Радуга», «Веселый воробей», «Совушка» и др), познакомят с явлениями природы («Гроза», «Радуга», «Осенний ветер» и др), и с ее сезонными изменениями («Осенью», «Урожай» , «Листопад», «Снежинки», «На Новый год», «Ледоход» и др), расскажут, как зовется каждый пальчик («Наши пальчики»), создадут представления о животных и их особенностях («Маленький паук», «Дождевые червячки», «Краб», «Улитки-недотрожки», «Дельфины», «Маленькая черепаха», «Рыбки», «Кошка и мышка», «Филин», «Кошка», «Курочка», «Паучихи», «Кит», «Ужи», «Гусеничка», «Ежонок», «Кролик», «Комарики», «Воробьята», «Петушок», «Козлята», «Моя лошадка», «Енот-чистюля» и др), разовьют внимательность.

Пальчиковые и жестовые игры обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять – в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но понемногу.

Игры с пальчиками тренируют кисти рук (появляются подвижность, гибкость), что облегчает приобретение детьми навыков рисования и письма.

Отечественные ученые ( Бехтерев, Кольцова, Фомина и др), которые изучали деятельность мозга, психику детей, подтверждают связь движений рук с развитием умственной деятельности и речи.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев. В ходе исследований была выявлена такая закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Некоторые исследователи даже относят кисть руки к речевому аппарату. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только заниматься произносительной стороной речи, но и развивать подвижность пальцев.

Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Совершенствовать эти процессы вам помогут приведенные в этой книге авторские игры, сочетающие  в себе пальчиковые забавы и простые логопедические упражнения.

Для развития речевого дыхания учите ребенка длительному ротовому выдоху. Ведь для того, чтобы произнести развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом чрез рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. В данном сборнике представлено достаточно игр по развитию дыхания («Снежинки», «Осенний ветер», «Мыльные пузыри», «День рождения сурка», «Воздушный шарик», «Ночью», «Ужи», «Комарики» и др).

При произнесении длинных фраз дети нередко нарушают плавность речи, добирая воздух, заканчивая предложение на выдохе. В таких случаях им можно предлагать негромко, протяжно (на выдохе) как можно дольше произносить звуки [и], [у] (например, звук [у] в игре «Пароходик»).

Наиболее активно участвует в образовании слов язык – от его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Поскольку занятия с маленькими детьми часто носят подражательный характер, поиграйте с малышом в такую игру: вы будете показывать движение, а он будет повторять за вами. Приведенные в этой книге игры-упражнения укрепляют мышцы губ и языка, готовят органы артикуляции к правильному произнесению звуков ( игры «Котик», «Веселые лошадки», «Моя лошадка», «Стрелочки в часах»).

В возрасте от двух до шести лет ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонами. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста должны быть особенно выразительными. Малыш воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.

Стихи нужно произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать весь текст сразу, поэтому для начала им достаточно выполнять движения вместе со взрослым.

У старших дошкольников четкое, правильное произношение звуков зависит от хорошо развитого речевого слуха. На данном возрастном этапе особое внимание следует уделять совершенствованию фонематического слуха, то есть способности отличать один звук от другого. В данном сборнике есть игры-упражнения на развитие фонематического слуха (игры «Жужелица», «Жучок», «Ужи» и др).

Развитию основных качеств голоса (силы, высоты) помогают игры, в которых малыш учится повышать или понижать тон голоса, например изображая тоненьким голоском мышку в игре «Мышка и кошка».

Важно помнить, что у маленьких детей голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не перенапрягал голос, оберегать малыша от форсирования голоса, длительных нагрузок, которые возникают, если ребенок разговаривает слишком громко или кричит.

Многократное повторение в игре простых звучаний очень полезно для развития речи малыша. Взрослый может учить ребенка на своем примере, активно побуждая его к подражанию (игры «Заборчик», «Барабан», «Солдатики», «Снежинки», «Зайка-барабанщик», «Добрый пес»). Особенно это касается детей, которые в связи со своими индивидуальными особенностями нуждаются в активной помощи взрослых.

Старшие дошкольники могут осваивать в играх интонационные средства выразительности: их учат регулировать высоту и силу голоса, темп речи, соблюдать паузы и смысловое ударение ( игры «Росточек», «Наш обед», «Супчик», «Мои игрушки», «Клей», «Урожай», «Белочкин запас», «Подарок для заиньки», «Лисица», «Совушка», «На Новый год», «По грибы», «Листопад» и др).

Поскольку произнесение слов и фраз шепотом требует более четкой артикуляции звуков, целесообразно использовать шепотную речь при заучивании наизусть, когда дети читают стихотворение вместе со взрослым (игра «Ужи»). Это способствует лучшему запоминанию текста и отработке правильного произношения всех звуков.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству – ребенок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых ребенок гладит руку взрослого, загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования у него чувства уверенности.

Важное значение жестовой игры заключается еще в том, что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателями, она дает импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них  удачно соединяются рифмованная речь и движения.

С возрастом пальчиковые игры усложняются – можно разыгрывать целые сцены.

Игры с пальчиками – это театр, актеры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев веселые лица и придать им еще большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов); можно вырезать  из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и т.д.

Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению занятий.

- Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.

- Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.

- Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение) – сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

- Длительность игр с двухлетними малышами - -10 минут; занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут; с ребятами 5-6 лет – 25 минут.

- Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени.

- Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

II. СТИХОТВОРЕНИЯ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕСЯ С ПОМОЩЬЮ РУК

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка, (поочередное сгибание пальчиков)

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (ритмичное разгибание)

Ежик

Что ж ты еж такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи (руки скрещиваются в замок, пальцы ритмично поднимаются вверх).

Пальчиковые игры.

Овощи

Хозяйка однажды  с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку

И свеклу.

Ох!

Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.

Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши.

На елке

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарочки принес.

Дал огромные пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними.

Груша, яблоко, один

Золотистый апельсин.

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Ребенок «шагает» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.

Ребенок ритмично хлопает в ладоши.

Ребенок на каждую строчку загибает пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Алые цветки

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Ребенок соединяет ладони в форме тюльпана.

Ребенок медленно раскрывает пальцы.

Ребенок плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.

Ребенок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.

Ребенок произвольно покачивает «головкой цветка».

Утро раннее настало

Утро раннее настало,

Солнце из-за леса встало.

- Эй, братец Федя,

Буди соседей!

- Вставай, Большак!

- Вставай, Указка!

- Вставай, Середка!

- Вставай, Сиротка!

- Вставай и ты, крошка Мирошка!

- Доброе утро, Ладошка!

Все проснулись и потянулись.

Ребенок скрещивает ладони с растопыренными пальчиками.

Ребенок сжимает в кулачок правую руку, большой палец правой руки направлен вверх, им ребенок совершает круговые движения.

Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по большому пальцу левой руки.

Ребенок большим и указательным пальцами правой руки щелкает по указательному пальцу левой руки.

Ребенок большим и средним пальцами правой руки щелкает по среднему пальцу левой руки.

Ребенок большим и безымянным пальцами правой руки щелкает по безымянному пальцу левой руки.

Ребенок большим пальцем и мизинцем правой руки щелкает по мизинцу левой руки.

Ребенок щелкает большим и указательным пальцами правой руки по левой ладони.

Ребенок поднимает руки и тянется вверх.

Шарик и подружки

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки

- Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели, нет игрушки,

Сели и заплакали…

Пальчики обеих рук ребенок сжимает в «щепотку» и соприкасается ими только кончиками.

В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.

Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Снегири

Вот на ветках, посмотри,

(Четыре хлопка руками).

В красных майках снегири,

Распушили перышки.

(Изображают «крылышки»)

Греются на солнышке,

Головой вертят,

(повороты головой).

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Вращательные движения кистями рук).

Снежинки

Ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Туча по небу плыла.

(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара).

Вдруг из тучи над землей

Полетел снежинок рой.

(Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки).

Ветер дунул, загудел –

(Подуть на кисти рук – губы округлить и слегка вытянуть вперед).

Рой снежинок вверх взлетел.

(Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими – снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

(Вращать кистями, попеременно скрещивая руки).

Елочка

Перед нами елочка.

(Пальцы переплетены, большие подняты вверх).

Шишечки, иголочки,

(Кулачки, «Иголочки» - раздвинуть пальцы).

Шарики, фонарики,

(Ладошки держать ковшиком)

Зайки и свечки,

(Зайки – указательные пальцы).

Звезды, человечки.

(Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальцами).

Домашние птицы

Есть  у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(Большим пальцем поочередно касаться остальных, начиная с мизинца).

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

(Показать все пальчики, играя ими).

III

Первые цветы

Солнышко пригрело,

(растираем ладони друг об друга)

И набухли почки.

(ладони соединяем вместе только кончиками пальцев и запястьями)

Лезут то и дело первые цветочки.

(запястья вместе, пальцы развести «цветком», можно пошевелить пальцами).

Назови первый цветок. (подснежник).

Весна

Вот уж две недели

Капают капели.

(опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе)

Снег на солнце тает

(руки ладонями вниз разведены в стороны)

И ручьем стекает.

(обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону).

Послушай, как говорит капель:

- Кап-кап-кап! – капает.

Возвращение птиц

Только мухи оживут –

(машет пальцами обеих рук)

Птицы их клюют, клюют.

(«клюем» щепотками  рук).

Кого еще клюют птицы? (жуков, гусениц, комаров)

Части тела

(слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела)

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Сколько у тебя рук? А голов? А ног?

Мамин день

Мамочка хорошая,

(воздушный поцелуй над ладонью)

Мамочка любимая!

(поцелуй над другой ладонью)

Очень я ее люблю,

(сдуваем с ладони поцелуй)

Поцелуи ей дарю!

(сдуваем поцелуи с другой ладони)

Расскажи. Какая у тебя мама? Как ее зовут?

Посуда

Из тарелок, как один,

(ладони вместе перед собой – «тарелка»)

Суп мы ложками едим,

(вращательные движения рукой с воображаемой ложкой).

Вилкой кушаем котлеты,

(указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку»)

Ножик режет нам омлеты

(«режем» прямой ладонью взад-вперед).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры  – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи....

Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.

Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики" стимулирует разви...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...