ИГРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
статья по развитию речи (старшая группа)

Шабалина Юлия Александровна

РЯД ТРУДНОСТЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕОДОЛЁН ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ И ОТДЕЛЬНЫХ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ. БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ИМЕЕТ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми, имеющими

фонетико-фонематическое

недоразвитие речи.

Ряд трудностей может быть преодолён посредством игры и игровых действий. Игровая деятельность хорошо знакома ребёнку старшего дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.

Наибольшее значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершённую структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в её названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложнённый вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая её и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

Игра «Найди ошибку»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трёхсложные слова); предметные картинки.

Ход игры. Логопед  знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков «едут» картинки. Однако поезд отправляется со следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает. Что поезд не едет, значит надо исправить ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).

Игра «Собери игрушки».

Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикреплёнными к ним схемами звукового состава слов.

Ход игры.  Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трём коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.

Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

Игра «Бусы».

Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

Оборудование: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе).

Ход игры.  Логопед  показывает детям части бус, нанизанных на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трёх бусинок). Логопед предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. Если ребёнок даёт правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Логопед поощряет детей, ответивших правильно, подчёркивает, что, благодаря им бусы получились длинными.

Игра «Построй домики».

Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.

Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру, разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом – по типу puzzle – с написанными на них слогами).

Ход игры. Логопед показывает детям части домиков. Обращает их внимание на слоги, написанные на каждой из частей.  Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово. Сложившие домики правильно получают звание «лучших строителей».

Игра «кубик».

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы «съел» Дед  Буквоед в каждом из слов.

Игра «Придумай слово».

Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.

Оборудование: робот (игрушка)

Ход игры.  Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано верно, у Робота на голове зажигает лампочка.

Особое значение для психического развития детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра.  Логопед использует возможности сюжетно-ролевой  игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи.  При этом надо обратить внимание на необходимость выполнения определённых игровых действий.

К примеру, в игре «Ателье» ребёнок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать платье из шёлка»;  получив  «готовое» платье (в карточку-конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребёнок говорит: «У меня шёлковое платье».

Нередко на занятия включаются фрагменты сюжетной игры, что связано с реализацией задач  логопедического занятия. Например, в игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки.  В игре «разные билеты» дети-«кассиры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые схемы  слов, изображённые на билетах, должны соответствовать названиям животных.

При планировании логопедических занятий важно предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли.

Игра «В магазине».

Цель: упражнять детей в выделении и правильном произношении слов с заданным звуком; продолжить работу по развитию диалогической речи детей.

Оборудование: разнообразные предметы, игрушки («товары»); стол.

Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть  «в магазин». На «прилавке» магазина раскладываются разнообразные предметы. Логопед – продавец. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нём продаются только те товары, в названии которых есть звук Ш. Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

При закреплении хорошо знакомого речевого материала дети с интересом воспринимают дидактическую игру в форме физкультминутки.

Игра «Перебеги дорогу».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед  произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.) .  При  произнесении определённого слова логопедом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу».  Игра повторяется несколько раз. При этом логопед использует разные наборы слов.

Игра «Найди свой домик».

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Оборудование: три стула-«домика», на каждом из них изображение одной из трёх букв – А,О, У; предметные картинки.

Ход игры. На некотором  расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а,о,у). Логопед  раздаёт детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о,у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они должны собраться у своего «домика».

Игра «Перейди через болото».

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова – названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зелёные круги («кочки»); предметы, игрушки .

Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зелёные круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через болото, наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми имеющие фонетико-фонематические нарушения речи

       Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речь...

Игры с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосыл...

Система дидактических игр с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

        Преодоление  недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые  способствуют решению одной из главных задач ...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

Использование дидактических игр в работе воспитателя с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Симакова И.В. Аннотация: в статье кратко раскрыта необходимость проведения  совместной коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников в форме дидакт...

презентация Нейропсихологические игры и упражнения, используемые в логопедической коррекции с детьми, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи.

В презентации рассмотрены нейропсихологические игры и упражнения, которые возможно использовать в работе учителя-логопеда с детьми имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи....

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи

Групповое логопедическое занятие с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи...