Система дидактических игр с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему
Преодоление недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей и преследуют определенные дидактические цели: развитие слухового внимания, речевого слуха, совершенствование фонематического слуха, обучение ориентировке в предложении, упражнения в интонировании, звуковом и слоговом анализе слов, характеристике звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_didakticheskih_igr_s_detmi.docx | 501.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Система дидактических игр с детьми,
имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте, что способствует не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечивает своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждает возникновение нарушений письменной речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в основе лежит нарушение процессов формирования произносительной системы вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, поэтому в системе логопедической работы следует уделять большое внимание коррекции нескольких основных фонематических процессов: восприятие, представление, анализ, синтез.
Преодоление недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей и преследуют определенные дидактические цели: развитие слухового внимания, речевого слуха, совершенствование фонематического слуха, обучение ориентировке в предложении, упражнения в интонировании, звуковом и слоговом анализе слов, характеристике звуков.
Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать дидактические игры в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения дидактических игр и отдельных игровых действий в ходе фронтальных и индивидуальных занятий можно преодолеть несформированность фонематических процессов. Для этого мы создали ряд дидактических игр, позволяющих сократить сроки достижения результатов и повысить эффективность работы.
Игра «Что есть что?»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: развитие речи
Задачи:
- автоматизировать произношение звуков в речи;
- закреплять основные цвета и оттенки;
- закреплять порядковый счет;
- совершенствовать грамматический строй;
- развивать связную речь;
- упражнять в образовании формы множественного числа существительных;
- закреплять в речи обобщающие понятия, умение классифицировать;
- расширять и обогащать активный словарь по лексическим темам;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Ход игры:
Составить цветы. Серединка цветка – картинка по лексической теме: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и др., а на лепестках приклеены по одной картинке данных тем.
Игра «Умей слушать»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: развитие речи
Задачи:
- развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие;
- развивать навыки звукового анализа;
- определять правильное положение органов речевого аппарата;
- формировать умение произносить свистящие и шипящие звуки в слогах, в словах;
- формировать (развивать) умение дифференцировать группы звуков в речи;
Ход игры:
«Построим новый, светлый дом.
Каких жильцов поселим в нем?»
Назвать картинку, выделить звук, найти букву, которую обозначает этот звук, и положить картинку-жильца в определенную квартиру.
Игра «Паровозики»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: развитие речи
Задачи:
- автоматизировать произношение звуков в речи;
- учить выделять звук в слове, определять его место (начало, середина, конец);
- развивать фонематические процессы;
- расширять и активизировать словарь по лексическим темам: «Транспорт», «Одежда», «Животные» и др.
- расширять словарный запас детей, словарь глаголов и прилагательных;
- учить детей составлять предложения, согласовывать прилагательные с существительными;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
- развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкций.
Ход игры:
Составить паровозик:
- где картинки на вагончиках имеют определенный звук;
- где вагончики имеют определенный цвет;
- где определенный звук в названии картинок стоит в начале, в середине, в конце слова.
Игра «Как зовут твоих друзей?»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: развитие речи
Задачи:
- учить узнавать и переводить в буквенное обозначение звуковую модель слова;
- формировать фонематические представления;
- учить четко произносить звуки в словах;
- формировать грамматически правильную речь;
- совершенствовать навык выделения определенного звука;
- формировать и закреплять навык чтения.
Ход игры:
- в названии картинок выделить 1-й звук;
- найти букву, которая обозначает этот звук;
- из букв выложить имя мальчика или девочки.
Игра «Шифровка»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: развитие речи
Задачи:
- отрабатывать слияние прямых слогов, слияние слогов в слова;
- учить делить слова на слоги;
- активизировать словарь;
- закреплять знание букв;
- совершенствовать ориентировку на плоскости;
- закрепить навык звукослогового разбора слов;
- формировать и закреплять первоначальные навыки письма и чтения;
- развивать пространственные представления;
- развивать умение фиксировать внимание на вертикальном расположении элементов.
Ход игры:
- прочитать слова по горизонтали;
- разделить слова на слоги;
- выписать первый слог каждого слова;
- прочитать новое слово.
Игра «Думай, отвечай»
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Цель: развитие речи
Задачи:
- автоматизировать произношение звуков в речи;
- учить выделять определенный звук в слове, определять его место (в начале, в середине, в конце);
- развивать фонематические процессы;
- учить делить слова на слоги;
- учить находить гласные и согласные звуки в словах;
- сливать слоги, слова;
- расширять и активизировать словарь по лексическим темам: «Транспорт», «Овощи» и др.;
- расширять словарный запас, словарь глаголов и прилагательных;
- учить составлять предложения, согласовывать прилагательные с существительными;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;
- развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкций.
Ход игры:
Игра осуществляется в 4 этапа.
1 этап заключается в том, чтобы назвать предметы и выделить звук, который встречается во всех трех словах (первая полоска с картинками).
2 этап: необходимо определить место звука в слове (начало, середина, конец). С помощью фишки показать это место (вторая полоска с кружками).
3 этап: слияние слогов, слов, выделение гласных и согласных звуков, деление слов на слоги (третья полоска с буквами)
4 этап: составление предложений с картинками (четвертая полоска с картинками), составление предложений по двум картинкам (первая полоска с картинками и четвертая полоска с картинками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы
Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре...
"Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения в развитии".
Для педагогов,воспитателей,родителей....
Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...