Система дидактических игр с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему

Черепинова

          Преодоление  недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые  способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей и преследуют определенные дидактические цели: развитие слухового внимания, речевого слуха, совершенствование фонематического слуха, обучение ориентировке в предложении, упражнения в интонировании, звуковом и слоговом анализе слов, характеристике звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_didakticheskih_igr_s_detmi.docx501.68 КБ

Предварительный просмотр:

Система дидактических игр с детьми,

имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте, что способствует не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечивает своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупреждает возникновение нарушений письменной речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в основе лежит нарушение процессов формирования произносительной системы вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, поэтому в системе логопедической работы следует уделять большое внимание коррекции нескольких основных фонематических процессов: восприятие, представление, анализ, синтез.

          Преодоление  недоразвития фонематических процессов достигается путем использования дидактических игр, которые  способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей и преследуют определенные дидактические цели: развитие слухового внимания, речевого слуха, совершенствование фонематического слуха, обучение ориентировке в предложении, упражнения в интонировании, звуковом и слоговом анализе слов, характеристике звуков.

 Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать дидактические игры в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения дидактических игр и отдельных игровых действий в ходе фронтальных и индивидуальных занятий можно преодолеть несформированность фонематических процессов. Для этого мы создали ряд дидактических игр, позволяющих сократить сроки достижения результатов и повысить эффективность работы.

       

         


Игра «Что есть что?»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель: развитие речи

Задачи:

- автоматизировать произношение звуков в речи;

- закреплять основные цвета и оттенки;

- закреплять порядковый счет;

- совершенствовать грамматический строй;

- развивать связную речь;

- упражнять в образовании формы множественного числа существительных;

- закреплять в речи обобщающие понятия, умение классифицировать;C:\Users\ДС-42\Documents\ЧЛГ\Есть идея\Что есть что.jpg

- расширять и обогащать активный словарь по лексическим темам;

- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Ход игры:

Составить цветы. Серединка цветка – картинка по лексической теме: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и др., а на лепестках приклеены по одной картинке данных тем.

Игра «Умей слушать»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель: развитие речи

Задачи:

- развивать фонематический  слух,  зрительное  внимание и восприятие;

- развивать навыки звукового анализа;C:\Users\ДС-42\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0694.jpg

- определять правильное положение органов речевого аппарата;

- формировать умение произносить свистящие и  шипящие  звуки в слогах, в  словах;

- формировать (развивать) умение дифференцировать группы звуков  в речи;

Ход игры:

«Построим новый, светлый дом.

Каких жильцов поселим в нем?»

Назвать картинку, выделить звук, найти букву, которую обозначает этот звук, и положить картинку-жильца в определенную квартиру.

Игра «Паровозики»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель: развитие речи

Задачи:

- автоматизировать произношение звуков в речи;

- учить выделять звук в слове, определять его место (начало, середина, конец);

- развивать фонематические процессы;

- расширять и активизировать словарь по лексическим темам: «Транспорт», «Одежда», «Животные» и др.

- расширять словарный запас детей, словарь глаголов и прилагательных;

- учить детей составлять предложения, согласовывать прилагательные с существительными;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;C:\Users\ДС-42\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0696.jpg

- развивать регулирующую функцию речи: поэтапное усложнение инструкций.

Ход игры:

Составить паровозик:

- где картинки на вагончиках имеют определенный звук;

- где вагончики имеют определенный цвет;

- где определенный звук в названии картинок стоит в начале, в середине, в конце слова.

Игра «Как зовут твоих друзей?»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель: развитие речи

Задачи:

- учить узнавать и переводить в буквенное обозначение звуковую модель слова;

- формировать фонематические представления;C:\Users\ДС-42\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0698.jpg

- учить четко произносить звуки в словах;

- формировать грамматически правильную речь;

- совершенствовать навык выделения определенного звука;

- формировать и закреплять навык чтения.

Ход игры:

 - в названии картинок выделить 1-й звук;

- найти букву, которая обозначает этот звук;

- из букв выложить имя мальчика или девочки.

Игра «Шифровка»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель: развитие речи

Задачи:

- отрабатывать слияние прямых слогов, слияние слогов в слова;

- учить делить слова на слоги;C:\Users\ДС-42\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0701.jpg

- активизировать словарь;

- закреплять знание букв;

- совершенствовать ориентировку на плоскости;

- закрепить навык звукослогового разбора слов;

- формировать и закреплять первоначальные навыки письма и чтения;

- развивать пространственные представления;

- развивать умение фиксировать внимание на вертикальном расположении элементов.

Ход игры:

- прочитать слова по горизонтали;

- разделить слова на слоги;

- выписать первый слог каждого слова;

- прочитать новое слово. 

Игра «Думай, отвечай»

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Цель: развитие речи

Задачи:

- автоматизировать произношение звуков в речи;

- учить выделять определенный  звук в слове, определять его место (в начале, в середине, в конце);

- развивать фонематические процессы;

- учить делить слова на слоги;

- учить находить гласные и согласные звуки в словах;

- сливать слоги, слова;

- расширять и активизировать словарь по лексическим темам: «Транспорт», «Овощи» и др.;

- расширять словарный запас, словарь глаголов и прилагательных;

- учить составлять предложения, согласовывать прилагательные с существительными;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление;

- развивать регулирующую  функцию речи: поэтапное усложнение инструкций.

Ход игры:

Игра осуществляется в 4 этапа.

1 этап заключается в том, чтобы назвать предметы и выделить звук, который встречается во всех трех словах (первая полоска с картинками).

2 этап: необходимо определить место звука в слове (начало, середина, конец). С помощью фишки показать это место (вторая полоска с кружками).C:\Users\ДС-42\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0704.jpg

3 этап: слияние слогов, слов, выделение гласных и согласных звуков, деление слов на слоги (третья полоска с буквами) 

4 этап: составление предложений с картинками (четвертая полоска с картинками), составление предложений по двум картинкам  (первая полоска с картинками и  четвертая полоска с картинками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Система углубленной работы с детьми, имеющими ОНР, опосредован. отставанием в развитии двиг. сферы

Опыт работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...