«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда») старший возраст
Задачи
- активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
- развивать навык словообразования;
- вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый.
- закреплять знания о различных видах посуды, ее назначении;
- развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
- развивать: моторику пальцев рук; память, восприятие, внимание, мышление.
- воспитывать бережное отношение к посуде, желание
содержать ее в чистоте.
Предварительная работа:
- рассматривание посуды во время приема пищи, дежурства.
- чтение сказок К.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», русской народной сказки «Лиса и кувшин».
- отгадывание и разучивание загадок о посуде,
- игры: «Что в чем?» (словообразование), «Наоборот» (подбор слов-антонимов), «Четвертый лишний» и др.
Оборудование:
- конверт с заданиями, плакат с силуэтными изображениями предметов посуды;
- посуда чайная: чайник, чашка, блюдце, сахарница,
салфетница, чайная ложка; - столовые приборы: ложка, вилка, нож;
- столовая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, хлебница;
- кухонная посуда: кастрюля, сковорода, терка, чайник, половник;
- карточки на каждого ребенка;
- простые карандаши на каждого ребенка;
- две картины для игры «Что разбилось?»;
- полочка, два свободных стола;
- салфетки из ткани для сервировки стола;
- корзина с угощением;
- мяч
Методы и приемы: сюрпризный момент: письмо от посуды, загадывание загадки, дидактические игры: «Какая посуда спряталась», «Что без чего», «Накрой на стол», «Что разбилось»
Словарная работа: сервиз, сервировать.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, в это время вбегает плачущая Федора с криками:
Федора: Ой, какое горе, какое горе!
Воспитатель: Что случилось? (обращаясь к Федоре)
- Почему вы врываетесь к нам, кричите, мешаете проводить занятие?
Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.
В: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?
Дети: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».
В: Почему же она плачет, может она заболела?
Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала.
В: Что же делать? Как же бабушке помочь?
(В это время раздается стук в дверь, воспитатель выходит и возвращается с большим конвертом).
Посмотрите, ребята, письмо пришло. Интересно, для кого оно? (разглядывает) Бабушка Федора! (удивленно), да ведь это письмо для тебя (Отдает письмо Федоре).
Ф: (Открывает конверт и читает).
Здесь какая - то загадка. (Читает):
Ты не сядешь за обед,
Если в доме меня нет. (Делает задумчивый вид)
- Ничего не понимаю! Что это?
В: Ребята, а вы догадались? Давайте поможем бабушке загадку отгадать.
Д: Посуда.
В: А как вы догадались?
Д: Если не будет посуды, то обедать будет не из чего.
В: Федора, да ведь письмо-то от твоей сбежавшей посуды. Что она пишет? Читай.
Ф: «Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать):
- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?
В: Ребята, поможем Федоре?
Д: Да, поможем.
В: (К Федоре) Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда к тебе вернулась, но ты обещай, что будешь содержать ее в чистоте.
Ф.: Я не умею!
В: Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботится о посуде.
Д: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.
В: Ну, что, Федора даешь обещание?
Ф.: Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
В: Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Ты, бабушка, (Обращается к Федоре) посиди, отдохни, а мы немного разомнемся, да к делу приступим!
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Н. Нищева
В: Первое задание «Угадай, какая посуда спряталась»? (Воспитатель вывешивает на доске плакат и приглашает детей): Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте, какие предметы спрятались?
(Дети называют предметы посуды, объясняют ее назначение). Например: это чашка - чайная посуда, из чашки пьют чай и т.д.
В: Молодцы! Какие вы внимательные! С первым заданием справились. Нашли и назвали все предметы посуды. А сейчас второе задание:
Игра «Что разбилось?»
В: Посмотрите на картинку (показывает детям) её нужно хорошо рассмотреть и запомнить все предметы, которые на ней нарисованы. (Дети в течение 1 минуты рассматривают картинку).
В: Стала Федора переставлять посуду на другой стол и кое-что разбила. А что же она разбила? Догадайтесь (Вывешивает другую картинку, дети рассматривают ее и называют разбившийся предмет).
В: А сейчас нужно выполнить третье задание:
Игра «Что без чего?»
В: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Видела я ее посуду, то одной части не хватает, то другой. Давайте попробуем починить посуду, для этого надо дорисовать и назвать недостающие части. (Раздает листочки, дети садятся за столы и дорисовывают недостающие детали, комментируя свои действия).
Например: Эта чашка без ручки. Я дорисовал ручку и т.д.
В: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.
Игра «Накрой на стол»
В: Вся посуда у Федоры перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на три команды.
1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.
2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).
3 команда - убирает и расставляет на полочке кухонную посуду.
После этого проверяется правильность выполнения задания.
Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).
В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.
В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?
Д: Сервиз, чайный сервиз.
В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?
Д: Набор посуды
В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Д: Накрывали.
В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим для Федоры новое слово, чтобы она хорошо его запомнила.
Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.
Игра «Что из чего»
В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.
Ф: Вот вам и мяч (Подает воспитателю).
Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,
Стакан из стекла - … (стеклянный)
Ваза из хрусталя - … (хрустальная)
Ложка из дерева - … (деревянная)
Нож из стали - … (стальной)
Вилка из метала - … (металлическая)
Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)
Кувшин из глины - … (глиняный)
Чашка из фарфора – … (фарфоровая)
В: А сейчас внимательно посмотрите на столы, на полочку, какие еще предметы посуды вы можете назвать?
Д: Фарфоровая чашка, фарфоровый чайник, фарфоровое блюдце, фарфоровая сахарница.
В: Ну, что, Федора! Давай следующее задание.
Ф: (Заглядывает в конверт).
- Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили меня!
В: Федора, а ты разве ничего не заметила? Посуда давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).
В: Вот посмотри, Федора, чай уже готов.
Ф: А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).
В: Если все готово можно и гостей к столу приглашать!
(Дети приглашают гостей за стол).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Программное содержание:активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;развивать навык словообразования;вводить в активный словарь детей слова: сервиз, сервировать, фарфоровый...
ООД "Бабушка Федора в гостях у детей" (лексическая тема "Посуда")
конспект занятия в логопедической группе по лексической теме "Посуда"...
Конспект НОД по Р. Р. с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Предметный мир» "Бабушка Федора в гостях у детей"
Развитие дифференцированного восприятия трудового процесса, вычленение его компонентов. Конкретизация представлений о труде взрослых; представления о жизни человека в городе (быт, дом, транспорт, заво...
«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе Тема «Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда») Программное с...
«Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
laquo;Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)
Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР "Бабушка Федора в гостях у детей» (по лексической теме «Посуда»)...