Игры и игровые упражнения для развития речи
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Титовская Наталья Андреевна

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем  и формирование словаря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем  и формирование словаря.

Переезжаем на новую квартиру.

Цель: Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь.

Игровой материал:  Предметные картинки (парные): чашка – стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля –сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, пальто-куртка, шуба-зимнее пальто, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки-сандалии, ранец-портфель, люстра-настольная лампа. Коробочки для складывания картинок.

Ход игры.

Играют 6-9 детей. Воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например:   чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны – многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку».

Воспитатель называет один предмет из пары, например: кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него.

К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Для активации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным – называть предмет, объединенный в пару с предъявленным. Например, ведущий говорит: «Перчатки». – «Варежки», - отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.

У кого какой предмет?

Цель:  Упражнять детей в сравнении дух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков; развивать наблюдательность. Расширять словарь у дошкольников за счет существительных – названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Следить за использованием слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества и т.д.

Игровой материал: Парные картинки с изображением  предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками  и деталями: 2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек; 2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками; 2 рыбки, разные по форме тела, длине, окраске плавников и хвоста; 2 рубашки – полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой – два внизу; 2 фартука разного покроя с разной вышивкой; 2 ведра, разные по форме и цвету; другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

Ход  игры.

 Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я приглашу. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета». Приглашает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки.

Воспитатель: На моей картинке – рубашка.

Ребенок: На моей – тоже рубашка.

Воспитатель: У меня рубашка с длинными рукавами. Она для осеннее-зимнего сезона.

Ребенок: У меня рубашка с короткими рукавами, для весеннее-летнего сезона.

Воспитатель: Моя рубашка клетчатая.

Ребенок: А моя полосатая.

Воспитатель: Рубашка с одним карманом, расположенным на левой стороне груди.

Ребенок: Рубашка с двумя карманами, расположенными снизу.

Другому ребенку воспитатель предлагает рассказать вместе о рыбках.

Воспитатель: У мен рыбка красного цвета.

Ребенок: А  у меня голубого.

Воспитатель: У моей рыбке большой хвост.

Ребенок: А у моей маленький.

Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.  

Угадай по описанию.

Цель:  Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета; развивать наблюдательность.

Игровой материал: Предметные картинки: снеговики, матрешки, петрушки, неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый предмет одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с остальными предметами группы.

Ход игры.

Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их рассмотреть внимательно, то можно заметить различия».

Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.

-Посмотрите на лица снеговиков. Они?

-Одинаковые. Два глаза и оранжевый нос.

-На головах?

-У одних снеговиков ведра, у других кастрюли. Головные уборы разного цвета.

-В руках?

 -Метлы, лопатки, веточки. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.

-Количество пуговиц?

-Где – две, где – три.

«Будьте внимательны. Не перепутайте снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них – предупреждает педагог. – Итак, угадайте, о каком снеговике я расскажу.

У этого снеговик оранжевый нос из картона, на голове синее ведро, у него метла с красной палкой и две черные пуговицы из угольков».

Давая описание, педагог сначала называет признак, общий для всех  снеговиков (оранжевый нос из картона), потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро), далее подчеркивает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета), и наконец, обращает внимание детей  на последний – отличительный признак (две пуговицы).

Можно предложить детям  и иной путь анализа. Например, воспитатель показывает картинки с шестью матрешками и рассказывает об одной из матрешек: «Эта матрешка в платке красного цвета, в руке у нее зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска.

Когда я говорю, что матрешка в платке красного цвета, на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Значит, остаются три матрешки. Когда я сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, исключаются еще одна матрешка. Остаются две. Потом я сказала, что у матрешки на красном сарафане одна синяя полоска. Стало быть, теперь вы ее легко можете найти».

Ребенок показывает картинку, о которой, по его мнению, рассказывал педагог. Лишь после того, как будут заслушаны ответы 10-12 детей, воспитатель указывает на картинку, которую описывал. Затем он убирает остальные картинки и повторяет описание, а дети контролируют правильность выбора.

 

Собери букет.

Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах.

Игровой материал: Картинки с вазами. В каждой вазе стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов. На вазах – кармашки. Карточки, на которых нарисованы буквы или цветы (вставляются в кармашки). Разноцветные цветы, вырезанные из бумаги (каждый цвет целесообразно представить в нескольких экземплярах).

Ниже приводятся цвета мо звуками с, л, р, ж – з, з – с, в названиях:

С                                                   Л                                                  Р

Синий                                           Голубой                                      Красный

Сиреневый                                   Белый                                          Розовый

Красный                                       Фиолетовый                               Оранжевый

Серый                                           Зеленый                                      Сиреневый

                                                      Желтый                                       Серый

Ж – З                                                        З –С

Оранжевый                                       Зеленый                 Сиреневый

Желтый                                             Розовый                 Серый

Зеленый                                            Красный

Розовый                                            Синий

Для игры на занятии следует на концы стеблей наклеить кружки из бархатной бумаги или фланельки, а цветы с обратной стороны обклеить бархатной бумагой.

Ход игры.

Воспитатель ставит перед детьми 2 или 3 карты, на которых изображены вазы со стеблями, фланелеграф с цветочками разного цвета. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из цветочков разного цвета. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук л. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветки такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук р. На каждый стебель нужно прикреплять по одному цветку».

Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красный и розовый цветы. Я добавил оранжевый» (звук р).

Найди пару

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой  материал:  Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5—7 шт.). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза — коса                         мишка — мышка                                    кит — кот

трава — дрова             крыша — крыса                                    усы — осы

катушка — кадушка             каска — маска                                    ком — сом

уточка — удочка             мак — рак                                               дом — дым

Ход игры

Воспитатель помещает перед детьми диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе воспитателя. Предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Объясняет: «Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая — на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».

Воспитатель вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребенок произносит оба названия, голосом подчеркивая их сходство и различие («Коса — коза»). Затем воспитатель передвигает стрелку на следующую картинку.

Построим пирамидку.

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Игровой  материал: Рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой.

Предметные картинки тех же размеров, что квадраты у пирамиды, содержащие в названиях от двух до пяти звуков: еж, уж, ус (2); мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом (3); рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба (4); сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка (5).

Ход игры

Воспитатель демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».

Воспитатель приглашает  детей для выполнения игрового задания. Сначала дети берут любые картинки, отчетливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

Цветочный магазин

Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги. Закрепить в словаре детей названия цветов.

Игровой  материал: Открытки с изображениями цветов, названия которых состоят из двух, трех и четырех слогов. Двухсложные: роза, пион, астра, тюльпан, нарцисс, ирис. Трехсложные: ромашка, лилия, василек, гвоздика. Четырехсложные: незабудка, колокольчик, хризантема, гладиолус. Числовые  карточки — «деньги»   с   двумя,   тремя   и   четырьмя кружками. Наборное полотно.

Ход  игры.

(I вариант)

Воспитатель предлагает детям поиграть в цветочный магазин и ставит перед ними наборное полотно с открытками, на которых нарисованы цветы. Рассказывает: «Это у нас цветочный магазин. В нем продаются разные цветы. Одни — с короткими названиями, например пион, другие — с длинными названиями, например незабудка. У каждого из вас есть числовая карточка с кружками. А вот это — «деньги». Вы будете покупателями, а я продавцом. Покупатель может купить лишь тот цветок, в названии которого столько частей (слогов), сколько кружков на карточке. Вы придете в магазин, предъявите мне числовую карточку и произнесете название цветка по частям. Если вы правильно определили, какой цветок можете купить, то получите его. Если ошибетесь, цветок останется на прилавке». Вызванные дети произносят по слогам названия цветов и отдают педагогу числовые карточки.

В конце игры воспитатель сам показывает детям числовую карточку с двумя кружками, просит показать и назвать, купленные цветы. Дети выходят с открытками к его столу и поочередно произносят названия своих цветов: «Роза ... пион ... тюльпан» и т. д. Потом воспитатель показывает карточку с тремя и четырьмя кружками, и дети произносят трехсложные, а затем и четырехсложные названия.

(II вариант)

(Посадим цветы на клумбу)

Воспитатель раздает детям открытки с изображениями цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. В верхнюю полоску вставлена числовая карточка с одним кружком, в среднюю — с двумя, в нижнюю — с тремя. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу»: в первую, верхнюю бороздку — цветы, названия которых делятся на две части (на два слога), в среднюю — цветы с названиями из трех частей, в нижнюю — с названиями из четырех.

Педагог приглашает  детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом — в среднюю и, наконец,— в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

Как их зовут?

Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.

Игровой  материал: Таблица с изображениями детей: девочек и мальчиков (четырех-пяти). Сверху — 4—5 длинных кармашка для предметных картинок, внизу — кармашки для букв. Предметные картинки и карточки с буквами а, у, о, с, л, м, ш, р.

Ход игры

(I вариант)

Воспитатель предлагает узнать, как зовут девочек и мальчиков, изображенных на таблице. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах — названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: лошадь, арбуз, рака, астру — и приходят к выводу, что девочку зовут Лара.

Предметные картинки для прочтения (составления) имени Шура: шар, утка, рыба, апельсин; имени Маша: мышь, автобус, шишка, антенна; имени Рома: рука, осы, мак, автомобиль.

(II вариант)

Дети составляют имена, ориентируясь на последние звуки в словах:   Шура  (камыш,  кенгуру,  шар,  ваза);  Лара  (стол, кошка,   топор,  утка);   Маша   (дом,   сумка,   ландыш,   вилка); Рома (комар, колесо, сом, пила).

(III вариант)

Имена составляют по второму звуку в словах: Лара (слон, рак, арбуз, мак); Шура (уши, куры, грач, сани) и т. д.

(IV вариант)

Имена составляют по третьему звуку в словах: Лара (волк, грач, марка, кран); Рома (марка, слон, лампа, платье); Шура (мишка, труба, марка, краб).

Поезд

Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах. Упражнять в определении количества звуков в словах. Упражнять в определении количества слогов в словах.

 Игровой  материал: Длинное панно с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах.

Предметные картинки такого же размера, как окна с изображениями животных (зверей и птиц) (можно использовать картинки из набора к игре  «Кто в домике живет?»).

Картинки на один заданный звук: с: слон, лось, рысь, собака, сова; з: заяц, зебра, коза, обезьяна; ш: кошка, мышка, лошадь; ж: жираф, журавль, ежик, жаба; л: лиса, лев, волк, верблюд; р: ворона, воробей, курица, крокодил.

Картинки на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык; на 4 звука: слон, лиса, волк, жаба; на 5: кошка, мышка, баран, зебра.

Картинки на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк; на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран; на трехсложные: ворона, курица, собака, воробей, крокодил.

Ход игры

(I вариант)

Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с...» и т. д. Педагог просит  троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому — для второго вагона (звук ж) и последнему — для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры.

Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, ш, л.

(II вариант)

Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Просит  ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и. вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, с» и т. п.

(III вариант)

Воспитатель вставляет в прорези на крышах вагонов новые таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны  ехать  животные,  названия  которых  не  делятся  на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.

Можно назначить на роль кассира ребенка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочередно будут подходить дети с картинками и рассказывать: «Я волк. Дайте мне билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и дает числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методики развития речи у детей с 6 месяцев до трёх лет

В статье рассматриваются основные особенности развития речи детей от шести месяцев до трёх лет и даны методические рекомендации по использованию игровых технологий в процессе развития речи у детей. Ст...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи в игровой деятельности"

Уточнить знания и умения педагогов в области речевого развития дошкольников.  Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников. Повысить компетентность пе...

Игровой метод развития речи детей раннего дошкольного возраста.

laquo;Аква-гимнастика» (пальчиковые игры в воде) – одна из технологий развития речи детей младшего дошкольного возраста. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...