«Игровые приёмы развития речи дошкольников по средствам моделирования».
статья

Чернова Елена Николаевна

         Семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_i_foto.docx434.16 КБ

Предварительный просмотр:

                 

         Семинар - практикум

 Тема: «Игровые приёмы развития речи дошкольников по средствам моделирования».

Место проведения: МБДОУ д/с №1 «Колокольчик»

Время и дата проведения:  4 апреля 2017 год,13:00 часов.

Участники: воспитатели ДОО

Подготовила и провела: воспитатель Чернова Е.Н.

Цель:

создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОО по развитию речи детей.

Задачи:

-Обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований;

-расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОО для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве;

-углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

- познакомить педагогов  с новой технологией мнемотехники, как системой методов и приемов, обеспечивающих эфективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

-побуждать педагогов ДОО к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;

Ход семинара-практикума

     На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». И сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать эту методику.

          Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания.

         Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

       Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

    1. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

    2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

    3. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотаблицы использую для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

       Самое главное правило работы с мнемотаблицей - это передавать условно - наглядную схему, так, чтобы нарисованное было понятным.

       

       Основными элементами мнемотехники являются:

*мнемоквадраты (понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение),

*мнемодорожки (это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения),

*мнемотаблицы (изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение).

     Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов в которых отражены основные признаки предметов или героев. Например: кто это?(мышка). Где живёт мышка?(в норке).  Чем лакомится мышка ? (Сыром)  Кого боится мышка? (кошку).

    Затем эти картинки соединяются в целое и получается мнемодорожка. И получается небольшой рассказ. (Серая мышка живёт в норке, лакомится сыром, боится кошки).  Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, об одежде, фруктах и т.д. . Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения т.к. у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая. Для детей старшего возраста  схемы желательно рисовать  водном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Далее начинаем работать используя мнемотаблицы. Если мнемодорожки состоят из малого количества инфармационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Мнемотаблицы могут быть:

 - предметные

 - предметно схематические

 - схематические

     Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметно схематические с детьми среднего возраста.

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи направленные на:

 - развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

 - перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

 - развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

 

      А теперь мне хотелось бы предложить Вам на практике применить методы мнемотехники. Сейчас мы с вами составим мнемотаблицу для разучивания стихотворения "Ёлочка".

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

      Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Наше стихотворение «нарисовано» , мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

     Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.

      Коллеги  мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной, и главное помогла в работе с детьми.

    В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу мы видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают образовательные технологии. Спасибо, уважаемые коллеги, за работу.  

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_5465.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_5460.JPG

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детского сада  №1 «Колокольчик»

                                                             

Семинар - практикум

 Тема: «Игровые приёмы развития речи дошкольников по средствам моделирования».

                                           

подготовила и провела:

воспитатель: Чернова Е.Н

Апрель 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы развития речи дошкольников

Методы и приёмы характеризуются с разных точек зрения: в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы. Материал разработан на осно...

Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие речи дошкольников по средствам их игровой деятельности"

quot;Развитие дошкольников по средствам их игровой деятельности"...

Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности

Целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности даёт положительные результаты, возможность воспитателю полноценно развивать речь ребёнка, побо...

«Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности».

laquo;Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности»....

План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»

План по самообразованию "«Развитие речи дошкольников по средствам русского народного фольклора»...

Мастер - класс "Развитие речи дошкольников по средствам песочной терапии"

Жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игры в песок и на склоне лет  человек приобщается к земле, приобретает душевное равновесие, спокойствие, гармонию с миром и с сам...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Современные методы и приёмы развития речи дошкольников»

Повестка собрания: сообщение "Значение речи в жизни людей", доклад "Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников", речевые игры с родителями....