Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности
статья

Кичкирева Светлана Владимировна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности даёт положительные результаты, возможность воспитателю полноценно развивать речь ребёнка, побороть скромность и приобрести уверенность в своих мыслях и поступках, что не так мало важно для подготовки ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема моего выступления: «Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности». Работая в данном направлении, я пришла к выводу, что данная тема будет актуальна в использовании,  как средство развития речи дошкольников.

    Мы часто замечаем, что правильно говорить в наше время могут не многие. Казалось бы, в наш век современных технологий  у детей имеется всё: компьютеры, планшеты, телевизоры, телефоны. В чём же причина? Почему всё больше детей встречается  с речевыми нарушениями? Рассуждая на эту тему, мы можем предположить, что на развитие речи ребёнка влияет экология, вредные привычки родителей, родовые травмы или болезнь матери во время беременности, а может и то и другое? Но опыт работы показал, что родители из-за своей занятости мало общаются с детьми. «Живое общение» заменилось на виртуальное, чтение – на просмотр мультфильмов. Результатом этого является нарушение речевого развития у дошкольников: фонетической, лексической, и грамматической сторон речи, темпов её формирования.                                                                                                                                                    

     Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни. Ребёнок не рождается с речью, он её приобретает в процессе существования в социальной среде. Она развивается одновременно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. В связи с этим, развитие речи становится одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании.

      Существует мнение, что не менее важно познавательное  или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это множество вопросов и ответов, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие – чтение речёвок, объяснение правил, команд. Социально-коммуникативное развитие -  в самом своём названии, звучит необходимость, использования речевых средств, для реализации поставленных задач. Художественно – эстетическое развитие  – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Поэтому, так важно значение развития речи в полноценном формировании личности.                                                                          Дошкольный возраст –  период активного развития речи. Речь – это тонкий психологический процесс, который проходит в чёткой последовательности с учётом возраста ребёнка. Речь является основным средством человеческого общения. Благодаря ей, сознание человека обогащается опытом других людей гораздо быстрее, чем другими способами неречевого общения.

   Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Ребёнку необходимо адекватное речевое  общение со взрослыми, что позволяет быстро накапливать слова для дальнейшего нормального развития фразовой речи. Но, к сожалению, бывают такие семьи, в которых недостаток общения и психические стрессы приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявиться в задержке появления первых слов или забывании тех, которые знал ребёнок. Поэтому в этот период развития необходим «здоровый климат» в семье.

   В возрасте 3-х лет ребёнок активно овладевает фразовой речью. В этот период речь начинает занимать центральное место в психическом развитии. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, тем самым подключая к общению с собой. Объём слов достигает 1000.

Звукопроизношение ещё остаётся несовершенным.

    К четырём годам ребёнок начинаем мыслить при помощи рассуждений. Большая потребность в общении помогает развивать все функции речи.

    В старшем дошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Речь становится чистой, внятной. Речевая активность возрастает. Ребёнок может отвечать на поставленные вопросы взрослого и сам задаёт их, с удовольствием и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

    Учитывая все возрастные изменения психического развития ребёнка, мы педагоги, обучая детей родному языку, способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливаем условия для успешного обучения в школе. Необходимо побуждать ребёнка говорить, создать соответствующую среду, интересно организовать жизнь ребёнка.

     Одной из важнейших составляющих является речь педагога. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность, соответствие возрасту детей, правильность, образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам.

     Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе работы над выразительностью реплик, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи. Работая над новой ролью, ребёнку приходится правильно и чётко проговаривать слова. В театральной игре каждый ребёнок может проявить свои эмоции, чувства не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь слушателей. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

     Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребёнка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, это следствие того, что у ребёнка незначительный словарный запас. Необходимо научить ребёнка пересказывать прочитанное. Начинать нужно с маленьких сказок, в которых много повторений. Читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделить разговорную речь. Всего этого можно добиться путём театрализованной игры.

    Весь день, работая с детьми, я стараюсь провести в добром сказочном климате. Театрализованная деятельность начинается с самого утра – с волшебной физкультминутки , в процессе которой дети превращаются в каких – либо героев и выполняют движения в соответствии с текстом. Текст бывает новый, который диктует педагог или ранее заученный с детьми. На занятиях  к малышам приходят различные сказочные образы, которые повествуют им занимательные истории о нашей планете, играют с ними, читают сказки и учат доброте. Во время прогулки , мы с детьми вместе со сказочными персонажами наблюдаем за явлениями природы, превращаемся в пиратов и отправляемся на поиски сокровищ, играем в игры, изображая животных и многое другое. Так проходит день в детском саду.

     Слушая сказки, дети познают философский смысл, модели поведения и стили взаимоотношений. После знакомства со сказкой, необходимо проводить обсуждение. Нельзя допускать, чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Необходимо сделать так, чтобы говорили дети, а воспитатель лишь контролировал их ход мыслей. Таким образом, дети учатся рассказывать, творчески мыслить, пересказывать. В этом и заключается вся сила сказкотерапии.

     Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, Ребята с удовольствием и добровольно  перевоплощаются, принимают черты характера любимого героя, мимику, жесты.

     В своей работе, я стараюсь быть примером для своих воспитанников. При подготовке к различным мероприятиям, выступаю в различных ролях, преврщаюсь в какого-либо сказочного героя (Джина, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Домовёнка Кузю, Веселинку, Клоуна, и т.д.), читаю наизусть большие стихотворения ( «Щенок» С Михалкова , «Мойдодыр» К.Чуковского , «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского и др.).

     Театрализованную деятельность можно использовать как игровой приём во время занятий. В процессе обучения перевоплощаюсь в персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка. Например. Во время проведения занятия по ознакомлению со свойствами воды превращалась в Капельку, во время чтения художественной литературы или викторин – в Бабушку-Загадушку и т.д.

    Невольно вспоминаются слова К.С. Станиславского: «Что такое театр? Это лучшее средство для общения детей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность».

     Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.    

     Работая с младшими дошкольниками, я часто использовала игры - имитации, в которых дети имитировали движения животных или действия человека (воробышки клюют зёрнышки, увидели кота и улетели, храбрый петушок шагает по дорожке и др.).

Игры – импровизации, в которых дети под музыку изображают « листочки, летящие по ветру и падающие на дорожку» или  «распускающийся цветок» и др.

     В средней возрастной группе  дети начинают говорить лучше, но их речь ещё не достаточно  сформировалась. Неуверенные в себе дети предпочитают играть в кукольный театр, т.к. его неизменный атрибут – ширма. Более смелые – обычно участвуют в инсценировке как актёры. Я стараюсь вызвать желание детей включиться в спектакль.

     В нашей группе организованы  уголки: театрализованной деятельности (ширмы, пальчиковый театр, настольный, би–ба-бо, театр масок, музыкальный центр); уголок книги с различными сказками и другими произведениями, соответствующими возрасту детей; папки с иллюстрациями «Расскажи сказку»; уголок ряжения; аудиозаписи с песнями, сказками, звуками природы. Необходимо собрать здесь многоликий материал по театральной тематике. Некоторые предметы я создаю своими руками.

     В старшем дошкольном возрасте дети активно играют в театрализованные игры и драматизации. Они уже не испытывают чувства страха перед зрителями. Большой интерес у детей вызывает изготовление кукол, масок, декораций и других атрибутов. Играя в кукольный театр, невозможно играть молча. Дети сами придумывают  сюжет, проговаривают его, озвучивают героев, проговаривают их переживания.

     Как - то на занятии по речевому развитию, мы с детьми придумывали рассказ про котёнка. Вот, что из этого получилось. «У девочки Маши жил котёнок Том. Она его кормила и ходила с ним гулять. Однажды Том убежал из дома в открытую дверь. Он перебегал через дорогу и попал под машину. Котёнку было больно. Он громко мяукал. Маша услышала и понесла Тома к врачу.  Доктор вылечил котёнка. Они стали жить дружно». Работа по придумыванию рассказа, велась по наводящим вопросам, по предположениям детей. После они с удовольствием обыгрывали эту историю с игрушками, дополняя рассказ словами и эмоциями героев.

     В игре с куклой, предоставляется ребёнку возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. Слова ребёнка оживляют куклу, дают им настроение и характер.

    Чем старше ребёнок, чем шире кругозор – тем более сложными становятся сюжеты спектаклей, увеличивается число действующих лиц.

     Для дошкольников существуют различные виды театров.

1. Пальчиковый театр

2. Конусный театр

3. Театр картинок

4. Вязаный театр

5. Театр кукол Би-ба-бо

     Особое внимание, хотелось бы уделить пальчиковому театру. В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».  Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Это известно не только из опыта и знаний многих поколений, но и из исследований физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребёнка. Поэтому пальчиковый театр – это прекрасный способ развития у детей внимания, воображения, речи и мышления. Его суть заключается в том, чтобы стимулировать ребёнка надеть себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать известные им сказки.  Работа кончиков пальцев ведёт к развитию речи.

     Рисование – одно из самых любимых занятий всех детей. Здесь на помощь к детям приходит « Королева Кисточка». Чем чаще держит ребёнок в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.  В настоящее время, работая с детьми старшего дошкольного возраста, предлагаю детям штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок. Нельзя забывать и о значении пальчиковой гимнастики.

    Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Детей очень привлекает наглядность, сочетающаяся со словом. В своей работе я часто использую тематические наборы картинок (овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.), сюжетные картинки из серии «Составь рассказ ». Картинки играют важную роль в формировании способности оперировать образами, вызванными словом. Продолжая работу в этом направлении, я использую театр картинок. Такой вид театра способствует внесению разнообразия игры, развивает творческие способности и содействует их эстетическому воспитанию. В моей группе существует магнитный вариант этого театра. Дети, путём поочерёдного выставления картинок, придумывают свою историю или рассказ.

     Подготовка к театрализованной деятельности очень нравится детям. Театр - это ожидание чего – то интересного, весёлого, нового; а театр изготовленный своими руками – это чудо. На занятиях по продуктивной деятельности (лепке, аппликации, рисовании, конструированию) мы с детьми делаем декорации или атрибутику к театрализованным играм. Детям очень нравится изготавливать различные фигурки для конусного театра. Он помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Этот вид театра даёт возможность ребёнку выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

     Существуют игрушки, которые оживают в руках детей. Они умеют хлопать в ладоши, поворачивать голову, выполнять различные действия. В этом большее преимущество имеют куклы би-ба-бо. Дети общаются с ними, как с живыми персонажами. Даже самый маленький робкий ребёнок, который смущается разговаривать с окружающими, заговорит с куклой. Он расскажет ей всё самое сокровенное и она может стать ему другом. Такая кукла оказывает большую помощь воспитателю в работе с детьми. Ребёнок испытывает радость, когда он сам принимает участие в процессе оживления. По примеру воспитателя, дети начинают общение куклы с другими детьми, тем самым развивая свою диалогическую речь. В дальнейшей работе, используя этих кукол, мы с детьми обыгрываем известные народные сказки или придумываем свои невероятные истории. Детям очень нравится фантазировать и сочинять сюжеты сказочных игр. Разыгрывание сказок, позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения).

     Работая в данном направлении, нельзя забывать о такой форме работы, как проектная деятельность. Она позволяет поэтапно достигать поставленной цели. Проектная деятельность подразумевает интеграцию различных образовательных областей. Это даёт возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

      В предверии новогодних праздников, перед нами педагогами открываются большие возможности в реализации своих планов. Новый год для ребёнка – это праздник, это время сказки, волшебства и чуда! Как же встретить его? Как подготовиться? По результатам опроса, проводимого в группе, выяснилось, что не только дети, но и взрослые мало знают историю возникновения этого праздника и его традиции. Поэтому был разработан  план действий по достижению заданной цели.  

Это различного рода беседы с детьми, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о зиме, отгадывание загадок, подвижные игры, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, изготовление поделок для украшения группы, подготовка к новогоднему утреннику. В этом проекте работа осуществляется  по всем видам деятельности: коммуникативная, познавательная,  двигательная, продуктивная, чтение художественной литературы, музыкально-художественная и театрализованная.

     Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление чувственно – эмоционального опыта у детей, является длительной работой, в которой должны принимать участие и родители. Важно, чтобы родители выполняли исполнительную роль, изготавливали декорации, мастерили костюмы и т.д. Коллективная работа педагогов, мам и пап способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей. Родители обязательно должны участвовать в театрализованной деятельности. Это вызывает у детей колоссальное количество эмоций, у них обостряется чувство гордости за маму или папу, выступающих вместе с ними в театрализованном представлении.

   Родителям необходимо помнить, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т.к. письменная речь формируется на основе устной. Взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

     Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой – то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию,

- выбор на главную роль наиболее робких детей,

- распределение роли по карточкам на которых изображены персонажи,

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если не хватает на всех ролей,

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Вторая проблема – более сложная и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества одобряются, а отрицательные осуждаются, то и дети хотя исполнять роль положительного героя и не хотят играть злодеев. В таких случаях необходимо сказать детям, что в театрализованной деятельности все и дети и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причём отрицательного героя сыграть намного сложнее. Но бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности привлечь внимание к себе толкает ребёнка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно этот образ как бы прилипает к нему. Этот ребёнок начинает вызывать насмешки у других детей. Поэтому очень важно, чтобы каждый из ребят исполнял как положительные, так и отрицательные роли.

     В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи детей средствами театрализованной деятельности, я добилась положительных результатов. Дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, с удовольствием рассказывают знакомые литературные произведения, охотно вступают в речевые контакты с взрослыми и сверстниками, с удовольствием участвуют в инсценировках.

Считаю, что правильно организованная театрализованная деятельность дает возможность воспитателю полноценно развивать речь ребенка, побороть скромность и приобрести уверенность в своих мыслях и поступках, что так не мало важно для подготовки ребёнка к школе.

     

     

     

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого занятия средней группы на тему "Волшебные превращения"-развитие выразительности речи и движений средствами театрализованной деятельности. Игра - драматизация по сказке В.Сутеева "Под грибом"

Цель: Создание условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности и формировать интерес к игре-драматизации.Задачи:Обучающие:-активизировать речевую деятельность детей;-фо...

«Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности».

laquo;Развитие речи дошкольников по средствам театрализованной деятельности»....

Проект "Развитие речи дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность"

Проект направлен на развитие связной, выразительной речи у детей через музыкальную и театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно....

Методическая разработка. Перспективное планирование по теме: «Развитие речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности».

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования работающим с детьми дошкольного возраста по развитию речи в проц...

Проект на тему "Путешествие по сказкам" к педагогическому совету "Развитие речи детей по средствам театрализованной деятельности в ДОУ"

Проект «Путешествие по сказкам» Тип проекта: творческийУчастники проекта: воспитатель – дети – родителиПо составу участников: групповойПродолжительность: краткосрочны...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мы, педагоги, находимся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, и многие из нас сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализова...