Развитие речи и ТРИЗ. Составление загадок.
материал по развитию речи (старшая группа)

Легчакова Оксана Алексеевна

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи и триз

Составление загадок


Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

Методические рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР: 
- Воробей что делает? 
- Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. 
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

 

Обучение составлению  сравнений

Обучение  составлению загадок

Составление  рифмованных текстов

Создание  текстов сказочного  содержания

                 Обучение необходимо  начинать  с  з-х  лет.Упражнения  проводятся  с  подгруппами  детей  не  только  на  занятиях  по  развитию  речи,  но  и  в  свободное  время

Модель  составления сравнений:

            Педагог называет  первый  объект (цыпленок)

                Обозначает  его признак (цвет)

                  Определяет  значение  этого  признака (желтый)

                Сравнивает  данное значение  со  значением признака  второго  объекта (солнце);

(«-такой  же желтый  по  цвету  ,как  солнце»)

 

 

Методические  рекомендации:

         Используются наглядные модели (таблицы)

            В  ходе  обсуждения педагог  вносит  в левую  часть таблицы значения признака(их целесообразно  обозначать  словами  с  четко  выделенной первой  буквой),  а  в  правую  часть –объекты (допустимо  схематическое  изображение).

             Это позволит  трени-ровать детскую  память: ребенок  ,не  умея  читать.

           Запоминает первые  буквы  и воспроизводит  слово  в  целом

 

       Обучение  дошкольников  созданию рифмованных  текстов  необходимо начинать  с  3-х  лет   Основная  форма работы-игровые  задания  и упражнения:

«Складные картинки»

(изображения  предметов

 названия  которых рифмуются.)  -мак-рак; олень-тюлень

«Придумай рифму»

Педагог  называет слово,дети  придумывают  к

нему  рифму (бежали-лежали)

«Доскажи  слово»

 Педагог  читает  детям  стихотворный  текст и  в  последнем слове каждой  строчки произносит  лишь  первый  слог. Или  у  педагога

«пропадает»  голос.

«Чистоговорки»

Са-са-са-прилетела   к  нам оса.

«Сочини  дальше»

Педагог  придумывает  одну  строчку,а  дети другую

(В  море  плавает  тюлень,

По  лугу  бежит  олень)

Учим  детей  составлять  тексты сказочного  содержания  с помощью  моделей:

1.Метод  каталога

2.Волшебная дорожка

3.Волшебный экран

4. Метод  типового  фантазирования

5.Волшебный треугольник

            Сначала  работа  проводится  со  всей  группой, затем  по  подгруппам.     Далее  детям  предлагается  составлять сказочный   текст  вдвоем.

            С 5  -5,5 лет  ребенок  самостоятельно  сочиняет  сказку  по  определенной  модели.

     Воспринимать  и  пони-мать алгоритм  составления  такого  текста дети  могут  в  том  случае,если  педагогом качественно  проведена  подготовительная  работа.

 

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

                 Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
                    Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
                Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.
             Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
               В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Педагог, показывая картинку, спрашивает:


- Что это? (огурец).
- Какой огурец по цвету? (зеленый).
- Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).
- Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.


                Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:


- Что это? (репка). Какая репка по цвету? (желтая).
- Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница…)
- Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).
                      В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме…) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Елочки по цвету зеленая, как травка.
                  Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствует продуктивная  деятельность на  занятиях  по  рисованию,лепке,аппликации.. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»…
- Голова по форме какая? (круглая.)
- Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук…)
- Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка.)
Воспитатель:
- Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие).
- Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки, анютины глазки…)
И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки.)
               Так постепенно совместными усилиями достигается желаемый результат в обучении  воспитанников- выразительность  речи, развитие творческой речевой деятельности.
                Параллельно с обучением составлению сравнений педагогами проводится работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
                Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает  педагогам  в своей работе использовать  модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок можно  пробовать  с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. С  детьми 4-5 лет  более активно используется сочинение  загадок при  сравнении объектов по заданным признакам.. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.

             Почитайте, расскажите нам, пожалуйста, сказку. Эту фразу мы слышим часто от своих воспитанников. Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. 
         Очень часто педагоги используют в работе с детьми составление сказок с помощью метода каталога.

                   ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ ( составление загадок)»

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».  Целью использования данной технологии в детском саду я...

Занятие для детей 4 - 5 лет по ОО "Речевое развитие" Развитие речи Тема: Обучение составлению рассказа по картине.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №2  «КАЛИНКА»141612 Московск...

Статья "Развитие речи детей с помощью загадок".

Развитие речи детей с помощью загадок.«Появление загадок относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума». Буслаев Ф. И.Особенности содержания и структуры загадки как л...