«Семицветное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

Конспекты логопедической  образовательной деятельности  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semitsvetnoe_puteshestvie.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты логопедической непосредственно образовательной деятельности

 по теме «Семицветное путешествие» (по сказке В. Катаева «Цветик – семицветик»

(с детьми подготовительной логопедической группы)

Выполнила: С. Е. Козлова

учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детского сада «Голубок»

г. Сорск

Цель данной темы: Продолжить развивать способность детей составлять небольшие рассказы по заданной теме с помощью моделей.

ЗАДАЧИ

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать память, мышление, зрительное и слуховое внимание;

-развивать правильное речевое дыхание;

-расширять и активизировать словарь по теме;

-учить отвечать на вопросы, выделяя характерные признаки;

-продолжать развивать фонематический слух.

Коррекционно-образовательные:

- учить поддерживать диалог, рассуждать,  обосновывать свои суждения;

- продолжить формировать представления об основных цветовых  оттенках;

- закрепить в понимании детей  способ моделирования;
- упражнять детей в словообразовании;

- и др. см. в таблицах

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей литературно – художественный вкус;

-побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими

  поступками;

 - способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка;

- развивать чувства сопереживания, долга, уважения, взаимовыручки.

Содержание образовательных областей данной деятельности:

  • Коррекция - развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного  дыхания, мимических мышц, фонематического восприятия.
  • Коммуникация - речевая активность; вступление в диалог со взрослым и другими детьми; внимательно слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать  товарищей.
  • Познание - обогащение знаний детей об временных представлениях.
  • Социализация - учить быть вежливыми, учить не смеяться над неправильными ответами других детей побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими поступками; способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; учить приходить другу на помощь.
  • Труд - помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего мест.
  • Здоровьесбережение - координация движений со словом, пальчиковые гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини – паузы.
  • Художественное творчество – составление предложений способом моделирования.
  •  Музыка - использование музыкальных фрагментов для совместной деятельности;

Деятельность учителя – логопеда:

В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ

1.Проводить  упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Предложить тему беседы.

3.Ставить перед детьми цели для  проигрывания игровых заданий.

4.Задавать проблемные вопросы.

В РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1.Формулироватьзадания.

2.Задавать серию  проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий,  предоставляя помощь.

3. Нацеливает детей на желание отвечать, рассуждать,  доказывать.

В  РЕФЛЕКСИИ

1.Подводить к завершению работы.

2. Предлагать радоваться хорошими  результатами.

3. Содействовать самоанализу и оценке детской  деятельности.

4. Предлагать  творческий процесс

Деятельность детей:

В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ

1.Выполнять упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Принимать предложение педагога.

3.Решать проблемные вопросы.

В  РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1.Рассуждать, сопоставлять, находить правильное решение (как правильно отвечать).

2.Высказывать предположения.

3.Выбирать правильный ответ.

4. Находить пути решения методом проб и ошибок.

5. Помогать друг другу.

В РЕФЛЕКСИИ

1.Получат удовольствие от совместной деятельности.

2.Участвовать в  творческом  процессе.

Виды деятельности использованные в проекте по данной теме:

  • Упражнения не расслабление
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Координация слова с движением
  • Речевые игры и упражнения
  • Упражнения на развитие дыхания

-   Развитие умения использования моделей при составлении рассказов

  • Развитие связной речи
  • Развитие грамматических навыков

Предшествующая работа:

- Неделя проектной деятельности по теме: «В гости сказка к нам пришла», один день

   в которой отводится учителю – логопеду по данной лексической теме.

- Чтение сказки  В. Катаева «Цветик – семицветик»

- речевая игра  по сюжету сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» - «Вопрос – ответ»

- заучивание пожелания «Лети, лети лепесток…..»

- Игра (на закрепление цветов и цветовых оттенок

- работа с моделями для составления предложений, рассказов и др.

- работа на грамматическим строем речевой деятельности

Этап образовательной деятельности (организация рабочего пространства

Деятельность

 учителя - логопеда

Деятельность

детей

Коррекционная

деятельность

Психолого–педагогиеские условия (условия социальной ситуации развития)

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

1.Учитель – логопед ставит перед детьми проблему: «Ребята вы знаете такую девочку Женю из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», она собиралась   к Вам в гости прийти, но разболелась, а для того, чтобы ей выздороветь, нам с Вами надо выполнить несколько несложных заданий, Вы согласны?.....

1.Внимательно слушают.

 

2.Выбирают ответ.

- развитие 1)чувства ответственности;

2) чувства сопереживания

3)желания помогать другим людям

1.Учитель – логопед приглашает к себе кабинет и по дороге предлагает детям вспомнить сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»

2. Задаёт вопросы по тексту  сказку В. Катаева «Цветик – семицветик»:

- Кто является главным героем сказки…?

- Как звучат «волшебные» слова Жениных пожеланий….?

- Какое самое важное пожелание задала Женя…?

1.Внимательно слушают.

 

2.Выбирают правильный ответ.

3. Проговаривают выбранный вариант ответа.

4. Добавляют свои высказывания по тексту сказки…

1.Поиск смысловой цепочки (вопрос – ответ).

2.Отражение зависимости значения слова от контекста.

3. Согласование существительных ед. ч. с глаголами настоящего времени.

Условия для:

- развития памяти

- стимулирования речевой активности.

- слухового внимания.

Основная часть:

В  кабинете (на ковре)

разложены модели лепестков «цветика – семицветика» и сердцевинка (или на столе подсказок)

Игра «Назови цвет ласково»

(Жёлтый – желтенький,

красный – красненький,

зелёный – зелёненький, синий – синенький, розовый – розовенький,

фиолетовый – фиолетовень-кий, голубой – голубенький.

1.Предлагает выбрать себе лепесток любого цвета и назвать  каждые выбранный цвет ласково (стоя по кругу)… .

2.Предлагает поместить выбранный лепесток к серцевинке (оранжевого цвета) проговаривая – «Пожелания», начиная с ребёнка который находится с правой стороны от…..(названного педагогом ребёнка).

Например, «Я желаю, чтобы…» - присаживаются на коврик -

(выбирает себе серцевинку цветка и приводит пример правильного ответа)

1.Выбирают себе лепесток определенного цвета и подбирают ласковое слово к выбранному цвету.

2.Определяют  ребёнка….(ориентировка в пространстве).

3.  Помещают выбранный лепесток к серцевинке и проговаривают пожелания…

1.Прилагательные ед. числа.

2. Прилагательные  с уменьшительно – ласкательными суффиксами с окончаниями-(ий)

3. Развитие связности речи.

Условия для:

-выбора.

- проявления речевой активности.

- закрепления в активном словаре

грамматических форм…

Игра «Какой цветок»

1.Обращает внимание детей на: «Какой замечательные цветок у нас с вами получился, 2. Задаёт вопрос: «Как можно про него сказать, (какой он?), начиная с ребёнка который находится с левой стороны от…..(названного педагогом  ребёнка).

1. Рассматривают созданный ими цветок.

2.Определяют  ребёнка….(ориентировка в пространстве).

3. Подбирают ответы и отвечают.

1. Подбор прилагательных к существительному.

Условия для:

-выбора.

- проявления речевой активности.

- закрепления в активном словаре

грамматических форм…

Пальчиковая гимнастика

«Появление цветка»

 (на фоне спокойной музыки) (сидя на коврике)

1.Предлагает детям: закры-

вать пальчики на каждой руке по одному начиная с большого;

соединить две ладони вместе и чуть согнуть пальчики обеих рук друг к другу  -«Представьте, что это семена самых прекрасных растений» -раскрывать пальцы на обеих руках, на обеих рука начиная мс мизинца; ладони между собой соединены -«Тёплые солнечные  лучики упали на землю и согрели её и вдруг из семян стали проклевываться росточки» -

раскрывать по одному пальцу на каждой руке начиная с большого -

«Из ростка выросло прекрасное растение, каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу

 и свету каждую половинку,

поворачиваясь вслед за солнышком…» -

шевелить пальчиками и вращать соединёнными вместе внизу ладонями вправо, влево…

1.Сидят на коленях (на коврике)

2. Выполняют движения в соответствии со словами учитель - логопеда

1.Продолжить упражнять координацию движений со словом

Условия для:

- слухового внимания

проявления двигательной активности.

Дыхательная гимнастика «Подари цветок» (

1.Вкладывает в каждый «Цветок» (из ладоней) вырезанный из салфетки цветок)

2. Предлагает сделать - вдох носом, выдох на чуть широкий кончик языка, приподнятые к верхней губе – на цветок из салфетки……..

1.Сидят на коленях (на коврике)

2. Выполняют действия в соответствии со словами учителя - логопеда

1.Развитие речевого вдоха и выдоха.

2. Способствовать правильному произношению сонорных звуков.

Условия для:

- слухового внимания

- свободного вдоха и выдоха

Артикуляционные упражнения

(на каждом лепестке изображены символы артикуляционных упражнений)

1.Обращает внимание на то, что на каждом из лепестков изображены символы артикуляционных упражнений.

2. Предлагает выполнить изображённые на лепестках артикуляционные упражнения.

1. Рассматривают

символы артикуляционных упражнений.

2. Решают с какого упражнения начнут работать с язычком.

1. Выполняют…

1. Развитие зрительного внимания.

2. Развитие памяти (правила выполнения артикуляционных упражнений)

3. Установление контакта между сверстниками.

4. Развитие артукуляцион-ного аппарата.

5. Подбор прилагательных к существительным – мужского, женского и среднего рода.

Условия для:

- развития памяти

- развития слуха

- развития внимания

- развития речевой активности

 Игра – упражнение: «Что делала Женя»

(работа с моделями)

1.Предлагает выбрасть любую модель слова действия и вспомнить:

«Что делала Женя в сказке» и назвать это одним только словом действия – (например, бегала…) и продемонстрировать это действие...  (детям предлагается проиграть эту игру стоя в кругу на ковре)

1.Быбирают модель….

2. Вспоминают действия девочки Жени по сказке и имитируют данные движения

1.Подбор глаголов.

3.Развитие координации движения со словом.

Условия для:

- проявления речевой активности.

- слухового внимания.

- взаимо-действия детей друг с другом.

Игра – «Оживим звуки сказки звуками»

1.  Стимулирует детей подумать, посоветоваться друг с другом   и озвучить «звуки сказки» - «Какие звуки могли слышаться в сказке…..?

2. Предлагает озвучить «звуки сказки» названные детьми (например, звон стекла разбившейся вазы – ц-ц-ц-ц;

потрескивание льда на северном полюсе – тц-тц-тц; пение птиц – цви – цви- цви-цви и др.

1.Общаются друг с другом.

2. Находят нужные ответы.

3. Отвечают.

4. Проговаривают – вслед за логопедом слоговые и звуковые сочетания вслед за логопедом

1.Развитие фонематического восприятия

2.Развитие мышления и воображения

3.Развитие слуха

4. Развитие умения выстраивание ритмического рисунка по показу взрослого

Условия для:

- проявления речевой активности.

- слухового внимания.

- развития воображения

-  самостоя- тельного

выражения своих мыслей.

Моделирова

ние небольших рассказов про девочку Женю

(на фоне спокойной музыки)

1.Предлагает за- нять места за столами с уже приготовленными моделями слов и предлогов (маленьких словечек из, на и т.п), так же приготовлены пустые карточки для самостоятель-ного придумывания моделей, простые карандаши, флонелеграф с прищепками на липучках

2. Стимулирует детей к подбору и придумыванию моделей для составления рассказа…

1. Внимательно слушают.

2.Подбирают необходимые модели

3.Придумывают и рисуют свои недостающие модели

4.Общаются друг с другом.

5. Помогают друг другу.

6. Предлагают прослушать придуманный рассказ, который сопровождают моделями.

1.Закрепление умения пользоваться моделями для составления рассказов

2.Развитие умения выстраивания последовательности высказывания

3.Развитие речевой деятельности

4.развитие связности высказывания

Условия для:

- проявления речевой активности.

- реализации мышления, и зрительных процессов

- развития воображения

-  самостоя- тельного

выражения своих мыслей.

Итог НОД

(звонит телефон) – можно поставить на громкую связь…

(эпиграммы эмоций на двух подносах положительных и отрицательных эмоций)

1.Слушает «собеседника по телефону)

2. Сообщает детям, что девочка Женя…. «Выздоровела» благодаря их помощи. «Она передаёт большое спасибо, всем, кто помогал в её выздоровлении. И обещает скоро прийти к ним в гости)

3.Предлагает вспомнить, какой девочка Женя Была в начале сказки и какой она стала в конце сказки.

4. Стимулирует детей к подбору пиктограмм…

1.Выслушивают педагога.

2.Всказывают своё мнение.

3. Подбирают эпиграммы.

1.Продолжить развивать психологические процессы в сознании детей.

Условия для:

- закрепление речевых и психологических

процессов в сознании детей.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-математический праздник "Семицветная страна" для детей среднего дошкольного возраста

У детей расширяются знания о числах, цифрах, основных математических представлениях, математических сказках и песнях через игровую и музыкальную деятельность. Повышается интерес к предмету математики ...

Интегрированное занятие в средней группе «Семицветная радуга»

Интегрированное занятие в средней группе  «Семицветная радуга»...

конспект НОД "Семицветная радуга"

конспект занятия по познавательному развитию "Семицветная радуга"...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Семицветное чудо».

Занятие «СЕМИЦВЕТНОЕ ЧУДО» познавательного цикла (ознакомление с окружающей социальной действительностью и предметным миром) . Данное занятие для детей подготовительной группы с использова...

Мастер-класс по изготовлению шляп «Семицветное чудо»

Жаркое лето в самом разгаре, а в нашем детском саду дни проходят весело и интересно! Совсем недавно был организован конкурс-праздник "Ах,эти шляпки!" Для конкурса мы  подготовили радужн...

Методическая разработка "Семицветная сказка"

Семицветная сказка Игровая деятельность с использованием пособия «Чудо-крестики» (средний дошкольный возраст)Разработала воспитателиГБДОУ детский сад№14...

ООД "Семицветное чудо-мост"

Детям необходимо знать о явлениях окружающего мира. Им интересно задавать вопросы и получать  ответы об увиденном, пытаться разрешить  возникающие проблемы и просто развить умение любоваться...