Чтение сказок
консультация по развитию речи (младшая группа)

Михайлова Наталья Валентиновна

Если ребенок просит читать одну книгу вновь и вновь

- Используйте повторное чтение для развития речи малыша.

- Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления малыша

Как научить ребёнка любить чтение?

- Сделайте чтение книг обязательно ежедневной традицией и не изменяйте ей.

- Обязательно обсуждайте прочитанное

- Ограничьте пребывание ребёнка у телевизора и компьютера

Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_skazok.docx90.78 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок просит читать одну и ту же книгу вновь и вновь

«Мама, почитай мне «Колобка»… В сотый раз… За сегодня… Ну кто же не слышал эти просьбы своего малыша почитать любимую книгу снова и снова?

Многие родители стараются отговорить малыша от этой затеи и настойчиво предлагают почитать новую книгу, ведь их очень много и все интересные. Взрослые думают, что гораздо полезнее узнавать новую информацию, читать как можно больше, чтобы ребёнок рос и развивался, как говорится, не по дням, а по часам.

На самом деле, они всё делают неправильно, но ещё не поздно исправиться.

Поэтому, если вы хотите, чтобы чтение сказок вашему малышу приносило максимальный результат и способствовало его интеллектуальному и эмоциональному развитию более эффективно, читайте дальше и узнаете, что…

Если ваш малыш просит прочесть одну и ту же книгу снова и снова – это очень хорошо. Это говорит о том, что именно эта книга нашла отклик где-то в душе крохи и полностью соответствует его нынешнему эмоциональному состоянию, так сказать, вошла в резонанс с малышом.Это также свидетельствует о том, что книга полностью понята и принята малышом, что не осталось невыясненных или недопонятых моментов, пугающих или отталкивающих элементов. Наверняка, у вас есть любимые книги или кинофильмы, которые вы читали или смотрели по сто раз и готовы это повторить ещё столько же. Так почему же мы не хотим признавать за свои малышом права на то же самое?

Тот факт, что малыш знает наперёд, чем история закончится, формирует в его сознании уверенность в будущем и в его положительном результате, то есть он будет уверен, что несмотря ни на какие трудности, всё будет хорошо.

Кто поспорит с тем, что оптимистом быть веселее и продуктивнее, чем пессимистом? Таким образом, проигрывая один и тот же сценарий по несколько раз, малыш прочно усваивает мысль, что безвыходных ситуаций не бывает и что, даже если тебя съели – у тебя все равно остается два выхода…

Когда вы читаете малышу сказку – он находится в мире своих фантазий, сопереживает герою, проигрывает эмоционально все его приключения, то есть испытывает массу эмоций, каждый раз эти эмоции становятся более совершенными.

Не забывайте, что нервная система малыша ещё не до конца сформировалась и ему нужно гораздо больше времени, чтобы «оформить» и принять свои чувства, эмоции. Так, по кирпичику складывая свои чувства к героям любимой сказки, малыш получит в свою «жизненную копилочку» несколько сформированных эмоций.

Используйте повторное чтение для развития речи малыша. Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи ребенка как таковой.

Что значит «по-разному»? После того как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл полностью понят ребёнком, читайте эту же сказку немного быстрее, затем ещё быстрее и т.д., доходя до темпа скороговорки – так вы научите малыша воспринимать информацию на слух и в разных вариациях.

Ещё один способ работы с книгой – это периодически останавливаться и спрашивать малыша о том, что будет дальше. Это не только отличный способ отработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти.

Используйте повторное чтение для развития воображения и творческого мышления малыша. Дочитав до определённого момента, попросите ребёнка придумать продолжение. Сочиняйте вместе с ним свою сказку. Причём этот способ можно с успехом применять несколько раз: сначала пусть кроха придумает другой конец, затем остановите чтение чуть раньше и придумайте немного больше и т.д.

Возможно, малышу понравится эта игра и он станет сочинять свою сказку уже после слов «Жили-были…». Ну и конечно, уже знакомый вам способ работы с книгой – это обсуждение картинок. Пусть малыш расскажет, что или кто нарисован, что он делает, к какому эпизоду сказки относится эта иллюстрация. Картинки можно также использовать для сочинения своей сказки.

Даже этого вполне достаточно для того, чтобы скучное чтение «Колобка» в сотый раз за сегодня превратилось в увлекательное и полезное занятие.

Как научить ребёнка любить чтение?

Об интеллекте человека всегда судили по тому, сколько книг у него на полке. И, конечно же, любому интеллектуально развитому родителю хотелось бы, чтобы его ребёнок любил читать. Как научить ребёнка любить чтение, чтобы в дальнейшем он предпочитал книгу компьютеру и телевизору? Прислушайтесь к нашим советам, в которых мы собрали опыт педагогов и мудрых родителей.

Начинайте знакомить ребёнка с книгами с самого маленького возраста. Сначала просто показывайте картинки в книжках для самых маленьких, постепенно переходите к чтению простеньких весёлых стишков, песенок. При чтении самым маленьким деткам голос ваш должен быть певучим и размеренным, тогда малыш лучше воспринимает прочитанное. Важно подобрать подходящее время для чтения и не заставлять ребёнка, если он в данный момент настроен пошалить.

Времяпрепровождение вместе с мамой или папой за книгой должно быть приятным для ребёнка и вызывать положительные эмоции, тогда у крохи будет желание повторения этих прекрасных минут.

Сделайте чтение книг обязательно ежедневной традицией и не изменяйте ей. Это могут быть не только чтения перед сном, но и чтение книг в середине дня, в то время когда ребёнок обычно спокоен. Сначала читайте небольшие сказки или рассказы, потом переходите к историям с продолжением.

Обязательно обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь у ребёнка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтение текста, но и умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребёнок начнет читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чем он читает.

Ограничьте пребывание ребёнка у телевизора и компьютера. Вместо мультиков можно предложить аудиокниги. Малыш может во время прослушивания заниматься своими делами: рисовать, собирать пазлы, играть конструктором.

Сообщите ребёнку, кто автор и как называется книга, которую он слушает. Вполне возможно, что следующую историю этого же автора он захочет сам прочитать в книге.

Важно показать ребёнку, что книга (даже аудио), лучше мультфильмов и компьютерных игр, потому что позволяет самому контролировать создание образов, а не воспринимать готовые. Когда ребёнок освоит буквы и сможет читать слова и предложения целиком, предложите ребёнку поиграйте в игру – почитать с вами по очереди. Сначала предложениями, затем абзацами и целыми страницами. Вполне возможно, что, отлучившись в процессе такой игры ответить на телефонный звонок, вы вернётесь и обнаружите ребёнка над книгой, взахлеб читающего продолжение.

Покупайте ребёнку книги с яркими картинками. Сначала опирайтесь на собственный вкус и свои детские воспоминания, потом предоставьте ребёнку право самому выбирать себе книжки.

Берите ребёнка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьезной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочёл. Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о Щелкунчике, сводите ребёнка на одноименный балет. Если ребёнок увлекается литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий. Предложите обратный порядок: посмотрев с ребёнком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят.

Даже если ребёнок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравится ему, а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил.

Ребёнок и чтение книг

Избегайте насилия. Если вы будете заставлять ребёнка читать, прибегая к методам устрашения и наказания, это может привести к антагонизму, ребёнок может возненавидеть чтение.
Никогда не критикуйте ребёнка и не сравнивайте с другими детьми: «Вот Маша за лето 5 книг прочитала, а ты одну с трудом, потому что читать толком не умеешь».Конечно же, никакие ваши действия не возымеют эффекта, если вы на собственном опыте не покажете ребёнку, что читать действительно интересно. Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребёнка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребёнок в ваше отсутствие сделает то же самое, швырнув книгу в дальний угол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок

Развитие творческого и эстетического восприятия дошкольников через чтение сказок...

"Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

В данной работе представлен материал для приобещия детей к художественной литературе через чтение сказок. Творчество Г. К. Андерсена....

Обучение старших дошкольников культуре речевого поведения ( в процессе чтения сказок).

Актуальность данной темы определяется ролью языка как важнейшего средства человеческого общения и тем обстоятельством, что на современном этапе в образовательно – воспитательных учреждениях, в частнос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней ...

Особенности чтения сказок

Особенности чтения сказок...

Развитие речи детей в процессе чтения сказок.

Даны рекомендации  родителям по  вопросам развития речи ребенка  при чтении сказки. Предложены варианты игровых упражнений....