Значение дидактических игр в развитии речи (в рамках реализации программы " Мозаичный парк")
статья по развитию речи (средняя группа)

Героева Елена Владимировна

Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека». (А.Г. Рузская). Многие учителя начальных классов говорят о несформированности речи и слабом речевом развитии. Очень часто у дошкольников перед школой все ещё существуют некоторые проблемы в виде скудного словарного запаса, они не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. Бывает, что у дошкольников нарушено не только звукопроизношение, но неразвито логическое мышление, нарушено внимание и не развита память.

Поэтому задача педагогов и родителей ещё до школы научить детей грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном или прочитанном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека». (А.Г. Рузская). Многие учителя начальных классов говорят о несформированности речи и слабом речевом развитии. Очень часто у дошкольников перед школой все ещё существуют некоторые проблемы в виде скудного словарного запаса, они не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. Бывает, что у дошкольников нарушено не только звукопроизношение, но неразвито логическое мышление, нарушено внимание и не развита память.

Поэтому задача педагогов и родителей ещё до школы научить детей грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном или прочитанном.

ЧТО РАЗВИВАЮТ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ?

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как социокультурный феномен имеет свою историю и передается из поколения в поколение. Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и овладевают им как элементом культуры.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал, ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Основные виды игр: игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на свой опыт манипуляции с предметами, углублять знания об этих предметах, т.е. дети должны научиться самостоятельно решать мыслительные задачи – это отгадывать предмет по описанию, описывать признаки сходства и различия, группировать предметы по свойствам, признакам.

В младшей и средней группах игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Такие задачи есть в играх для младших групп, но все же чаще их используют при подготовке детей к школе: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

1 группа – в эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Радио», «Да – нет»

2 группа – игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?»

3 группа – игры,с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому, что нужно?», «Назови три слова», «Назови одним словом».

4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Белого и черного не называть»

 Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Она требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.

Словесная дидактическая игра— доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. 0на не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Методику проведения дидактической игры, нам поможет вспомнить презентация.

Не только специалистам, но и родителям необходимо больше обращать внимания на развитие и обучение ребёнка. Мы должны нацеливать родителей на то, что чем больше они будут находиться рядом с ребёнком, чем больше будут интересоваться его достижениями, тем легче ребенок будет воспринимать трудности, ведь он знает, что рядом с ним всегда будут его родители. Если родители хотят дружить со своим ребёнком, они должны посвящать ему чаще своё свободное время, играть вместе с ним. Педагог Е.А. Флерина в своих педагогических трудах обращала внимание на то, что «игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Напоминайте родителям:  идете в детский сад – играйте по дороге, идёте на прогулку, в магазин – играйте по дороге, едите на дачу – играйте, гуляете в парке- играйте… Совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие.

В помощь я Вам предлагаю консультацию для родителей, которую вы можете поместить в родительский уголок

Вывод:

Освоив  речевые игры, ребенок будет чувствовать себя более уверенно в любой компании. Это тоже очень важно для ребенка, идущего в школу. Он сможет предложить друзьям интересные игры, объяснить правила, объяснить свою точку зрения.

В средней группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает.

Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2–3 дня. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, воспитательница дает ребенку задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.

Список литературы

1.    Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000.
2.    Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозайка – Синтез, 2004.
3.    Безрукова О.А. Слова родного языка. М.: Профессионал, 2005. — 192 с.
4.    Букиневич Е.С. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и общество Мозырь: Содействие, 2011. — 104 с.
5.    Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. Методические рекомендации к программе «От рождения до школы». — М. Мозаика-синтез, 2011. — 175 с.
6.    Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду в средней группе детского сада. Планы занятий. — М. Мозаика -Синтез, 2010. — 76с.
7.    Гербова В.В., Доронова Т.Н., Гризик Т.И. Программа Радуга. Учусь говорить. Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». 4-е издание. Просвещение, 2002 г. 159 с.
8.    Ершова Е.Ю. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников M.: Астрель, Сова, ВКТ, 2011. – 49 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

План по самообразованию воспитателя детского сада по развитию речи на тему: "Эффективность использования устного народного творчества для развития речи дошкольников"( в рамках реализации программы " Мозаичный парк")

Актуальность темыВажнейшим источником развития речи ребенка дошкольного возраста являются произведения устного народного творчества. Они имеют небольшой объем, позволяют создавать в воображении малыша...

Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы на 2018-2019 гг. ( В рамках реализации программы " Мозаичный парк"

Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность род...

Конспект комплексного занятия с детьми младшей группы «Добро в твоем сердце» Тема: "Открытка-сердечко для мамы"в рамках реализации программы " Мозаичный парк"

Задачи: -воспитывать у малышей благожелательное отношение к близким, родным людям;-развивать энтузиазм к занятиям по конструированию из бумаги;-закреплять умение мять и скатывать комочки из мятой...

План мероприятий по взаимодействию с родителями подготовительной к школе группы на 2019 - 2020 учебный год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка (в рамках реализации ПМК "Мозаичный ПАРК")

План мероприятий по взаимодействию с родителями подготовительной к школе группы на 2019 - 2020 учебный год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка (в рамках реализации ПМК "Мозаичный...

План мероприятий по взаимодействию с родителями подготовительной к школе группы на 2020-2021 учебный год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка в рамках реализации ПМК "Мозаичный ПАРК".

План мероприятий по взаимодействию с родителями подготовительной к школе группы на 2020-2021 учебный год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка в рамках реализации ПМК "Мозаичный ПА...