Движение руки и развитие речи. Упражнения из опыта работы.
учебно-методический материал по развитию речи

Кузнецова Ирина Алексеевна

            На всех этапах развития жизни ребенка движение руки играет  важнейшую  роль. Особенно это важно на первом году жизни, в период предречевого развития ребенка. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Невролог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда было  тесно связано с речью и способствовало ее развитию. Развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Исследования, показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учитывая важность развития движений пальцев рук на формирование речи детей ,я в  своей деятельности  уделяю большое  значение  работе с рукой ребенка, начиная с первых месяцев его жизни в условиях дома ребенка. Использую следующие упражнения:

1 упражнение

Поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью. При этом надо ласково разговаривать с ребенком:                

«Чьи же, чьи же это ручки?

Чьи же пальчики у нас?

Это Сашенькины ручки.

 Это пальчики его.

Ручки нежно мы погладим.

Вот так, вот так,

Нежно, нежно мы погладим.

Вот так, вот так»

 

Или говорим: «Маленькая крошка, ты нам дай ладошку,

Мы пальчики погладим вот так, вот так.

Пальчики погладим. Вот так, вот так.»

 2 упражнение

Сгибание - разгибание пальцев. По очереди берем каждый пальчик ребенка и сгибаем, разгибаем его, приговаривая:

«Маленький пушок

 гладит кулачок,

Ладошку раскрывает,

Пальцы выпрямляет.

Вот так, вот так»

С детьми 6-7 месяцев начинаем более активную тренировку пальцев.

3 упражнение

Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Помнить, что растирание должно быть легким.

4 упражнение

Массаж выполняется одной рукой.  Другая  фиксирует  массируемую конечность. Продолжительность 2 минуты .Продолжать можно ежедневно или через день. Во время массажа желательно включить классическую музыку.

5 упражнение

Давать ребенку в руку различные по структуре материалы и  предметы:  кусочки  меха, кожи, поролоновую губку, атласные ленточки и т. д.

С 9 месяцев начинаем еще более активную тренировку пальцев руки ребенка. Движения должны быть более энергичными. Хорошо давать  малышам катать шарики  из смятой бумаги, при этом участвуют все  пальцы и требуется усилие для катания. Можно вкладывать такой шарик в ладошку ребенка и катать его рукой взрослого, т.к. малыш еще сам не может сделать этого. Важно перебирать предметы разной фактуры. Хорошую тренировку дают народные игры с пальчиками еще наших бабушек: « Сорока», « Ладушки» .Для детей дома ребенка , которые недополучают радостного телесного контакта с матерью, очень важны пальчиковые игры. Их влияние на развитие мелкой моторики и речи имеет огромное значение.

Пособия , которые можно использовать в играх с пальчиками самые простые .Их можно приготовить из подручного материала: спичек, косточек, пуговиц, фасоли, меха, гороха и т. д.  В работе они оказываются очень эффективными.

Ребенок осуществляет поглаживающие движения ладошкой и пальчиками по косточкам, таким образом происходит самомассаж кисти рук. Малыш пытается захватить пальчиками косточки, тем самым тренирует глазомер и соотносит движения пальцев с предметом, идет отработка пинцетного захвата.

« Мы ладошку  щекотим  вот так, вот так.

Каждый пальчик пщекотим вот так, вот так.

Будем пальцы щекотать , будем речь развивать»

Катаем смятую бумагу в ладошке малыша. Движения получаются энергичными, а значит положительно  влияют на развитие речевой зоны коры головного мозга. Нужно следить , чтобы ребенок не брал в рот бумагу.

« Раз, два, раз, два.

Мы ладошку разминаем.

Раз два, раз, два.

Дружно шарик мы катаем.

Раз, два, раз, два.

Наши пальчики играют,

Говорить нам помогают»

Ощупывательные движения предметов из разных материалов и разной формы способствуют сжиманию и разжиманию кулачка ребенка, идет тренировка хватательных движений и формируется умение удерживать предмет.

       «Пуговки цветные в глазки нам глядят.

   Ручки шаловливые

схватить их норовят»

Положительный эффект мы получаем от занятий с использованием различных по фактуре материалов: шершавые,  гладкие, мягкие, холодные ит. д.

Водим рукой малыша по лесенке, сделанной из спичек, приговаривая:

«Наши пальчики играют

 и по лесенке шагают.

Раз, два, раз, два.

И по лесенке шагают»

Гладим рукой мех и приговариваем:

«Беленький пушок гладит кулачок,

ладошку раскрывает, голос развивает.

Ручкам мягко и тепло, а малышке весело»

Ну и, конечно, активно используем народные игры с пальчиками «Сорока»,«Ладушки».

Все эти упражнения необходимо использовать ежедневно, систематически в работе и результат не заставит себя ждать.

                Можно сделать вывод, что развитие речи является одним из важнейших разделов в работе с детьми 1-го года жизни. Необходимо использовать в работе различные методы и приемы , упражнения перечисленные выше. Учитывать особенности и этапы развития речи  детей первого года  жизни.  Ежедневно и систематически  использовать в работе пальчиковые игры и помнить , что общение должно проходить на положительном эмоциональном уровне. Тогда  можно добиться  хороших результат в работе .Дидактический материал прост в использовании, всегда под рукой, а эффект от его использования  ощутим. Дети с удовольствием играют и дают хорошую, положительную  динамику в развитии речи.

 

Из опыта работы учителя-дефектолога И.А.Кузнецовой (Санкт-Петербург, СПбГКУЗ "Специализированный Дом ребёнка №7"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Движение руки и развитие речи.

( Упражнения из опыта работы)

На всех этапах развития жизни ребенка движение руки играет  важнейшую  роль. Особенно это важно на первом году жизни, в период предречевого развития ребенка. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Невролог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движение руки всегда было  тесно связано с речью и способствовало ее развитию. Развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Исследования, показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учитывая важность развития движений пальцев рук на формирование речи детей ,я в  своей деятельности  уделяю большое  значение  работе с рукой ребенка, начиная с первых месяцев его жизни в условиях дома ребенка. Использую следующие упражнения:

1 упражнение

Поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью. При этом надо ласково разговаривать с ребенком:

«Чьи же, чьи же это ручки?

Чьи же пальчики у нас?

Это Сашенькины ручки.

Это пальчики его.

Ручки нежно мы погладим.

Вот так, вот так,

Нежно, нежно мы погладим.

Вот так, вот так»

Или говорим:   «Маленькая крошка, ты нам дай ладошку,

Мы пальчики погладим вот так, вот так.

Пальчики погладим. Вот так, вот так»

 2 упражнение

Сгибание - разгибание пальцев. По очереди берем каждый пальчик ребенка и сгибаем, разгибаем его, приговаривая:

«Маленький пушок

гладит кулачок,

Ладошку раскрывает,

Пальцы выпрямляет.

Вот так, вот так»

С детьми 6-7 месяцев начинаем более активную тренировку пальцев.

3 упражнение

Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Помнить, что растирание должно быть легким.

4 упражнение

Массаж выполняется одной рукой.  Другая  фиксирует  массируемую конечность. Продолжительность 2 минуты .Продолжать можно ежедневно или через день. Во время массажа желательно включить классическую музыку.

5 упражнение

Давать ребенку в руку различные по структуре материалы и  предметы:  кусочки  меха, кожи, поролоновую губку, атласные ленточки и т. д.

С 9 месяцев начинаем еще более активную тренировку пальцев руки ребенка. Движения должны быть более энергичными. Хорошо давать  малышам катать шарики  из смятой бумаги, при этом участвуют все  пальцы и требуется усилие для катания. Можно вкладывать такой шарик в ладошку ребенка и катать его рукой взрослого, т.к. малыш еще сам не может сделать этого. Важно перебирать предметы разной фактуры. Хорошую тренировку дают народные игры с пальчиками еще наших бабушек: « Сорока», «Ладушки» .Для детей дома ребенка , которые недополучают радостного телесного контакта с матерью, очень важны пальчиковые игры. Их влияние на развитие мелкой моторики и речи имеет огромное значение.

Пособия , которые можно использовать в играх с пальчиками самые простые .Их можно приготовить из подручного материала: спичек, косточек, пуговиц, фасоли, меха, гороха и т. д.  В работе они оказываются очень эффективными.

Ребенок осуществляет поглаживающие движения ладошкой и пальчиками по косточкам, таким образом происходит самомассаж кисти рук. Малыш пытается захватить пальчиками косточки, тем самым тренирует глазомер и соотносит движения пальцев с предметом, идет отработка пинцетного захвата.

«Мы ладошку  щекотим  вот так, вот так.

Каждый пальчик пощекотим вот так, вот так.

Будем пальцы щекотать , будем речь развивать»

Катаем смятую бумагу в ладошке малыша. Движения получаются энергичными, а значит положительно  влияют на развитие речевой зоны коры головного мозга. Нужно следить , чтобы ребенок не брал в рот бумагу.

«Раз, два, раз, два.

Мы ладошку разминаем.

Раз два, раз, два.

Дружно шарик мы катаем.

Раз, два, раз, два.

Наши пальчики играют,

Говорить нам помогают»

Ощупывательные движения предметов из разных материалов и разной формы способствуют сжиманию и разжиманию кулачка ребенка, идет тренировка хватательных движений и формируется умение удерживать предмет.

«Пуговки цветные в глазки нам глядят.

Ручки шаловливые

схватить их норовят»

Положительный эффект мы получаем от занятий с использованием различных по фактуре материалов: шершавые,  гладкие, мягкие, холодные и т. д.

Водим рукой малыша по лесенке, сделанной из спичек, приговаривая:

«Наши пальчики играют

и по лесенке шагают.

Раз, два, раз, два.

И по лесенке шагают»

Гладим рукой мех и приговариваем:

«Беленький пушок гладит кулачок,

ладошку раскрывает, голос развивает.

Ручкам мягко и тепло, а малышке весело»

Ну и конечно используем народные игры с пальчиками «Сорока»,

«Ладушки»

Все эти упражнения необходимо использовать ежедневно, систематически   в работе  и результат будет положительным.

Можно сделать вывод, что развитие речи является одним из важнейших разделов в работе с детьми 1-го года жизни. Необходимо использовать в работе различные методы и приемы , упражнения перечисленные выше. Учитывать особенности и этапы развития речи  детей первого года  жизни.  Ежедневно и систематически  использовать в работе пальчиковые игры и помнить , что общение должно проходить на положительном эмоциональном уровне. Тогда  можно добиться  хороших результат в работе .Дидактический материал прост в использовании, всегда под рукой, а эффект от его использования  ощутим. Дети с удовольствием играют и дают хорошую, положительную  динамику в развитии речи.

Из опыта работы учитель-дефектолог:  И.А.Кузнецова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)

Предоставляемый материал окажет помощь педагогам в развитии речи детей, сохраняя и развивая их индивидуальность. В приложении предоставлены дидактическии игры по развитию речи детей, они помогут детям...

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем....

Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" (из опыта работы)

 Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...

Презентация «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)

laquo;Лэпбук – форма работы поразвитию речи детей» (из опыта работы)...

«Использования цифрового образовательного ресурса в ходе работы по развитию речи детей Из опыта работы

Для современных детей познавательная, исследовательская, деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечат...