Движение руки и развитие речи
консультация по развитию речи (старшая группа)

Митина Надежда Ивановна

На всех этапах развития жизни ребенка движение пальцев рук играют важнейшую  роль. Они тесно связаны с речевой функцией. Более ярко это проявляется у детей с ОВЗ. Очень важно проводить работу с рукой уже на первом году жизни, в период предречевого развития ребенка. Развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Таков же ход развития речи человека. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Исследования показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учитывая важность развития движений на формирование речи детей, я в своей деятельности уделяю большое  значение  работе с рукой ребенка. Особенно эта работа необходима с детьми, где имеет место задержка развития моторной функции речи. В своей практике я использую следующие упражнения:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_ruki_ne_dlya_skuki.docx33.04 КБ
Файл dvizhenie_ruki_i_razvitie_rechi.docx568.67 КБ

Предварительный просмотр:

НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ЛЕПИМ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

Не знаете чем таким интересным занять ребёнка? Тогда для вас отлично подойдёт лепка из солёного теста, так как это развивает мелкую моторику рук малыша, творческие способности и внимательность.

Поделки из теста хороши тем, что прослужат вам куда больше, чем из того же пластилина. Что уж говорить о глине, вряд ли нежные ручки малыша стоит пачкать в ней, ведь ребёнок тут же попробует её на вкус. Солёное тесто абсолютно безопасно для организма ребёнка. Также в нём нет искусственных материалов и красок. А наличие большого количества соли делает его неприятным на вкус, так что даже попробовав кусочек, ребёнок тут де выплюнет его и не станет больше тянуть в рот.

Делая тесто в домашних условиях, вы вовлечёте в этот процесс и ваше чадо, не говоря уже о самой лепке. Как же приготовить такой интересный материал?

Для соленого теста лучше всего подходит пшеничная мука недорогих сортов. Соль обычно используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Она должна быть только мелкого помола. https://mdobuds5.edusite.ru/images/clip_image8989.jpg

Воду в тесто добавляют только холодную.
Пищевые красители придают тесту яркий, насыщенный цвет. В продаже есть как сухие, так и жидкие красители( для кондитерских изделий и окрашивания пасхальных яиц
Краски для раскрашивания поделок из теста обычно используют водорастворимые (гуашь, акриловые краски).

 

 Рецепт теста

         1 стакан соли

         4 стакана муки

         1,5 стакана воды

         1 столовая ложка растительного масла

         пищевые красители

Смешать соль, муку. В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Все ингредиенты перемешать вымесить тесто.

В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Добавить муку, перемешать в кастрюле, подогреть на сильном огне. Помешивать деревянной ложкой, пока не загустеет. Готовое изделие (поделка, предмет) из теста можно высушить в духовке, или дать просохнуть естественным путем, а затем подкрасить.

 

При работе с пластичными материалами Вам понадобятся:

         скалка или специальный валик

         стека

         https://mdobuds5.edusite.ru/images/c7989.jpgфигурные формочки

         чесноковыжималка

         доска

         мерные стаканчики

         терка

         вилка (пластмассовая)

         кисти

         линейка

         кофейное ситечко

         различные предметы с интересным рельефом (пуговицы, монеты, брошки, бутылочные пробки с оттисками и др.).

Сушка теста

Существует несколько способов сушки получившихся фигурок. Самый простой и не затратный – высушить все на балконе или на любой обдуваемой поверхности. Если же вы хотите получить максимальный результат, то лучше сушить солёное тесто в духовке при температуре 100-150’С. Как только поделка стала твёрдой – процесс сушки окончен. Мелкие изделия при таких условиях высыхают максимум за час, крупные – 2-3 часа. Обязательно проследите, чтобы ваше творчество не сгорело в духовке. Хотите получить золотистый экземпляр – добавляем до 200’С и не отходим не на минуту.

Обработка изделий

1. Глазурирование соляным раствором. Приготавливаем так: соотношение соли и воды 1:2). Берём кисточку и обрабатываем раствором. Ставим в духовку на 100’С. Повторяем все ещё раз и получаем красивую поделку.

2.Нанесение желтка с водой. Смешиваем эти ингредиенты , обмазываем изделие и ставим в духовку на 100’С.

3.Свекольным сиропом также можно покрыть поделку, и тогда она приобретёт коричневый оттенок. Смазываем за пол часа до выключения духовки(сушки).

Лепка из солёного теста станет хорошим развлечением для вашего ребёнка. Лучше начать заниматься лепкой в 3-4 года, когда он уже вполне готов вам помогать и проявляет интерес к творчеству.

Как правильно учить ребёнка лепить? С чего начать?

Лепка открывает  большие возможности, как  для развития мелкой моторики, так и для развития ребенка вообще. Первое время ребенок работает всей кистью руки, так как движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы. Для ребенка наиболее значительным являются физические свойства  материала:  вязкость, пластичность, масса и др.  Ребенок знакомится со свойствами глины, соленого теста, пластилина  и производит игровые действия с ними. Этот период называется также как в рисовании  "доизобразительным", но проходит обычно быстрее, так как действия с легко поддающимся воздействию материалом приводит к результату. Вначале  ребенок отрывает от общего кома  большие и маленькие комочки, затем нагромождает их один на другой, раскатывает на  дощечке, расплющивает рукой о доску (т.е  действует, не ставя перед собой цели  что-либо изобразить). Под руководством  взрослого  ребенок видоизменяет бесформенные комочки, раскатывает их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол, а затем между ладонями.  В  дальнейшем ребенок  научится  лепить палочки, столбики, колечки, колобки, пирамидки, грибы. 
         Интерес к пластичным свойствам  следует направлять на изображение конкретных предметов, иначе ребенок будет разбрасывать, и размазывать материал по доске. В результате усвоения элементарных действий с глиной, тестом,  ребенок учится  лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки. Следующий этап - изображение шаровидной формы (колобок, шарик, мяч). Движения, образующие шар, являются более сложными по сравнению с движениями при создании цилиндра, так как они требуют  большего зрительного контроля и слаженности действия обеих  рук.
На основе приобретенных навыков по лепке цилиндра и шара переходим к изображению определенных предметов, например: из согнутого столбика - калач, из нескольких колец - башенку,  а  чупа-чупс  (погремушку)  - из столбика и шара.
Занятия должны повторяться, но тематика должна быть разной. Например, закрепляя лепку  предметов цилиндрической формы, темы могут быть следующими: карандаши, столбики для забора, палочки, дрова, соломка для угощения куклы и др.
Первые занятия проводятся в течение 5-8 минут. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод. Большое значение при обучении  имеет не только показ, но и пояснение каждого действия.  Возможно, что занятия проводятся с использованием приема "рука в руке" и в этом случае проговаривание действий  обязательно. " Положили комочек на ладонь, накрываем другой ладошкой, и катаем его вперед- назад, вперед- назад, получился столбик.  Подобными пояснениями следует сопровождать каждое  действие, чтобы ребенок  активнее воспринимал последовательность при изображении. Продолжительность занятий  постепенно увеличивается до 10-12 минут. 
         Работы ребенка следует некоторое время хранить. Делать это следует по двум причинам: во-первых,  к  работе ребенка нужно привлечь внимание родных, близких людей,  других детей,  говоря, какая замечательная работа, хвалить ребенка; во- вторых:  работы нужно сохранить, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу, сравнивать с последующими работами, отслеживать динамику.



Предварительный просмотр:

Движение руки и развитие речи.

(Упражнения из опыта работы)

На всех этапах развития жизни ребенка движение пальцев рук играют важнейшую  роль. Они тесно связаны с речевой функцией. Более ярко это проявляется у детей с ОВЗ. Очень важно проводить работу с рукой уже на первом году жизни, в период предречевого развития ребенка. Развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Таков же ход развития речи человека. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Исследования показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Учитывая важность развития движений на формирование речи детей, я в своей деятельности уделяю большое  значение  работе с рукой ребенка. Особенно эта работа необходима с детьми, где имеет место задержка развития моторной функции речи. В своей практике я использую следующие упражнения:

Упражнение 1. Поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью. 

При выполнении упражнения взрослый ласково разговаривает с ребенком:                

«Чьи же, чьи же это ручки? Чьи же пальчики у нас?

Это Сашенькины ручки. Это пальчики его.

Ручки нежно мы погладим. Вот так, вот так,

Нежно, нежно мы погладим. Вот так, вот так»

Или говорит:            

«Маленькая крошка, ты нам дай ладошку.

Мы пальчики погладим вот так, вот так.

Пальчики погладим. Вот так, вот так»

Упражнение 2. Сгибание - разгибание пальцев. 

Взрослый по очереди берёт каждый пальчик ребенка и сгибает - разгибает его, приговаривая:

«Маленький пушок  гладит кулачок,

Ладошку раскрывает, Пальцы выпрямляет.

Вот так, вот так»

Проводить эти упражнения необходимо ежедневно по несколько раз в день в течение 2-3 минут. Полезно проводить массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Все упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Упражнение 3. Растирание концевыми фалангами нескольких пальцев. 

При выполнении приёма растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Важно помнить, что растирание должно быть легким.

Упражнение 4. Массаж.

Массаж выполняется одной рукой, другая фиксирует массируемую конечность. Продолжительность - 2 минуты. Продолжать можно ежедневно или через день. Во время массажа желательно включить классическую музыку.

Упражнение 5. Тактильные ощущения.

Давать ребенку в руку различные по структуре материалы и  предметы:  кусочки меха, кожи, поролоновую губку, атласные ленточки и т. д.

          Чем старше ребёнок, тем более активную тренировку пальцев руки необходимо проводить. Движения должны становиться более энергичными. Хорошо давать  малышам катать шарики  из смятой бумаги, когда в движении участвуют все пальцы и требуется применить усилие для катания. Можно вкладывать такой шарик в ладошку ребенка и катать его рукой взрослого, или давать малышу действовать самостоятельно.

Упражнение 6. Катаем смятую бумагу в ладошке малыша. 

Движения получаются энергичными, а значит положительно  влияют на развитие речевой зоны коры головного мозга. Во время игры важно следить, чтобы ребенок не брал в рот бумагу.

«Раз, два, раз, два. Мы ладошку разминаем.

Раз, два, раз, два. Дружно шарик мы катаем.

Раз, два, раз, два. Наши пальчики играют, Говорить нам помогают»

В процессе занятий можно использовать упражнение на раскрытие кулачка и разгибание пальцев. Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. Оно должно быть легким.

Очень нежно, аккуратно берем каждый пальчик ребенка и разгибаем его, приговаривая:

«Чьи тут, чьи тут пальчики сжаты крепко в кулачок?

Кулачок мы разжимаем и ладошку открываем.

Вот так, вот так и ладошку открываем»

***

«Кулачками мы стучим тук-тук-тук.

Раскрывать их не хотим тук-тук-тук.

Пальчик девочки (мальчика) возьмем и кулачок раскроем.

Вот так, вот так, кулачок раскроем»

Развивать пальчики помогают игры с пирамидкой, конструирование из кубиков, перекладывание предметов, карандаши, пуговицы и другие предметы. С 2-х летнего возраста задания и упражнения должны становиться сложнее: застегивание пуговиц, шнуровки, а далее завязывание и развязывание узлов. Хорошей тренировкой пальцев рук могут стать народные игры-потешки, которые использовали еще наши прабабушки.

  • Игра «Ладушки- ладушки», «Сорока-белобока»
  • Игра «Этот пальчик….», игра «Этот пальчик хочет спать….»
  • Игра «Пальчики в лесу» «Коза рогатая» и т.д.

Детям предлагается загибать пальцы как правой, так и левой руки. При этом проговаривается каждое слово потешки. Можно тренировать пальцы с  использованием    упражнений без речевого сопровождения. Ребенку дается задание с показом. В более старшем возрасте рекомендуются игры со смежными пальчиками. Все фигуры сопровождаются стихами и рисунками. При выполнении упражнений необходимо вовлекать все пальчики как правой, так и левой руки. («очки», « бинокль», «дом», «шарик» и т.д).

В качестве пособий в ходе занятий хорошо использовать игры с палочками, природным материалом. Взрослый предлагает малышу выполнить выкладывание по образцу, накладывание на схему, перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую (горох, фасоль, семечки). Важно: Все упражнения проводятся под строгим контролем взрослого. Интересным и эффективным может стать рисование на крупе или песке. Разнообразные занятий, такие как, лепка, аппликация, поверхности с различными покрытиями и т.д. способствуют активизации речевых зон головного мозга и способствуют толчку в развитии речи ребенка. Начинать тренировать пальчики необходимо как можно раньше и не прерывать их.

Упражнение 7. Игры с подручным материалом.

Пособия, которые можно использовать в играх с пальчиками самые простые – вплоть до подручного материала: спичек, косточек, пуговиц, фасоли, меха, гороха и т.п.  В работе они оказываются очень эффективными.

     Ребенок осуществляет поглаживающие движения ладошкой и пальчиками по косточкам, таким образом происходит самомассаж кисти рук. При попытке захватить косточки - малыш тренирует глазомер и соотносит движения пальцев с предметом, идёт отработка пинцетного захвата.

«Мы ладошку щекотим вот так, вот так.

Каждый пальчик пощекотим вот так, вот так.

Будем пальцы щекотать, будем речь развивать»

      Ощупывание предметов из разных материалов и разной формы способствуют сжиманию и разжиманию кулачка ребенка, тренировке хватательных движений и формированию умения удерживать предмет.

«Пуговки цветные в глазки нам  глядят,

Ручки шаловливые схватить их норовят»

Положительный эффект имеют занятия с использованием различных по фактуре материалов: шершавые, гладкие, мягкие, холодные ит. д.

Водим рукой малыша по лесенке, сделанной из спичек, приговаривая:

«Наши пальчики играют и по лесенке шагают.

Раз, два, раз, два. И по лесенке шагают»

Гладим рукой мех и приговариваем:

«Беленький пушок гладит кулачок, ладошку раскрывает, голос развивает.

Ручкам мягко и тепло, а малышке весело»

Для достижения максимального положительного результата все приведённые упражнения необходимо использовать в работе ежедневно и систематически.

Можно сделать вывод, что развитие речи является одним из важнейших разделов в работе с детьми  младшего дошкольного возраста. Приёмы, перечисленные в данном пособии способствуют развитию двигательных навыков, мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речевых навыков ребёнка с учётом особенностей и этапов развития малыша.

Родителям и педагогам необходимо помнить, что красивая и чистая речь ребёнка – это результат кропотливой, систематической ежедневной работы. Но сам результат не должен становиться предметом концентрации. Занятия необходимо проводить с положительным настроем, в игровом формате и принимая во внимание реакцию ребёнка. Это важнейшая составляющая результативных занятий и качественного эффекта от них. Дидактический материал прост в использовании, а опыт его реализации доказывает ощутимый прогресс в результатах. Дети играют с удовольствием, при этом показывая положительную динамику в речевом развитии.

 

Из опыта работы учителя-дефектолога:  И. А. Кузнецовой

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"

Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Чем раньше начнётся воздействие, тем лучше будет результат. И ещё, занятия должны вызывать у самого ребёнка благоприятное эмоциональный отклик. Дополнительные занятия дома для родителейРазвитие м...

Семинар-практикум «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

Показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи....

Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....

«Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»

В данной статье опмсано  как мелкая моторика рук влияет на развитие речи у детей дошкольного возраста...

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых ...

Движение руки и развитие речи. Упражнения из опыта работы.

          На всех этапах развития жизни ребенка движение руки играет  важнейшую  роль. Особенно это важно на первом году жизни, в период предречевого развития...