Конспект занятия по обучению грамоте (О.О. «Речевое развитие») в старшей группе в форме квест – игры «По следам пропавшей Азбуки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вахнина Анастасия Сергеевна

подготовила: воспитатель МДОУ «Новомичуринский детский сад №2» Вахнина Анастасия Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по обучению грамоте (О.О. «Речевое развитие») в старшей группе

в форме квест – игры «По следам пропавшей Азбуки»

подготовила: воспитатель МДОУ

«Новомичуринский детский сад №2»

Вахнина Анастасия Сергеевна

Цель –  организовать образовательную деятельность, направленную на систематизацию знаний, умений  и применение навыков детей по элементарной грамоте.

Задачи:

Образовательные

- уточнить и обобщить представление детей о понятиях «звук», «буква», «слог, «слово», «предложение»;

- упражнять детей в согласовании числительных, прилагательных и существительных;

- упражнять в составлении предложений по графической схеме.

Развивающие

- развивать зрительное внимание и память, мыслительную операцию «синтез».

Воспитательные

- создавать условия для воспитания познавательного интереса, активности на занятии; следовать правилам игры, желания  и умения работать в коллективе.

Форма проведения – квест – игра

Методические приемы: словесный, игровой, практический, наглядный, проблемная ситуация. 

Виды детской деятельности – игровая коммуникативная, двигательная.

Материал к занятию: аудиозапись письма феи Грамоты, разрезные буквы, демонстрационные карточки «Из чего состоит наша речь?», «Составь слово по первым буквам», предметные картинки, дидактические игры: «Рыболов», «Что купила гусеница?», дидактическое пособие  «Ромашка» с графическими схемами предложений, мяч, обручи.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я сегодня приглашаю вас в увлекательное путешествие, где нас ждут интересные задания и занимательные игры. А чтобы у вас сохранилось хорошее настроение на протяжении нашего путешествия, давайте друг с другом поздороваемся.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это – «волшебный коврик», он умеет делать разные чудеса. Для того, чтобы они произошли, надо всем вместе произнести слова. Они очень простые и их легко запомнить: «Раз, два, три – на коврик волшебный зайди» – и тихонько зайти на коврик. «Волшебный коврик» - это то место, где ушки хорошо слышат, глазки хорошо видят, а наше тело нас хорошо слушается и выполняет все наши просьбы. Мы побалуемся и пошумим потом, а сейчас будем внимательны и послушны. Вот такие правила игры.

(Дети произносят слова и тихо рассаживаются  на  коврике)

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне по скайпу пришло видеописьмо. Давайте его прослушаем.

(Мои дорогие друзья, я – Фея Грамоты хотела пригласить вас в гости, чтобы познакомить с новыми буквами и звуками. Но случилась неприятность. Колдунья Незнайкина похитила мою волшебную азбуку. И теперь, если азбуку не найти, то дети нашей страны не научатся читать. Помогите, пожалуйста, найти азбуку)

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Фее? Ой, смотрите, какой красивый зонтик, а прислал его нам гномик Оле – Лукойе из далёкой сказочной страны. Этот зонтик укажет нам путь, по которому мы доберёмся до азбуки. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

Ответы детей: Речь состоит из  предложений, предложения из слов,  слова из слогов, а слоги из звуков.

Воспитатель: А какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными?

Дети: гласные звуки можно петь, они состоят из голоса, воздушная струя при произношении гласного звука не встречает преград, поэтому их можно тянуть. Согласные звуки петь нельзя. При их произношении воздушная струя встречает преграду: зубы, губы, язык.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто внимательный?». Я буду называть звуки. Если вы услышите гласный звук, поднимите красную сигнальную карточку, если согласный – синюю.

(проводится игра)

Воспитатель: Отправляемся в путь. Куда нас зонтик приведёт? Зонтик нас привёл к дереву, на котором растут конверты. Я срываю конверт и читаю первое задание. Вспомните, чем отличаются буквы от звуков?

Ответы детей: Буквы мы пишем, читаем, видим, а звуки произносим и слышим.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, в конверте лежат детали двух разрезанных букв, нужно эти буквы починить.

Игра «Сломанные буквы» (детям предлагается объединиться парами, договориться, кто какую букву будет собирать, и выполнить задание)

Воспитатель: С одним заданием справились. Срываю следующий конверт. В конверте картинки (утюг, торт, карандаш, арбуз).  Что же будет за задание? Вам нужно назвать, что изображено на картинке, назвать первый звук этого слова и прикрепить ту букву, которая соответствует  первому звуку данного слова. Прочитаем, какое слово получилось?

Дети:  утка

Воспитатель:   Правильно. А где у нас плавает утка?

Дети: в пруду, на реке, на озере.          

Воспитатель:   Давайте посмотрим, есть ли здесь поблизости  водоём?  

Наш зонтик привёл нас к пруду.

Игра «Рыболов» (определение, где находится звук в слове (начало, середина, конец))

 Воспитатель:     Посмотрите, какие необычные рыбки плавают у нас в пруду – у них на спинках картинки. Вам нужно взять по удочке, поймать этих рыбок, назвать картинку и определить где находится звук «М» (слово «мыло»), звук «О»    (слово «окно»),  звук «С» (слово «маска»),  звук «Б» (слово «рыба»), рыбку поместить в ведро, на котором изображена соответствующая буква.

 Воспитатель:  Ребята,   а в пруду остался краб. Он держит в клешне воздушный шар. Можно ли поместить эту картинку в одно из ваших вёдер? Почему?

Дети: нет, это лишнее слово.

Воспитатель: Я думаю, ребята, что этот краб не просто так оказался в   нашем пруду. Наверно, он принёс нам следующее задание.   Сейчас я шарик заберу и задание прочту.  

Игра «Покажи картинку» (упражнение в составлении квазиомонимов – слов похожих по звучанию, но различающихся одним звуком)

Воспитатель: Для выполнения этот задания мне нужен помощник. А чтобы никому из вас не было обидно, давайте выберем помощника считалочкой.

(дети считаются). Ребёнок – помощник показывает картинки и называет слова, а дети подбирают к ним слова квазиомонимы (дом – сом, том; ночь – дочь, мочь и т.п.)

Воспитатель: Осталась одна картинка. Что на ней изображено?

Дети: ромашка.

Воспитатель: Значит ромашка это наша следующая подсказка. Отправляемся на поиски ромашки, а поможет нам в этом зонтик Оле – Лукойе. Вот и ромашка. Лепесточек оторву и задание найду.

Игра «Что купила гусеница?» (упражнение в согласовании числительных, прилагательных и существительных)

Воспитатель: Хорошо, справились с заданием. Ребята, а что это у нас появилось под зонтиком? Коробочка. Давайте её откроем и посмотрим, что там лежит. Ура! Мы нашли с вами азбуку. А теперь нам пора возвращаться на наш «волшебный коврик».

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями Феи Грамоты? Всё ли у нас получилось? Какое задание было для вас самым трудным? С каким заданием вы справились без труда? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, нам снова пришло видео сообщение от Феи.  Давайте его послушаем  (Ребята, большое спасибо вам за помощь. Вы помогли найти азбуку и теперь все дети нашей страны обязательно научатся читать. В благодарность я приготовила для вас подарки)

Дети благодарят Фею Грамоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. Тема: квест-игра "Путешествие в музыкальную страну".

План-конспект непосредстенно образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе. Тема: квест-игра "Путешествие в музыкальную страну"....

Занятие в форме квест игры по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по сказкам».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сказках.Задачи:- формировать художественно-речевые способности;  развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенн...

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте по Л, Е. Журовой), 2021

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте по Л, Е. Журовой), 2021...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Игра-драматизация «Телефон» (по произведению К.И. Чуковского)

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «Игра-драматизация «Телефон (по произведению К.И. Чуковского)...