«Развитие речи дошкольников"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ершова Ольга Николаевна

«Развитие содержательности и связной речи дошкольников»

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие содержательности и связной речи дошкольников»

Из опыта работы

                           

   Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

  Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Речь  обладает следующими свойствами:

       - содержательность (определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их сознательностью и соответствием  действительности). Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Дошкольники испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложения рассказать о собственных встречах, о природе, о своих питомцах (четвероногих друзьях), любимых игрушках, родителях. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

       - понятность (достигается синтаксически  правильным построением предложений, применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения).

       - выразительность (связана с ее эмоциональной  насыщенностью, она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной)

       - воздействие (заключается в ее влиянии  на мысли, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение).

    Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада.         Речь считается связной, если для нее характерны:

— содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

— точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

— логичность (последовательное изложение мыслей);

— ясность (понятность для окружающих);

— правильность, чистота, богатство (разнообразие).

В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Потому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого развития.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

    Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

    Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.

      Обогащая свой словарь, ребенок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает все более сложным построением речи, что позволяет ему все более связно излагать свои мысли.

    В нашей группе много плохоговорящих детей, но ещё мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

   Для решения задачи по развитию связной речи в образовательной деятельности в группе с детьми старшего возраста мы  используем следующие формы, методы и приемы:

1. систематическое проведение занятий по развитию речи.

2. Рассматривание картин.  В  процессе рассматривания картины мы обращаем внимание детей на детальное, более внимательное рассматривание картины. Сначала мы рассмотрели главное в картине, затем детали.

3. Составление  рассказа по предметной картине.

4.Составление описательного рассказа по образной игрушке.

5. Чтение художественной литературы, последующий пересказ произведения. Этот метод способствует развитию монологической речи. Например, русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

6. Проведение  дидактических игр, которые требуют от детей ответов и развивают их монологическую речь («Добавлялки», «Придумай слово»).         7. Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием и рассказом ребенка о отгадке.

8. Рассказывание стихотворений.

9. Речевые  упражнения и творческие задания:

-  образование уменьшительноласкательных существительных с помощью суффиксов (береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка);

- выделение прилагательных, образованных с помощью суффиксов, дополняющих значение производящего слова (худой—худющий, плохой—плохонький, полный—полноватый);

- подбор антонимов (один теряет, другой... (находит); сахар сладкий, а лимон... (кислый);

- подбор синонимов (смелый—храбрый—мужественный— бесстрашный; дети — малыши — ребята – детвора);

- подбор эпитетов к существительным (море синее, а еще какое? — тихое, спокойное, лазурное);

- подбор слов-действий (листья падают, а еще что делают? — летят, шуршат, кружатся);

- подбор слов-существительных (чем это делают? чем копают, рисуют и т.д.). «Назови что-нибудь деревянное (стеклянное, пластмассовое)»;

9. Использование речевых  игр: «Кто внимательный» (дети учатся слышать и выделять слова, противоположные по смыслу); «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги  выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2—3 синонимов); «Как сказать по-другому?» (называние одного из синонимов) и т.д.

10. Периодическая смена в книжном уголке книг, папок с картинками или рисунками детей; вывешивание крупных картин, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать.

11. Прием - поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.

12. Индивидуальные и совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, конструктивно-строительные, театрализованные).

13. Беседы и разговоры с детьми по интересам в режимных моментах.  

14. В группе организован центр речевого развития для самостоятельной художественно-речевой деятельности, в котором  располагаются дидактические игры, картотеки, альбомы, книжки, предназначенные для свободного использования детьми.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...