"Дружба начинается с улыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нам взрослым надо помочь ребенку почувствовать необходимость в дружбе и понять ее нравственную ценность. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида Кировского района

города Санкт - Петербурга

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы

"Дружба начинается с улыбки"

Познавательно-речевое, технологии здоровьесберегающие  с использованием логоритмики и  дыхательных упражнений, ТСО, работа с алгоритмами

                                                                               

                                                                               Воспитатель высшей категории

                                                                                Смоленцева Нина Ивановна

                                           

                                     

                                       Санкт-Петербург

2019

Тема: " Дружба начинается с улыбки "

 Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.

Задачи:

Речевые:

1. Развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения.  

2. Развитие интонационной выразительности, темпа и ритма речи.  

3. Развитие лексико- грамматического строя речи:

 - Расширение пассивного и активного словаря по теме " Дружба"

- Закрепление с детьми образование множественного числа существительных (друг - друзья, друзей)

-  Продолжаем формировать у детей умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе  (солнце (какое?) грустное, печальное и т.д.)

- Продолжаем учить детей выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

-  Учим детей в подборе слов - родственников (дружба - дружочек...)

4.  Формирование связной речи. Работа над диалогической речью.  

- Воспитание вопросно - ответной формы речи с опорой на словесный и наглядный материал.  

5.  Развитие логического мышления.  Продолжаем учить детей составлять схемы- алгоритмы к пословицам.

6. Развитие координации речи с движением.

Неречевые:

1.Воспитание выдержки, зрительного и слухового внимания, памяти, тормозных процессов.

2.Развитие зрительной ориентации на говорящего.

3. Развитие координации, пространственной ориентировки

 и выразительности движений.

4. Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.

5. Развитие мимической выразительности, подражательности.

6. Продолжать формировать правильное речевое дыхание (длительной направленной воздушной струи).

7. Закреплять умение работать с заготовкой, тренировать умение сгибать бумагу гармошкой, работать внимательно, сосредоточенно.

Воспитательные задачи:

1.Развитие познавательных, творческих способностей у детей, способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов.

2.Воспитание личностных качеств: активности, инициативности, доброжелательного отношения и уважение друг к другу, умение заботиться об окружающих, слышать выразительную речь сверстника.

3. Воспитывать способность свободно, непринужденно вести беседу.

4. Развитие дружеских отношений между детьми (играть дружно, умение договариваться между собой)

5. Развитие навыков самостоятельной и коллективной работы, аккуратности при работе с раздаточным и дидактическим материалами, воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал: эмоции "Солнышко", лучи с буквами "Дружба", картина "Глобус", предметная картинка  сказочного героя кота Леопольда.

2. Раздаточный материал: рабочие листы с алгоритмами к пословицам, заготовки "Стрела" для конструирования из бумаги,

3. "Клубок дружбы","Волшебный мешочек" с сюрпризом для детей.

4.  DVD диск "Азбука дружелюбия",аудиокассеты "Улыбка", "Барбарики".

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие.

Дети входят в группу под музыку "Улыбка".

Педагог и дети:

Собрались ребята в круг

Слева - друг и справа - друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Для себя и для друзей

И конечно для гостей.

Ребята, я приготовила для вас стихотворение, послушайте пожалуйста.

Посмотри на эти лица!

С кем ты хочешь подружиться?

Это Димочка -  дружок,

Это Саша -огонёк,

Ева, Поля -  две подружки,

 Это Вика  - хохотушка,

Это Тасенька - краса.

Лера длинная коса.

Шамиль у нас смекалочка.

Диана - выручалочка.

Дети подумайте и ответьте, почему каждого из детей так  необычно я назвала?

 Например: Димочку я назвала дружком, а Еву хохотушкой, Шамиля смекалочкой и т.д.

Ответы детей: Дружочек - это ласковое слово и оно  подходит Диме.

Вика очень весёлая и никогда не унывает и т.д.

Педагог: Правильно ребята. Каждый имеет что-то своё особенное, не похожее на других и этим отличаются от всех людей. Но несмотря на всё разнообразие человеческих лиц, иногда мы встречаем двух почти одинаковых людей? Как их называют?

Ответ детей: Двойняшки. Близнецы.

Педагог: Но, похожими между собой могут не только близнецы, но даже мы с вами. Не верите? Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи с соседом справа? Вы можете назвать черты сходства по внешности, в поведении, увлечении.

Ответы детей:

1-й ребёнок: Я похож на соседа справа тем, что у нас обоих светлые (темные) волосы.

2-ой ребёнок: Я похож на соседа справа, потому что мы оба мальчики.                               (обе девочки)

3-ий ребёнок: Я похож на соседа справа тем. что мы оба ходим на хоккей. (футбол, кружок и т. д.)

Педагог: Вот вы и убедились, что сходство и различие можно найти у всех людей. Ребята, послушайте пожалуйста загадку и постарайтесь её отгадать и вы узнаете о ком мы сегодня будем говорить.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный ...(друг)

Ребята, кого можно назвать другом?

 Как вы понимаете, друг - это кто?

Ответы детей: Друг всегда  помогает, выручает, не оставляет в беде. и т. д.

Друг разделит боль и радость

Друг поддержит и спасёт.

Дети, а если много людей с которыми вы дружите, как их можно назвать?

Ответы детей: Друзья.

Педагог: Ребята предлагаю вам посмотреть фрагмент из мультфильма

"Азбука дружелюбия"

Дети высказывают своё мнение о героях мультфильма и их поступках.

Педагог: Можно ли прожить без друзей?

Ответы детей: Без друзей скучно, не интересно.

Не с кем поговорить, поиграть и т.д.

Педагог: Что друзья могут делать вместе?

Ответы детей: Друзья вместе играют, смеются, шутят, разговаривают, ходят в театры, учатся, работают и т.д.

  Физминутка "Улыбнись и подружись" (Барбарики)

Ребята поделитесь своими советами о дружбе с гостями?

Дети: Да. (дети читают стихи о друзьях)

1. Всем советую дружить, ссориться не смейте!

    Без друзей нам не прожить ни за что на свете!

    Не бросай друзей своих, будь за них в ответе

    Не давай в обиду их никому на свете!

2. Не дразнись не будь задирой - никогда!

    Всех ребят зови по имени всегда!

Сейчас мы с вами улыбнёмся, каждого назовем по имени и вы никогда никому не будете говорить обидные слова.

Пальчиковая гимнастика "Друзья"

В нашей группе все друзья (2раза ритмично стучат кулачками друг о друга, потом   в замок и зажать, пальчики в кулачки)

Самый младший - это я (разжимают пальчики начиная с мизинчика)

Это - Дима, это - Лера, это - Саша, это - Тася,

Две подружки Вики, Ева, Диана и Шамиль.

Всех улыбкой мы встречаем, (показываем руками улыбку)

На вопросы отвечаем. (симметрично двумя руками показываем знак вопроса)

Любим мастерить, лепить (симметрично двумя указательными пальцами показываем удары молотка, затем все пальцы соединяем с большим)

И конечно всем дружить. (2раза ритмично стучат кулачками друг о друга, потом  в замок и рукопожатие)

Педагог: Ребята, посмотрите солнышко к нам заглянуло! Но что-то с ним случилось?  (предположения детей) Какое оно?

Ответы детей: Грустное, печальное, обиженное, огорченное и т.д.

Педагог: Почему оно грустное?  (предположение детей)

Правильно дети солнышку не хватает лучей. Вот лучи, но они не простые внимательно рассмотрите их. Как вы думаете, что нужно сделать?

Ответы детей: На них буквы. Надо сложить из них слово.

Педагог: Какие вы догадливые - молодцы, вам необходимо отгадать слово.

Подсказка: как вы думаете, что объединяет всех друзей? (ДРУЖБА)

Д/игра" Сложи слово из букв" ( Р Д У Б А Ж )

Дети отгадывают слово и выкладывают лучи   солнышку. Вот и солнышко стало (каким?)

Ответы детей: весёлым, радостным, добрым, лучистым, приветливым,  счастливым, и т.д.

Педагог: Ребята предлагаю вам посмотреть фрагмент  из мультфильма

"Азбука дружелюбия"

Дети высказывают своё мнение о героях мультфильма и их поступках.

 Ребята предлагаю подобрать к слову "ДРУЖБА" родственные слова.

(Это слова, которые имеют общий корень и близкие по смыслу.)

Ответы детей: Дружба, дружный, дружок, дружочек, дружелюбие, дружелюбный, дружеский, дружище, дружина,  дружинник, дружественный, дружка  и т.д.

 Педагог: Молодцы! Отлично справились с заданием.  

Дети, мы с вами подготовили для гостей небольшой сюрприз.

Развивающая игра " С помощью алгоритмов - разгадай пословицу"

Дети раздают гостям рабочие листы с алгоритмами пословиц, а они должны их отгадать.  

Ребята, пока гости отгадывают пословицы, я вам предлагаю поиграть.

Д/игра "Клубок дружбы"

Дети передают клубок друг другу, говорят добрые слова при этом смотрят уважительно в глаза сверстника.

Как много добрых слов вы сказали друг другу.

Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось?

Ответы детей: Да. Настроение стало весёлым, радостным,  приподнятым, прекрасным, превосходным, отличным, жизнерадостным, потому что было приятно слушать добрые, вежливые слова и говорить их друзьям.

 Педагог: Ребята, давайте поделимся нашим замечательным настроением с гостями. 

Дыхательная гимнастика "Ветерок настроения"

Через нос вдыхаем и наш ветерок настроения гостям посылаем.

(вдох через нос, не поднимая плеч, долгий выдох через рот на ладошки)

Дружба - это добрые, надежные и доверительные отношения.

Ребята, я предлагаю каждому сказать слова о дружбе.

Дети:

Дружба - это тёплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь всегда полна.

Педагог: Ребята, я думаю, что гости уже справились с задание. Ну, а если нет, то мы все вместе поможем и разгадаем пословицы.

 Развивающая игра " С помощью алгоритмов - разгадай пословицу"

Дети подходят к взрослым и  вместе проговаривают пословицы  по алгоритмам.

Старый друг лучше новых двух.

Один за всех и все за одного.

Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Друзья познаются в беде.

Дружба - великая сила.

Молодцы, ребята помогли нашим гостям.

Дети, друзьями   могут быть только люди?

 Ответы детей: Друзьями могут быть животные, птицы.

Педагог: Да, ребята птицы есть почтовые...

Мы с вами сейчас сделаем птиц и отправим их по всему земному шару с добрыми пожеланиями.

Развивающая игра " Складываем и мастерим" ("Оригами" )   складывание из бумаги птиц (голубей -  под музыку)

Дети работают с заготовками , складывают птиц, затем прикрепляют их на фланелеграф  по кругу силуэта земного шара, при этом произносят добрые слова и наилучшие  пожелания всем, всем друзьям.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые - щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые - в ногу со слабым шагают

И никакого "Спасибо" не ждут.

Ребята, мы сегодня произнесли столько добрых слов. Улыбнитесь ещё раз друг другу, гостям и друзьям. Ведь дружба начинается с улыбки.

Наш сказочный герой кот Леопольд передал вам свою книгу и угощение за ваши старания и замечательные улыбки.

Дети прощаются, уходят.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба начинается с улыбки

Цель:·       Развивать речь и изобразительную деятельность;·       Вспомнить  и закрепить правила дружбы;·...

Открытое занятие для детей подготовительной группы "Дружба начинается с улыбки".

Цель: Снятие психомоционального напряжения, развитие творческого воображения, развитие сочувствия, сопереживания, эмпатии, развитие моторики, развитие коммуникативных навыков (умение работать в команд...

конспект занятия в подготовительной группе "Дружба начинается с улыбки"

Цель занятия: развитие у детей коммуникативных навыков общения....

Открытое мероприятие в подготовительной к школе группе "Дружба начинается с улыбки"

Дружба начинается с улыбкиСценарий    Оборудование: карточки с вопросами, карточки для жребия, ложки, яблоки, карточки с именами сказочных героев.   Сегодня, ребята, мы с вами поиг...

Конспект занятия "Дружба начинается с улыбки"

Это конспект занятия которое поможет детям адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.1.Воспитывает желание общаться, вступать в контакт с другими детьми и взрослыми;2.Научит детей высказывать свое ...

Конспект занятия "Дружба начинается с улыбки"

Это конспект занятия которое поможет детям адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.1.Воспитывает желание общаться, вступать в контакт с другими детьми и взрослыми;2.Научит детей высказывать свое ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Дружба начинается с улыбки"

Задачи:Познакомить детей с правилами дружеских отношений.Учить понимать и оценивать чувства и поступки других.Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками....