НОД Рассказ-небылица по лексической теме "Овощи"для детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Поплаухина Лидия Валентиновна

Нод по развитию речи для детей средней группы по теме "ОВОЩИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_ovoshchi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский Сад комбинированного вида «Радуга» г.Сурска

Непрерывно – образовательная деятельность

Рассказ - небылица по лексической теме "Овощи"

Для детей среднего дошкольного возраста -  4,5 лет.

Воспитатель: Поплаухина Лидия Валентиновна

г. Сурск

2018г.

Оглавление

Наименование разделов

Стр.

1.Титульный лист

1

2. Оглавление

2

3. Пояснительная записка

3 - 5

4. Конспект НОД

6 - 9

5. Список использованной литературы

10

        

Пояснительная записка

          Буквально с первых лет жизни у ребенка проявляются любопытство и естественный интерес к миру. Задача взрослого - сделать так, чтобы из детского неуправляемого любопытства родилась серьезная, направленная любознательность, серьезное желание узнать и понять мир.

Небылицы – упражнения, развивающие мышление ребенка.

Небылицы, нелепицы - стишки,  наполненные различной  несуразицей. Зачем ребенку рассказывать абсурдные и очевидно нелогичные истории? Однако почему-то небылицы многие века не исчезают за ненадобностью. Что же такое небылицы и зачем они нужны нашим детям?

В первые годы жизни ребенок усваивает колоссальный объем информации: язык, правила поведения, взаимоотношения с окружающими, с миром. Развитие ребенка во многом зависит от того, насколько взрослые готовы помочь ему в освоении мира и поспособствуют в том, чтобы ребенок научился доверять или не доверять окружающим, насколько будет готов отделять правду ото лжи, вымысел от реальности.

В этот период освоения жизненных правил и понятий  на помощь детям приходят небылицы. На примерах откровенно нелепых, невозможных ситуаций, ребенок познает действительность и учится различать правду и вымысел, отделять присущие и неприсущие  предметам и явлениям свойства и характеристики.

Многие небылицы пришли к нам из давних времен, многие написаны современными авторами. Знакомясь с народным творчеством,  ребенка обогащает словарный запас, знакомится с новыми понятиями.

Еще К.И. Чуковский, написавший не один стих-небылицу, отмечал, что развивающийся ребенок со временем начинает экспериментировать не только с предметами, но и со словом и мыслью. Небылицы по своей сути представляют собой интеллектуальные детские игры, которые способствуют гармоничному развитию ребенка. Умение дифференцировать предметы или объекта, сопоставлять с их функциями, приписывать предмету новые, неприсущие ему признаки, по сути, есть тренировкой формирования логического мышления. «Жонглируя» словами, признаками, характеристиками ребенок учится оперировать понятиями, познает норму, оценивает адекватность мира. Потешные забавные стишки вызывают у ребенка смех, развивают чувство юмора, которое поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям. Положительные эмоции, которые доминируют в отношениях взрослых и детей укрепляют их отношения, вызывают чувство доверия. Яркие фантастические образы, отраженные в перевертышах, способствуют развитию творческого воображения ребенка. Знакомство с небылицами и дальнейшее их творческое домысливание, собственное сочинение дает благоприятную почву для формирования нестандартного словесного творчества.

 Сочинение и чтение небылиц далеко не бесполезное занятие, а определенная ступень становления ребенка, важный этап в развитии мышления.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет содержание дошкольного образования по пяти образовательным областям, среди которых «Речевое развитие» дошкольников. Оно «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

«Художественно-эстетическое развитие» дошкольников предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.)».

Для реализации такого содержания работы с детьми книга является незаменимым средством.

Планируемые результаты:

интерес дошкольников к детской художественной литературе, который выражается в:

-        желании охотно слушать литературные произведения,

-        выполнять работы по изобразительной деятельности на темы литературных произведений,

-        знании содержания литературных произведений (в 3 года- 5-6 произведений, в 4 года - 6-8 произведений, в 5 лет- 10-12 произведений, в 6 лет - 12-14 произведений, в 7 лет - 15- 16 произведений),

-        участии в театрализованной деятельности (играх- драматизациях) по мотивам литературных произведений.

Информационное обеспечение.

     Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.  Москва, УЦ Перспектива, 2014г.

«Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе». Парциальная программа Купецкова, Н.. В.Ф. В. Петроченко, 2015 год, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2015г.

Цель:  Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

          

Задачи по образовательным областям:

       Познавательное развитие:

 - развивать зрительное и слуховое внимание, память;

- развивать воображение и фантазию.

 Социально-коммуникативное развитие:

- устанавливать доброжелательное отношение между сверстниками

- умение выслушивать ответы других детей

  Речевое развитие:

-   Активизировать речь детей.

   Физическое развитие:

- развивать двигательную активность детей

Художественно – эстетическое развитие детей:

- Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предварительная работа: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б.Заходера «Кит и кот».

Разучивание небылиц, инсценирование небылиц. 

Во время вечерних бесед, игр формировать у детей умение замечать нелогичные ситуации, небылицы, понимать их, объяснять. Д/и «Кто больше заметит небылиц» (детям раздаются фишки, воспитатель читает «Путаницу» К.И.Чуковского, предлагает откладывать фишки тогда, когда они слышать небылицу. Спросить, почему произведение так называется). Уточнить смысл понятия «небылица», то, чего не бывает.

Материалы: костюм Осени, корзинка, картинки сюжетные,картинки овощей (необычные)

 Методы и приёмы: наглядный, словесный,  беседа, игровые действия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель заходит в группу в костюме Осени. Дети подходят к ней.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я – Осень! Я пришла к вам в гости, потому что мне стало грустно. Вы хотите узнать, почему?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда, присаживайтесь на ковер,  слушайте!

Удобно ли вам, ребятки дорогие?

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Небылицы! Небылицы! Про овощи расскажем в лицах.

  1. Основная.

Воспитатель: Пошла я утром в огород

И не пойму -  что, где растет?

Все поменялось, изменилось!

И голова вдруг закружилась!

Морковка по небу летела,

Отдохнуть на ветку села.

Зеленый лук ее поймал

И громким голосом сказал:

« Я – приправа в каждом блюде,

И всегда полезен людям!»

Тут капуста встрепенулась:

Потянулась, улыбнулась,

Редиску крепко обняла

И танцевать с ней пошла.

Картошка громко заявила,

Что родилась она на диво!

Что из многих овощей,

Она полезней и вкусней!

Огурчик с помидором вместе

Поют веселенькие песни.

Что же здесь произошло?

Может волшебный дождь прошел?

Кто поможет все исправить?

В огороде по порядку все поставить?

Воспитатель: Дети, поможете все исправить?

Дети: Да!

Воспитатель: Вставайте все в кружок, и повторяйте за мной.

Физкультминутка: «Огород»

В огороде много гряд, (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Тут и репа, и салат, (загибаем пальцы)

Тут и свекла, и горох, (загибаем пальцы)

А картофель разве плох? (пожимаем плечами)

Наш зеленый огород (хлопают в ладошки)

Нас прокормит целый год! (разводят руки в стороны)

Воспитатель: Вот спасибо вам, что помогли все по грядкам распределить! Скажите мне, может морковь по небу летать? Может лук разговаривать? А редиска с капустой танцевать? А огурец с помидором петь песни? Так в жизни бывает?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: А если в жизни  не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи?

Дети: Небылицы.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на вопрос. Хотите послушать еще одно такое стихотворение?

Дети: Да!

Воспитатель:  Тогда  слушайте внимательно   стихотворение  - небылицу, заметив что – либо необычное, топайте ногами.

Игровое упражнение «Заметь необычное».

Стихотворение Юрия Коваля «Удивительная грядка».

У меня на грядке крокодил растет, а в Москва – реке огурец живет.

Осенью на грядке крокодил поспел, огурец в Москва – реке всех лягушек съел.

Я боюсь, ребятки, что на этот год, вырастет на грядке страшный бегемот.

А в Москва – реке клюнет на крючок, как вам это нравиться – страшный кабачок.

Ох, когда на грядке будет все в порядке?

  Дети поясняют, что именно неверно и как должно быть на самом деле.                                                                                         

Дидактическая игра «Так не бывает».

Ребята, давайте попробуем с вами составить  небылицы. Я принесла предметные картинки, вам нужно подобрать «небывалые» слова, обозначающие качества (какой) и действия (что делает?).

Воспитатель: Давайте  мы с вами сделаем  подарок, изобразим небылицы в своих рисунках. Но прежде подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ладошки».

   Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу

 Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну,

 Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.

  На замочек их закрою и тепло поберегу.

Дети выполняют работу – рисуют небылицы.

Воспитатель: Спасибо вам за подарок, дети! Какие веселые рисунки у вас получились. Мне они очень понравились и грусть моя прошла.

 

Список литературы.

      «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе».

      Парциальная программа Купецкова, Н.. В.Ф. В. Петроченко, 2015 год, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», 2015г.

        «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» Книга 1 Младшая и средняя группы. Т.И.Петрова, Е.С.Петрова , Москва, «Школьная пресса», 2010г.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Москва, УЦ Перспектива, 2014г.

К.И.Чуковский «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б.Заходер «Кит и кот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико - грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста "Помощники" (по лексической теме "Посуда")

Цель: формирование лекико-грамматических категорий. Задачи:коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь детей;продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;закреплять...

НОД по лексической теме "Домашние животные весной" для детей среднего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме  "Домашние животные весной" по формированию лексико-грамматических категорий для детей среднего дошкольного возраста с ОНР...

Лексический альбом "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста

Лексический альбом создан в помощь педагогам, работающим с детьми среднего дошкольного возраста для работы по речевому развитию детей. В материале подобраны игры на развитие грамматического строя речи...

Задания по лексической теме "Мой дом" для детей среднего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию задания по лексической теме "Мой дом" для детей среднего дошкольного возраста....

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы. Ягоды"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы. Ягоды"...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи.Фрукты."

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи. Фрукты"...

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"

Картотека игр для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения по лексической теме "Деревья"...