Конспект НОД по формированию лексико - грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста "Помощники" (по лексической теме "Посуда")
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Журавлева Татьяна Валентиновна

Цель: формирование лекико-грамматических категорий. Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь детей;

  • продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;

  • закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных;

  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;

  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме Вин. падежа без предлога и с предлогом НА, В; существительные в форме Род. падежа;

  • закреплять умение употреблять в речи слова-антонимы: грязный — чистый;

  • развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;

  • развивать общую и мелкую моторику;

  • развивать артикуляторную моторику;

  • формировать правильное дыхание.

образовательные:

  • активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Посуда»

воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;

  • воспитывать бережное отношение к посуде;

  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.

Педагогические технологии:

  • игровая технология;

  • здоровьесберегающая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_posuda_pomoshchniki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники» (по теме «Посуда»)

Составитель: учитель-логопед Журавлева Татьяна Валентиновна

Санкт-Петербург 2019 г. 

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи: 

коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь детей;
  • продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
  • закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных;
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные в  форме Вин. падежа без предлога и с предлогом НА, В;  существительные в форме Род. падежа;
  • закреплять умение употреблять в речи слова-антонимы: грязный — чистый;
  • развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать артикуляторную моторику;
  • формировать правильное дыхание.

образовательные:

  • активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Посуда»

воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
  •  воспитывать  бережное отношение к посуде;
  •  формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать  товарища и принимать мнение другого.

Педагогические технологии:

  • игровая технология;
  •  здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  •  словесные, наглядные, практические, игровые методы;
  •  наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово;

Предварительная работа: 

  • чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»;
  • заучивание стихотворений о посуде;
  •  рассматривание иллюстраций;
  • отгадывание загадок о посуде;
  • лепка и аппликация, рисование.

Оборудование:  

  •  силуэты посуды;
  • картинки посуды;
  •  мягкие игрушки: бегемотик Жужа, щенок Дружок;
  • чудо-дерево;
  • игрушечная посуда;
  • песочница;
  • картонные шаблоны разноцветных чашек без ручек;
  • разноцветные блюдца;
  • разноцветные прищепки;
  • стаканы с водой, коктейльные трубочки;
  •  презентация

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет логопеда, здороваются.

Л-д. Постарается Кирюша,

        Будет внимательным Вася,

        Ушки услышат у Таи,

        Меня увидит Миша.             (Логопед называет имена всех присутствующих на занятии   детей).

        Поднимите руки выше,

        Кто имена свои услышал! (Дети поднимают руки)

(Л-д раздаёт детям картинки посуды)

Логопед.  Сначала сядет тот, у кого чашка.

     Теперь сядет тот, у кого чашки.

     Можно сесть тому, у кого чайник.

     А теперь — тому, у кого чайники. (Дети садятся на подушечки)

  • Как можно назвать одним словом все эти предметы?
  • Да, это посуда. И сегодня на занятии мы будем говорить о посуде.
  1. Основная часть.  (Слайд  №1: иллюстрация к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»).

Л-д. - Кто это? (Федора из сказки «Федорино горе»)

  • А какое у Федоры горе? Почему плачет Федора?

(Слайд № 2: иллюстрация к сказке)

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Горе!

- Почему посуда убежала от Федоры?

Л-д.   Поможем Федоре найти  посуду? Согласны?

 1. Артикуляционная гимнастика.

Л-д. В нелёгком пути нам придётся много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Давайте сделаем гимнастику для язычка. А помогут нам в этом наш знакомый бегемотик Жужа и щенок Дружок. (Дети вместе с игрушками выполняют артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Щенок», чередование «Бегемотик» - «Щенок», «Часики»).

- Молодцы! Наши язычки готовы! Теперь можно отправляться в путь. И корзину для посуды возьмём с собой!

  1. Игра «Чудо-дерево». (Слайд №3: иллюстрация к сказке)

И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам.

Давайте и мы вслед за посудой пойдём по пенёчкам. Дети шагают по «пням», лежащими на полу, подходят к дереву, на ветках которого висит игрушечная посуда.

Л-д. Чудо-дерево растёт:
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А что же на нём?

Л-д. Что вы видите на этом чудо-дереве?  

(Дети называют предметы посуды, висящей на дереве: «На дереве чашка.  И т.д.»).

3. Игра «Назови ласково».

Л-д.   Предлагаю снять посуду с дерева, но нужно будет назвать её ласково. Я начинаю первой:  «Сковородочка, сковородка. Положу её в корзину. Продолжайте вы». Дети называют предметы посуды и кладут её в корзинку.

Молодцы! Вы были дружными, внимательными и быстро справились с задачей. Теперь посуда вернётся к Федоре.

4. (Слайд №4: иллюстрация к сказке )

А посуда вперёд и вперёд:

По полям, по болотам идёт.

Дети идут дальше, преодолевая препятствия -  «кочки» на «болоте».

Л-д.  Дорожка привела нас на берег речки.  Но никакой посуды я здесь не вижу... А вы видете?

Зрительная гимнастика.

Л-д.  Давайте выполним гимнастику для глазок, чтобы наши глазки смогли всё рассмотреть. Следите за моей рукой. (Вверх — вниз, вправо — влево, закрываем глазки и считаем до 5). Теперь открывайте глазки и внимательно смотрите.

5. Игра с песком «Узнай по силуэту».

Может быть, посуда от Федоры спряталась в песке? Попробуйте поискать (силуэты: кастрюля, сковорода, чашка, чайник, тарелка).

(Дети по очереди  ищут силуэты посуды в песке, называют: «В песке я нашла чайник, …..»).

Л-д. Ой, какая посуда грязная! Федора не  узнает её.

6. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду».

Л-д. Давайте поможем Федоре узнать свою посуду, вымоем её.  

     Мы почистим тебя песочком,        Дети имитируют движения.

     Окатим тебя кипяточком,

     Вытрем тебя полотенчиком.

     И ты будешь опять

     Словно солнышко сиять!

Л-д.  Я начну класть посуду в корзинку: «Сковородка была грязная, а стала чистая. (беру силуэт и его цветное изображение). Продолжайте по очереди!»

- Какие молодцы! Теперь  Федора узнает свою посуду!

Слайд № 5: иллюстрация к сказке.

 Дети идут дальше,  змейкой проходят через «ручеёк» - (синюю ткань) и приходят на полянку. (Зелёный коврик, на котором лежат картонные шаблоны чашек разного цвета без ручек).

7. Игра с прищепками «Чашка».

Л-д. Смотрите, Федорина посуда разбилась. Как же нам помочь Федоре? (Ответы детей)

Может быть, мы поможем Федоре склеить  посуду?  (Логопед раздает детям картонные шаблоны чашек разного цвета и разноцветные прищепки). 

(Показывает шаблон.) Скажите, чего нет у чашки?

Дети. Нет ручки.

Логопед показывает, как «приклеить» ручку-прищепку, акцентируя внимание детей на том, что ручки должны быть одного цвета с чашкой.

Дети выполняют задание

8. «Подбери блюдце к чашке».

Л-д. Чашки мы «склеили». Молодцы! А теперь подберите к своей чашке блюдце.

(Дети находят блюдце соответствующего цвета)

Л-д. Расскажите, какого цвета у вас посуда. У меня белая чашка и белое блюдце.

1-й ребенок. У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце.

2-й ребенок. У меня красная чашка и красное блюдце.

3-й ребенок. У меня синяя чашка и синее блюдце.

            4-й ребенок. У меня зелёная чашка и зелёное блюдце.

Молодцы! Собрали всю посуду? Пора нести её  Федоре.

Дети подходят к экрану.

Л-д. Как нужно обращаться с посудой, чтобы она никуда не убежала?  (Дети отвечают)

Слайд № 6: иллюстрация к сказке.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

9. Дыхательная гимнастика «Вскипяти водичку».  

Федора очень нам благодарна за помощь и приглашает на чаепитие. Давайте поможем Федоре вскипятить воду для чая.

  1. Дети садятся  за стол, логопед ставит перед ними стаканы с водой и трубочками для коктйля. Дети «кипятят» воду — дуют в трубочки.
  2. Слайд №7: иллюстрация к сказке.
  3. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
  4. Больше греться не хочу.
  5. Крышка громко зазвенела.
  6. Пейте чай, вода вскипела!

III.  Итог занятия (подведение итогов работы, оценка деятельности детей).

Л-д. Какие вы молодцы!   Вам понравилось помогать Федоре?  Спасибо вам, мне было приятно вместе с вами помогать Федоре. Вот вам баранки к чаю. А чай будем пить в группе все вместе!