Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Прогулка по лесу"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Нечаева Татьяна Валерьевна

Занятие предназначено для проведения в старшей группе детского сада для формирования и закрепления у детей-логопатов знаний о диких животных; их особенностях поведения в зимний период, отличительных внешних особенностях, детенышах и способе добывания пищи. Так же большое внимание уделяется заданиям по развитию связной речи и обучению грамоте, развитию психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_nechaeva.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия c детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

по формированию лексико-грамматических категорий

«Прогулка по лесу»

Составила учитель-логопед

Нечаева Т.В.

Санкт-Петербург

2024

Цель занятия:

Пополнить знания детей о диких животных; обогащать словарный запас детей по лексической теме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Активизировать словарный запас по теме "Дикие животные".

2. Побуждать отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи предлоги «В», «ПОД».

3. Упражнять детей в назывании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывании притяжательных прилагательных, делении слов на слоги.

4. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать слуховое внимание;                                                                                                                    2. Развивать координацию движений;                                                                                                             3. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;                                                                                           3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважение детей друг к другу;                                                                                                2. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Презентация, картинки с изображением диких животных, конверт с письмом, загадки про диких животных, части диких животных сшитые из материала, су-джоки, снежинки на ниточках, профили артикуляции гласных А О У И, игрушка зайчонка, карточки с наложенными изображениями диких животных, цветные карандаши.

Ход занятия:

ЛОГОПЕД

ОРГАНИЗАЦИЯ     ДЕТЕЙ, ОБОРУДОВАНИЕ

Организационный момент

- Ребята! Поздоровайтесь с гостями. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по лесу. Посмотрите, какой он?

 - Послушайте, какие-то звуки раздаются, кто может издавать такой звук?

- Посмотрите, тут  письмо…

-  Прочтем его?

«Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, был сильный ветер и снег. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста!»

- Сильный ветер и снег… как такое явление природы называется

Слайд зимнего леса на экране

- Зимний, снежный, белый, пушистый, морозный…

Запись стука дятла

- Дятел \ картинка на экране

Конверт с письмом около экрана

Дети садятся на стульчики

- метель, вьюга

Ход занятия

1. Дыхательная гимнастика «Метель»

- Давайте подуем на снежинки и покажем какая вьюга была. Вдыхаем носом, надуваем животик, щеки не надуваются

2. Отгадывание загадок о диких животных

- Чтобы найти животных, отгадайте загадки и поделите слова на слоги

Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна. В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги. Возле сосен и берёз. А зимою спит в берлоге. От мороза, прячет нос. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной. В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

- Молодцы ребята, вы справились! Как мы одним словом назовем этих животных?

3. «Найдем домики животным»

- Животных мы с вами нашли, а помните, в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их?

4. Физминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег

И на елке снег, снег

И под елкой снег, снег

А под снегом спит медведь

Тише, тише не шуметь

5. Рассказ о еже.

- Какое еще животное спит зимой?

- Kогда заканчивается тепло и наступают холода, исчезают все насекомые, ежи уходят спать.

Прежде, чем лечь в спячку ежи ищут себе убежище и улучшают его. Когда наступает осень ежи роют себе нору в земле. Подготавливая место для зимовки, этот милый зверек таскает в убежище много засохших листьев.

Когда наступают первые холода, ежи торопятся к себе в нору. Забравшись туда, они закрывают проход приготовленными заранее листьями.

6. Игра с ежиком (су-джок)

Катится колючий ежик

Нет ни головы ни ножек

Он по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда

Мне щекотно да-да-да

В норку спать скорей ложись

Весну теплую дождись.

7. Артикуляция гласных звуков

Однажды, дятел в лесу услышал, что кто-то громко звал – “Мама! Мама!” Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Это был зайчонок, он потерял свою маму и жалобно плакал.

- Как плакал зайчонок?

8. «Чудо-зверь»

- Ребята, посмотрите, может быть это мама зайчонка или другая мама?

- Как должна выглядеть мама зайчонка. Составим ее портрет

У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные

- Молодцы, ребята! Вы помогли найти зайчонку маму.

Давайте поможем и другим лесным детенышам отыскать их мам?

9. «Найди маму”.

- Обведите изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке и ласково его назовите.

- Какой детеныш у тебя, назови ласково, кто у него мама?

у детей “снежинка” привязанная к палочке

На экране появляются отгадки

- Дикие животные

Выключить экран

Дети стоят полукругом

На панно логово, нора, берлога, дупло, куст. Дети прикрепляют животного на липучке к жилищу и рассказывают:

- Медведь спит в берлоге.

- Волк живет в логове.

- Лиса живет в норе.

-Белка живет в дупле.

-Заяц живет под кустиком.

Дети идут по кругу

Встать на носочки, потянуться

Присесть

Встать руки в стороны

Обхватить себя руками, покачаться из стороны в сторону

Сложенные ладони поднести к уху

Палец к губам, грозящий жест

Дети садятся  на стулья

- Ежи

- еж / картинка

Стоят около стульчиков

Дети садятся на стульчики

Артикуляция по профилям

АААА

УУУУ

ОООО

ИИИИ

Дети узнают артикуляции и произносят гласные звуки

- нееет это какой-то чудо-зверь

- У него беличья голова, медвежье туловище, волчьи ноги, лисий хвост

Мнемотаблица

Дети составляют на фланелеграфе и комментируют:

- у зайчихи заячьи уши, заячья голова, заячьи лапы и заячий хвост.

Дети выбирают карточку с детенышем, которому хотят найти маму.

Дети сидят за столами

На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша.

Заключительная часть

- Диким животным не просто выжить зимой. Люди в парках и заповедниках подкармливают их сеном и овощами.

- Молодцы вы сегодня очень хорошо потрудились, пора нам возвращаться в детский сад.

- Что вам запомнилось в нашей прогулке, Какие задания были самые интересные, а самые трудные?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...