Проект "По страницам любимых сказок и стихов"
проект по развитию речи (старшая группа)

Горай Елена Владимировна

Проект "По страницам любимых сказок и стихов". Развитие совместного творчества детей и родителей, воспитание у детей интереса к книге и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_lyubimyh_skazok.docx635.59 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                               141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                        fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Проект

«По страницам любимых сказок и стихов».

Автор:

Горай Елена Владимировна

Воспитатель

Московская область

г.о. Клин

2017г.

1.        ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:        «По страницам любимых сказок и стихов».

Автор проекта:        Горай Елена Владимировна.

Команда проекта:        Коллектив МДОУ ДС №23 «АЛЕНУШКА».

Обоснование актуальности проекта.        Недостаточное внимание взрослых (родителей, педагогов) к важности использования сказок в воспитании дошкольников.

Цель и задачи проекта.        Раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.

для детей:

        формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

        обогащать и расширять словарный запас детей;

        познакомить детей с русским декоративно- прикладным искусством посредством сказок и легенд;

        развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

        развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;

        воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

        воспитывать культуру речи,

для родителей:

        создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

        развитие совместного творчества родителей и детей;

        развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

        заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.

для педагогов:

        развитие творческого потенциала ребенка;

        показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Краткое содержание проекта.        Проект «По страницам любимых сказок и стихов» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

Целевая аудитория.        Дети старшего дошкольного возраста,  педагоги, родители.

Кадровое обеспечение проекта.        Администрация МДОУ, педагогический коллектив МДОУ

Ресурсное обеспечение.        Материально - техническое оснащение МДОУ

География проекта.        Московская область, г.о. Клин, МДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № «АЛЕНУШКА»

Сроки реализации проекта.        Сентябрь- октябрь 2017г.

2.        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.        ВВЕДЕНИЕ

«Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем».

В.А. Сухомлинский

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Проект «По страницам любимых сказок и стихов» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

Проект направлен  на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).

Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должное значение важной роли сказкам в воспитании детей.

Актуальность проекта определяется тем, что его реализация включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей): семейный творческий конкурс сказок собственного сочинения «По страницам любимых сказок и стихов», театрализованные творческие постановки силами педагогов ДОО «В гостях у сказки».

Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Целевой ориентир проекта: раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.

Задачи проекта:

для детей:

        формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

        обогащать и расширять словарный запас детей;

        развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

        познакомить детей с русским декоративно- прикладным искусством посредством сказок и легенд;

        развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;

        воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

        воспитывать культуру речи,

для родителей:

        создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

        развитие совместного творчества родителей и детей;

        развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

        заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.

для педагогов:

        развитие творческого потенциала ребенка;

        показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Проект краткосрочный, его реализация рассчитана на 1.5 месяца (сентябрь- октябрь)

Участники проекта: обучающиеся (воспитанники ДОО), родители (законные представители), педагогические работники ДОО.

Проект построен на следующих общедидактических  принципах: доступности, соответствия возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участия заинтересованных сторон.

2.2.        ПРОЕКТ.

2.3.        ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА.

Календарный план проекта строится в 3 этапа: подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы; основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану, и заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дата:         сентябрь- октябрь.        

Мероприятие:

творческий семейный конкурс сказок собственного сочинения «Наши любимые сказки»        

Цель:

  • развитие совместного творчества детей и родителей, воспитания у детей интереса к книге и чтению;
  • раскрытие творческого потенциала семьи;
  • развитие эстетических качеств и формирование творческих способностей детей;
  • создание условий для взаимодействия детского сада и семьи.        
  • ознакомление с декоративно- прикладным творчеством посредством сказок и легенд.        Расширение и развитие творческих способностей детей через знакомство с русским прикладным искусством посредством сказок и легенд.                        

Мониторинг проекта.

Перед началом проектной деятельности был проведен мониторинг образовательной области.

Показатели достижений детей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей старшего возраста на начало проектной деятельности.

Сформирован навык – ребенок самостоятельно называет 2-3 произведения, пересказывает самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывает стихотворение; может не выговаривать четко только 1-2 звука, у ребенка имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно богатый словарь; подбирает предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; использует цветовую символику для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки; самостоятельно распределяют все заместители, правильно и уверенно показывает их по ходу рассказывания сказки взрослым; правильно и самостоятельно размечает игровую площадку; замечает практически все ошибки в спектакле (все, о которых его спрашивают) и который самостоятельно может рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос педагога; самостоятельно придумывает окончание истории хотя бы из 2-3 предложений.

На стадии формирования – ребенок называет хотя бы 1-2 произведения с помощью взрослого, но не пересказывает сказку и не читает стихотворение; у ребенка могут быть дефекты в звукопроизношении, но уже имеется фразовая речь, может строить предложения с помощью взрослого; дает 2-3 ответа на подбор заместителей к какому-либо признаку, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов взрослого; при распределении заместителей ребенок делает немногочисленные ошибки, которые, после наводящих вопросов, может исправить; по ходу рассказывания взрослым ребенок колеблется в выборе заместителей, но при помощи взрослого приходит к правильному выполнению заданий; не всегда правильно размечает игровую площадку для игры-драматизации; замечает 1-2 ошибки в показанном эпизоде сказки; с помощью вопросов взрослого придумывает собственное завершение истории хотя бы из 1-2 предложений; невнятно и нечетко произносит характерные звукосочетания персонажа.

Не формирован – ребенок не может даже с помощью взрослого назвать ни одного литературного произведения; не владеет действием замещения персонажей сказки; не может подобрать предмет к признаку (цветному кружку), либо отказывается отвечать или повторяет ответы других детей; не может назвать персонажей – жителей белого и черного домов; допускает много ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого не приводит к улучшению выполнения задания; не соотносит цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей; не может разместить игровое пространство с учетом пространственно-временных отношений; в игровом спектакле не замечает ни одной ошибки, не рассказывает, что происходит, только односложно отвечает на вопросы педагога; не может даже с помощью взрослого придумать окончание истории, состоящего хотя бы из одного предложения.

В результате чего были выявлены следующие результаты:

В группе было продиагностировано 28 детей, из них сформированный навык  имело 9 детей, что составило 32%, на стадии формирования – 14 детей, что составило 50%, не сформирован – 5 детей – 18%.

На заключительном этапе реализации проекта также был проведен мониторинг.

Показатели достижений детей по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей старшего возраста на заключительном этапе проекта.

Сформирован навык – ребенок самостоятельно называет 4-6 произведений, пересказывает самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку или рассказывает стихотворение; может не выговаривать четко только 1-2 звука, у ребенка имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно богатый словарь; подбирает предметы к заданному заместителю на основании какого-либо признака; использует цветовую символику для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки; самостоятельно распределяют все заместители, правильно и уверенно показывает их по ходу рассказывания сказки взрослым; правильно и самостоятельно размечает игровую площадку; замечает практически все ошибки в спектакле (все, о которых его спрашивают) и который самостоятельно может рассказать небольшой эпизод или дать развернутый ответ на вопрос педагога; самостоятельно придумывает окончание истории хотя бы из 4-6 предложений.

На стадии формирования – ребенок называет хотя бы 2-4 произведения с помощью взрослого, но не пересказывает сказку и не читает стихотворение; у ребенка могут быть дефекты в звукопроизношении, но уже имеется фразовая речь, может строить предложения с помощью взрослого; дает 3-4 ответа на подбор заместителей к какому-либо признаку, чаще всего с помощью вспомогательных вопросов взрослого; при распределении заместителей ребенок делает немногочисленные ошибки, которые, после наводящих вопросов, может исправить; по ходу рассказывания взрослым ребенок колеблется в выборе заместителей, но при помощи взрослого приходит к правильному выполнению заданий; не всегда правильно размечает игровую площадку для игры-драматизации; замечает 2-3 ошибки в показанном эпизоде сказки; с помощью вопросов взрослого придумывает собственное завершение истории хотя бы из 2-3 предложений; невнятно и нечетко произносит характерные звукосочетания персонажа.

Не сформирован – ребенок не может даже с помощью взрослого назвать ни одного литературного произведения; не владеет действием замещения персонажей сказки; не может подобрать предмет к признаку (цветному кружку), либо отказывается отвечать или повторяет ответы других детей; не может назвать персонажей – жителей белого и черного домов; допускает много ошибок при распределении заместителей, помощь взрослого не приводит к улучшению выполнения задания; не соотносит цвет заместителей и их размер с особенностями персонажей; не может разместить игровое пространство с учетом пространственно-временных отношений; в игровом спектакле не замечает ни одной ошибки, не рассказывает, что происходит, только односложно отвечает на вопросы педагога; не может даже с помощью взрослого придумать окончание истории, состоящего хотя бы из одного предложения.

В результате проведенного мониторинга были выявлены следующие результаты:

В группе было продиагностировано 29 детей, из них сформированный навык стало иметь 18 детей, что составило 62%, на стадии формирования – 11 детей, что составило 38%, низкий – 0 детей – 0%.

Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод о том, что работа по реализации проекта принесла видимые результаты развития детей в области ознакомления детей с художественной литературой и развития речи дошкольников: дети научились быстро узнавать и называть знакомые сказки; пересказывать сказки и небольшие эпизоды; подбирать заместители к персонажам сказки и разыгрывать ее; подготавливать игровую площадку для проведения игры-драматизации; использовать элементы символизации для выражения своего эмоционального отношения к персонажу.

Ожидаемые результаты:

 для детей:

        развитие интереса детей  к сказкам;

        закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

        воспитание чувства дружбы и коллективизма;

        получить эмоциональный отклик от своей работы.

для педагогов:

        оформление общей книги сказок по итогам творческого семейного конкурса сказок собственного сочинения «Наши любимые сказки»

        изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;

        презентация проекта;

        формирование желание продолжить проектную деятельность;

        оформление проекта.

для родителей:

        содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;

        рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;

        укрепление детско-родительских отношений.

3.        ВЫВОДЫ.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

Проведённый проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.

4.        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

2. Есаулова Н.А. «Конспекты занятий по красноречию». Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.

3. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»

СПб.: «Паритет», 2014.

4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ.,Детство-Пресс, 2014 г.

6. Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОткрытиЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной, Москва 2013г.

7. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г

8. Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015

9. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2006

10. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

 11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

 12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006

13. Шешукова О.Е. Образовательная программа дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях «Город мастеров», 2007

ФОТООТЧЁТ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

 

 

                 

 

МОНИТОРИНГ

На начало проекта «По страницам любимых сказок и стихов».

 

        На конец проекта «По страницам любимых сказок и стихов».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По страницам любимых сказок" Сценарий праздника к 8 Марта.

Сценарий праздника к 8 Марта с детьми подготовительной к школе группы с активным участием родителей....

Викторина«По страницам любимых сказок»

Викторина -путешествие по русским народным сказкам....

Учебно-методическое пособие: "По страницам любимых сказок"

Картотека скороговорок, загадок, игр по любимым сказкамДети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творчес­кой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная...

Развлечение"По страницам любимых сказок"

Развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возвраста.Используются пословицы о книгах, повторение правил обращения с книгой. В развлечении присутствуют герои: "Книжка", "Федора".Использую...

Презентация по теме "По страницам любимых сказок"

презентация создана в рамках проекта по теме "Путешествие по сказкам"...

Литературная игра. Животные на страницах любимых сказок.

Викторина по сказкам с использованием ИКТ. Предложить детям отгадать сказку по загадкам, отрывкам из произведений; узнать героев сказок; вспмнить авторов известных сказок и другие интересные задания....