Семантические поля
материал по развитию речи (средняя группа)

Догдишева Диана Тахировна

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семантические поля19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Тема: «Использование технологии семантических полей при развитии речи детей в средней группе»

"Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им".

Г. Гегель.

Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.

Нам было предложено рассмотреть технологию семантических полей при развитии речи детей. Я применила данную технологию в средней группе. Сначала я узнала, что такое семантическое поле? И зачем оно нужно?

В процессе изучения этой темы я поняла,  что группировки слов по близости значений называются семантическими или  понятийнымиполями.З.А.Репина,Т.В.Васильевапредставляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ассоциация  — (лат.присоединять).
Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами, т.е. группа слов.В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий и формообразующий.

Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга.

Формообразующий слой (план выражения) .

Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными словами и ситуациями, близкими к детскому восприятию, затем оно расширяется :от слов к предложениям и составлению рассказов. Это родные слова, они дружат друг с другом, помогают друг другу.    

        Любой вид работы по развитию речи мы стараемся проводитьна общетематической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного(связная речь, ознакомление с художественной литературой).

Я на своей группе (средней) решила применить технологию семантических полей при развитии речи детей через:

Речевые  подвижные  игры

Игры со словами – антонимами (слова наоборот).

Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий.

Игры анти-грамматики

Обучая детей вслушиваться в содержание стихотворения, учим замечать и исправлять неточности, допущенные в стихотворении «Овощи»:

Слушай сказку – не скучай,

Да ошибки примечай!

Любит овощи наш Тихон:

Грушу, яблоко, лучок,

И морковку, и лимон, -

С овощами дружит он!

Игры с родственными словами.

Дождь – дожди – дождик –дождичек - дождевик - дождевичок – дождинка – дождиночка - дождливый – дождить – дождевой.

Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же).

Кружится, вьется, вращается, вертится, крутится…

Игры с загадками, пословицами, поговорками.

Упражнения на поиск ассоциаций.

Детям предлагается связать пару слов, обозначающих предметы, явления, события, далекие по содержанию друг от друга. Одновариантными и многовариантными.

Лето — отпуск — деревня — печка — дедушка — топор — дрова.

В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов.  Все это создает основу для развития речи детей естественным путем.

Мне очень понравилась такая технология я буду изучать ее дальше и использовать в своей работе.

Догдишева Д.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи....

Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"

Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...

Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"

Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...

Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...

Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...

НОД развитие семантического поля слова чай "Чайная"

Семантическое поле слова «ЧАЙ».Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.Задачи: - автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;- уточнять знан...

НОД развитие семантического поля "цветок"

ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц» ЦЕЛИ: 1. Образовательная: Знакомство со звуком Ц, буквой Ц. 2. Коррекционная: Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК». 3. Воспитательная...