НОД развитие семантического поля слова чай "Чайная"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Марина Сергеевна Куликова

 

Семантическое поле слова «ЧАЙ».

Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.

Задачи:

- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;

- уточнять знания о чае, чайной посуде;

- совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память, воображение;

- воспитывать уважение к традициям предков, культуру поведения за столом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД «Чайная».

Семантическое поле слова «ЧАЙ».

Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.

Задачи:

- автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;

- уточнять знания о чае, чайной посуде;

- совершенствовать навыки словоизменения, словообразования;  

-  развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать  навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память, воображение;

- воспитывать уважение к традициям предков, культуру поведения за столом.

Оборудование: набор посуды (поднос, чашки, блюдца, ложки, чайник, хлебница, сахарница), разрезная картинка «чайник», картинки с изображением чая, чашек, чайников.

1. Орг. Момент. Сообщение темы.

– Сегодня я приглашаю вас в чайную – это столовая, где можно попить чая, перекусить. Помогите мне, пожалуйста,  накрыть стол к чаю.  

Сначала давайте подготовим чайную посуду.

2. Артикуляционная  и дыхательная гимнастика. 

  • «Чашечка».  Чья чашечка глубже?  Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
  • «Чашечка и блюдце». Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
  • «Ручка чайника».  Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.
  • «Дуем на горячий чай».  Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).  
  •  «Пыхтящий чайник». Произнесение на одном выдохе: «Чих-чах-чох! Пых-пах-пох!».

3. Мимические упражнения.

Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую чашку, неудовольствие — грязный чайник.

Чудесные превращения.

Изобразить кипящий чайник; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

4. Пальчиковая  гимнастика.

Упражнение «Чайничек».

Чайничек с крышечкой,     Пальцы рук соединяются, изображая «шар».    

                                             Правая ладонь прямая, пальцы сжаты.

Крышечка с шишечкой,    Левая ладонь сжата в кулак.

Шишечка с дырочкой,      Большой и указательный пальцы левой руки -                

                                            «колечко».

В дырочку пар идет.        Указательным пальцем правой руки «рисуем пар».

   И в обратном порядке (с ускорением):  Пар идет в дырочку, дырочка в шишечке,  шишечка с крышечкой, крышечка с чайничком.

– Сейчас  накроем стол. Дети  выполняют поручения: «Поставьте хлебницу, сахарницу, чайник  на середину стола. Рядом поставьте мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положите чайные ложки». Логопед задает  вопросы: «Какого цвета чашка?  Какой чайник?» и т. д.

5. Разбор слова «чай». Характеристика звука [ч].

–  Скажите, сколько слогов в слове «ЧАЙ»? Сколько звуков? Проговорите каждый звук. Какой первый звук? Звук [ч] какой? (согласный, глухой, мягкий).

6. Автоматизация [ч] в слогах.

Помогите разлить чай. Прочтите все слоги на пиалах. В пиалы со слогом АЧ налейте зелёный чай (нарисовать чай карандашом болотного цвета). В пиалы с другими слогами налей черный чай (нарисовать чай коричневым карандашом). С каким чаем пиал больше?

7. Развитие фонематического слуха. Автоматизация [ч] в словах.

–  Ребята, перед вами стоят чашки. Вам предлагаю поставить на поднос столько чашек, сколько слов со звуком [ч] вы услышите.

Логопед называет ряд слов, например: чашка, ложка,  салфетка, чаёк, блюдце, кипяток, печенье, сахар, водичка, пирог, калач, кекс...

–  Выберите угощения только со звуком  [ч]. Назови их.

8. Словоизменение. Падежные конструкции.

      Логопед демонстрирует детям картинку с изображением  чая.

–  Что нарисовано  на картинке? (На картинке нарисован чай).  

–  Чему мы рады? (Мы рады чаю).

      Логопед демонстрирует детям картинку с изображением двух чашек. В одной из них  чай, а другая пустая.  

–  Чего нет в этой чашке? (В чашке нет чая).

–  Что надо налить в пустую чашку? (В чашку надо налить чай).

–  Сейчас у нас чашки с чем? (Чашки  сейчас с чаем).

–  О чем мы сегодня говорим? (Мы говорим о чае).

9. Слова – родственники к слову «чай».

– Назовите похожие слова, к слову «чай» (слова-родственники):

1. Горячий, сладкий я напиток и пьют меня повсюду,

    Одну лишь букву замените, и месяцем я буду. Чай.

2. Проводить время за чаепитием. Чаевничать.

3. Питье чая. Чаепитие.

4. Сосуд для сухого чая. Емкость, где хранят чай. Чайница.

5. Род общественной столовой, где посетители могут напиться чая и перекусить. Чайная.

6. Лепесток, кусочек листка заваренного чая. Чаинка.

7. На огне ворчу-ворчу, потом чихаю... и  пар пускаю. Чайник.

8. Набор посуды для чая. Чайный набор (чайная пара).

 – Почему чайник назвали чайником? Да, потому что в нем заваривают чай. Слова  «чай», «чайник» называют словами-родственниками, т.к. они очень похожи и у них есть общая часть, совсем как глаза или нос у вашей мамы и у вас. Кроме того, одно слово происходит от другого, как вы произошли от своих родителей. Какая же у них общая часть? (Чай.) У слов-родственников и общее значение. Скажите, слово «чайка» является словом-родственником к слову «чай»? Почему?

   Подогрела чайка чайник,

   Пригласила восемь чаек.

   Прилетели все на чай!

   Сколько чаек, отвечай!

Это стихотворение - шутка: слова «чай» и «чайка» имеют общую часть -чай, но они не слова-родственники, т.к. разные по смыслу.

Знакомство со словом чаевые.

Чаевые – форма денежного вознаграждения, принятая для некоторых

профессий (официанты, шоферы, портье, носильщики, чистильщики обуви, парикмахеры).  «Дать чаевые»  (на чай) – значит поблагодарить.

– Является ли  слово «чаевые» словом-родственником» к слову «чай»? Докажите!

10. Игра «Попрыгаем» (деление слов на слоги).

– Мы попрыгаем немножко, пусть слова разделят ножки.

Слова: чай, чай-ник, ча-ин-ка, чай-ни-ца, чай-на-я, лож-ка.

– Послушайте еще раз эти слова и скажите, какое слово лишнее.

11. Игра «Один – много».

Чай – чаи – много чаёв.                               Чаинка – чаинки – много чаинок.

Чайник – чайники – много чайников.         Чайница (сосуд) – чайницы – много чайниц.

Чайная – чайные – много чайных.              Чаепитие – чаепития – много чаепитиев.

12. Игра «Назови ласково».

Чай – чаёк, чаинка – чаиночка, чайник – чайничек.

13. Игра «Счёт 1-5».

Чайник (один чайник, два чайника,…).

Чаинка (одна чаинка, две чаинки…).

Чайница (одна чайница, две чайницы…)

14. Игра «Запомни - повтори» или «Чего не стало» (с картинками).

Слова: чай, чайник, чаинка, чаепитие, чайница.

15. Игра  «Кто последним назовёт слова, обозначающие признаки и действия предметов».

–   Чай (какой?) черный, зеленый, байховый, мелкий, гранулированный, листовой, крепкий, свежий, мягкий, насыщенный, ароматизированный, полезный, сладкий, горький, фруктовый, бодрящий, ароматный, цейлонский, индийский, грузинский…

–  Чай (что делает?) настаивается, заваривается, греется, остывает…

–  Что делают с чаем? покупают, заваривают, наливают, пьют, насыпают, хранят, подают…

16. Игра «Противоположные слова».

Горячий чай – холодный чай.          Сладкий чай – горький чай.

Крупный чай – мелкий чай.             Свежий чай – старый чай.

Крепкий чай – слабый чай.              Дорогой чай – дешевый чай.

17. Упражнение «Составьте предложения».

Чаепития, для, купили, чай, вкусный.    Пьют, медом, с, гости, чай.

 – Назовите  сколько всего слов в предложении.

18. Речевая зарядка. Проговаривание  загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. — пейте чай, вода вскипела!  (Чайник, самовар)

19. Сложи рисунок как можно быстрее.

20. Физкультминутка. Координация речи с движением.

Из пшеничной из муки испекли мы   Дети ритмично «лепят куличики».

Пироги, плюшки, пряники, печенье, Загибают пальчики, перечисляя

Кексы, торты, калачи,                          то, что они испекли из муки.

Булки, бублики, баранки.

И достали из печи                                Медленно произнося текст, дети      

                                                               одновременно протягивают обе руки вперед.

Мы румяный каравай.                         Соединяют руки в кольцо («каравай»).

Приходите к нам на чай!                     Кланяются с движением руки от груди вниз.

21. Из истории. Первое чаепитие на Руси.

– Известно ли вам, когда на Руси было первое чаепитие? Было это давным-давно больше 300 лет назад (в 1638 г., XVII век) монгольский хан прислал русскому царю Михаилу Федоровичу богатые дары: соболиные меха, драгоценное оружие. Но больше всего понравился русскому царю темно-золотистый напиток в серебряной чашечке – чай. Попробовал царь неизвестный до этого времени напиток и сказал: «Хорошее питье. Еще». Это было первое чаепитие на Руси.

– Это сегодня мы можем попить вкусный чай с мёдом и лимоном и, конечно, огромным удовольствием. А ведь раньше главным освежающим напитком русичей (так назывались наши далёкие предки)  был квас.

22. Словесные логические задачи.

–  Когда так говорят?

В час по чайной ложке.                Выпей чайку – забудешь тоску.

Кто чай пьет, сто лет проживет. Чай пить – не дрова рубить.

Дети рассуждают, о чем эти пословицы.

–  Объясните выражение: Человек  - «чайник».

- Это новичок в каком-либо деле,  например несведущий  в компьютере и интернете (не обладает никакими компьютерными умениями).

23. Пересказ «Сказки о чайнике».

    Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

24. Рассказывание (разучивание) стихов. Дом. задание (на выбор).

Чай-чай-чай,  примечай, примечай!            Чай на рыбалке, чай в лесу,        

Чай-чай-чай, примечай, примечай!             Чай в полуденном часу,                                                     

Как заваривать чаек,                                     Когда жарко, наливай,                    

Сколько ложек в котелок.                            Душу этим согревай!              
Как настаивать сей чай,                        
Привечай, привечай!                                                      
                                                                                                                                                                                                                                                                             

25. Сравнение чайников по картинкам.

чайник                     чайник                        чайник со свистком

26. Итог.

Список использованной литературы

  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Чаепитие на даче у Ч. Логопедическая тетрадь.-

М.:  Айрис-пресс, 2011.

3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.

4. http://images.yandex.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи....

Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"

Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...

Семантическое поле слова «РЫБА»

Цели:1.                  Образовательная. Формирование и расширение семантического поля слова «рыба» и развитие вал...

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".

Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...

Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")

Коррекционно-развивающие упражнения для  освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе 13. Педагог Осинникова О.И. Тема: Семантическое поле слова «РЫБА»Цель: Обогащение активного словаря по теме «Аквариум» з...