Методическая разработка Планирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая группа)

Ооржак Кара-Куске Аргатановна

Методическая разработка

Планирование образовательной работы по русскому языку в  средних и старших тувинских группах  дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Салгакчы» с. Солчур Овюрского кожууна

Методическая разработка

Планирование образовательной работы по русскому языку в  средних и старших тувинских группах  дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС

Ооржак Кара-Куске Аргатановна

Воспитатель, стаж работы:31 лет

Солчур 2019 г.

Аннотация

Актуальность данной работы заключается в том, что  современный педагог в дошкольных учреждениях должен заниматься инновационной деятельностью. В детском саду при преподавании по русскому языку главное внимание уделять к обучению связной речи, то есть умению четко, последовательно излагать свои мысли – одно из основных задач в детском саду.

При составлении планирования педагог должен учитывать содержательно – методический выбор, совершенствовать уровень накопленности изученных навыков, активизировать мышление и речь в ходе изучения темы.

Четко выбрать текст, слова, фраз, диалогов, уделять внимание на понятие смысла произведения, сопереживать и поддержать, подражать поступки в добрых делах, учить размышлять и пересматривать, высказывать свое мнение, выбрать свободу выбора, аргументировать свои мысли.


Методика работы с детьми 4-5 лет

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако для детей данного возраста все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие  этого, быстрое снижение работоспособности.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения  (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению мини рассказа по картине; заучивания стихотворений). Однако задания  на повторение материала воспитатель  должен предлагать  детям так, чтобы они воспринимались ими как нужные и привлекательные

На занятиях  по русскому языку ребенку приходится слушать пояснения педагога и ответы товарищей, но у четырехлетних детей умения  рассказывать (высказываться) и слушать сверстников лишь формируются. Воспитатель должен учитывать это  обстоятельство в ходе работы

Интерес детей к работе обеспечивается  не только доступностью  и увлекательностью материала, но и  эмоционально положительной атмосферой занятия. Дети среднего дошкольного возраста инициативны, нередко проявляют излишнюю поспешность при ответах на вопросы педагога и поэтому ошибаются. Они очень любят, когда воспитатель хвалит их, и, наоборот,  огорчаются, если педагог публично высказывает недовольство их ответом или поведением. Это обязывает воспитателя быть особенно терпеливым и тактичным: проявлять доброжелательность и готовность прийти на помощь, искренне радоваться хорошему ответу, подбадривать ребенка в случае неудачи, с доверием относиться  к детским  фантазиям. Такое отношение педагога вызывает у ребенка  ответную доброжелательность и желание работать.

Необходимо учить детей внимательно слушать воспитателя и друг друга, быстро и правильно выполнять задания, не мешать товарищам. Если они усвоят эти правила, не  будет необходимости в дисциплинарных замечаниях, которых следует избегать. Нецелесообразно предлагать четырехлетнему ребенку вставать при ответе на вопрос, так как на подобного рода организационные моменты тратится много времени.

Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

- чередование хоровых и индивидуальных ответов. Чередование разнообразных хоровых  и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть ответы всех детей или  подгруппы: только девочек или только мальчиков; детей, сидящих у окон или за первыми столами;

- использование разнообразных игровых ситуаций. Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже он сможет использовать в своем  ответе;

- обоснование необходимости выполнения задания. Этот прием, как уже отмечалось, приобретает особую значимость при многократном повторении однотипного речевого материала. Воспитатель должен использовать мотивы, имеющие значимость для ребенка  (кому-то помочь, кого-то, более слабого, защитить и т.п.).

Приемы, направленные на поддержание внимания:

- сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес  к работе. Игровые приемы могут быть самыми  разнообразными. Например, воспитатель объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в его произнесении. Далее дети произносят звук, подражая шелесту листьев, шипению сердитого гуся, воздуху выходящему из лопнувшей автомобильной шины, и. т. д.;                                                                                                            

- мотивированная оценка ответов детей. Этот прием повышает стремление детей не просто ответить правильно, а найти интересное слово, сравнение для характеристики предмета, ситуации. Детям приятна оценка, «исходящая» от присутствующего на занятии персонажа;

- подготовка детей к восприятию ответа сверстника.

- использование физкультурных пауз. Статичная поза утомительна для четырехлетних детей, поэтому воспитатель должен предоставлять им возможность поменять ее в течении занятия, например, предложить встать из-за столов и перейти к мольберту, подойти к столу, отыскать что-то в комнате, принять  участие в драматизации.

Формирование словаря

Поскольку работа по обогащению и уточнению словаря дошкольников предполагает активное познание ими окружающей действительности, она входит в разные виды деятельности детей: игровую, бытовую, трудовую, учебную – и, следовательно, осуществляется и в быту, и на занятиях. При этом ведущим выступает метод распознающего наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных способов обследования (практических действий надавить на предмет, согнуть его, потянуть, измерить и т.д.; сравнения с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому и т.д.) дети вычленяют свойства предмета, называют материал, из которого он изготовлен, открывают приметы времен года и т.д. На основе познавательной деятельности воспитатель решает задачи словарной работы: вводит в активный словарь детей новые слова, закрепляет уже известные, знакомит с различными значениями слов.

Для обогащения и уточнения словаря детей используются следующие приемы:

- использование нового слова и рассматривание предмета (демонстрация действия), которое оно обозначает;

- интонационное акцентирование внимания детей на новом слове.;

- многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения;

- употребление нового слова (определения) в различных речевых высказываниях.

Для активации словаря используются следующие приемы:

- вопросы к детям, требующие ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа-размышления (Как? Почему? Зачем?);

- напоминание, косвенное подсказывание известного ребенку слова;

- образование слов по аналогии («Для сахара – сахарница, а для сухарей… (сухарница);

- подбор прилагательных и глаголов, характерных для объекта;

- договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных воспитателем в литературном произведении.

Формирование грамматически правильной речи

  Грамматический строй русского языка дети усваивают в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей они заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс освоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая существующие нормы и правила языка, дети допускают в речи многочисленные грамматические ошибки. Поэтому в систему речевой работы с детьми дошкольного возраста входят занятия по формированию грамматически правильной речи.

В ходе работы, направленной на овладение морфологическими средствами языка, большое значение следует уделять воспитанию у детей внимания к звуковой стороне слова.

Следует обращать внимание детей на использование существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах (ножей, груш, лисят, волков); существительных среднего рода в сочетании с прилагательными (зеленое ведро, красное яблоко, голубое одеяло); несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино); глаголов хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать; предлогов под, из-за, из-под, между; на образование слов по аналогии.

Принято считать, что воспитатель не должен повторять за ребенком неправильно произнесенное слово. Однако в тех случаях, когда ошибка типична, целесообразнее все же указать на нее. (« Не принято говорить «ехай». Надо сказать «поезжай»».)

В русском языке большинство слов производные - образованные от других (лес - лесной, лесник; зим - зимний, зимовать и др.). к четырем годам дети приобретают значительный запас производных слов – названий предметов, действий, качеств.

Непроизвольная речь ребенка богаче и точнее произвольной. Поэтому при планировании и организации бесед с детьми необходимо предусмотреть вопросы, отвечая на которые дошкольники будут вынуждены использовать предложения различной структуры – простые распространенные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Это вопросы о качествах, свойствах предметов, особенностях явлений, обстоятельствах действий, причинах событий и т.п.

Воспитание звуковой культуры речи

В средней группе материалом для специальных занятий и индивидуальной работы с детьми являются трудные для произношения и дифференциации звуки – свистящие, шипящие, сонорные.

Научить детей правильно произносить звуки поможет следующая структура знаний:

- рассказ о звуке, включенный в «Сказку Веселого язычка».

- показ, объяснение артикуляции звука;

 - многократное произнесение изолированного звука. В процессе этой работы отрабатывается речевое дыхание (длительность и сила выдоха), формируются звуковая и интонационная выразительность речи;

- проговаривание слов. При выполнении подобных заданий дети упражняются в произношении мягких и твердых звуков (ро – ре, ла – ля);

- произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (произнесение шуток – чистоговорок, стихотворных строк, загадок; использование подвижных и дидактических игр, игр – инсценировок).

Занятия по русскому языку, как никакие другие, требуют индивидуального подхода к детям. У одних отрабатываемый звук еще не поставлен, у других он появился, но нечеток во фразовой речи, третьи владеют его произношением в совершенстве. Упражняя детей, педагог в зависимости от сложности задания должен адресовать его то одной, то другой подгруппе ребят или отдельным участникам занятия. Для того чтобы было легче осуществлять эту работу, можно объединять детей. Например, ближе к воспитателю, за первые два стола, целесообразно сажать тех, у кого отрабатываемый звук нечеток. Детям, заменяющим отрабатываемый звук другим звуком, следует предлагать особые задания.

Большие возможности для отработки артикуляции звука предоставляют слоги, обеспечивая отчетливость произношения, произнесение звука твердо и мягко и т.д.

Отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинается с шуток – чистоговорок (цы – цы – цы – мы ели огурцы, ри – ри – ри – горят фонари и т.д.). Педагог произносит чистоговорку и сразу же просит детей повторить ее. Затем первую часть чистоговорки  проговаривают дети (ребенок), только что овладевшие произношением звука, а вторую – все остальные.

Повторяя шутки – чистоговорки, предлагаемые воспитателем, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т.д. Эти навыки необходимо закреплять в играх и беседах с детьми.

Развитие связной речи

Пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко, подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет сопровождает речью каждое второе (бытовое, игровое) действие (данные Г. Ляминой). Из книг, телепередач, рассказов взрослых малыши получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний. Оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. (Например: «Близнецы – это не внуки. Близнецы – знак Зодиака», - поясняет ребенок взрослым, услышав их разговор).

Воспитатель должен серьезно и уважительно относиться к любым высказываниям детей. Малыши очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее.

Ведущей формой обучения русскому языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, антонимы, формы вежливого обращения, конструкции с разнообразной подчинительной связью. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: «Ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Ай – Чырыы. Да, я сказала: «Маленький, лохматенький, но не котик, а… (котишка)» Дети всегда с радостью помогают «забывчивому» взрослому.

Детей этого возраста нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: «Умница, Ай – Чырыы! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответил правильно, и за то, что слова замечательные выбрала (в предложении твое слово, все слова в согласии живут)», и т.п.

В средней группе начинается работа по обучению детей монологической речи. Однако надо помнить, что в психологическом развитии переломным моментом является середина года. После 4 лет 6 месяцев дети начинают стремительно «взрослеть». Обучение их рассказыванию становится более успешным.

Ввиду того, что на пятом году жизни у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: «Наша кукла очень красивая, - напоминает педагог. – У нее…».        

                                                                                Утверждаю зав. д/с «Салгакчы»:с.Солчур

                                                                                _____________________________________          

                                                                                                             

Планирование образовательной работы по русскому языку в  средних и старших тувинских группах  дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС.

                                                                                 Составитель: Ооржак К-К. А.  

                                                                                 Воспитатель МБДОУ  «Салгакчы» с.

                                                                                 Солчур Овюрского района.

   №

              Тема занятия                                          

                      Целевые ориентиры

   

Сентябрь

   1

Надо ли учиться говорить?

Помочь детям понять, что и зачем они будут говорить по-русски; создать интерес к изучению русского языка.

   2

Познакомимся с Незнайкой.

Познакомить с формулами речевого этикета; формировать ситуацией знакомства.

   3

«В мире игр и игрушек»

Учить детей с понятием « игрушки», рассказывать о них при минимальной помощи педагога.

   

Октябрь

   4

«Радужная сказка».

Создать условия освоения светового спектра; умение различать различные цвета; умение выделять эмоциональную отзывчивость к красоту окружающего мира.

   5

Цвета года. Краска осени.

Провести знакомство о временах года. Дать возможность полюбоваться красотой осеннего пейзажа; умение «поискать» приметы осени обобщающим.

   6

История на грядке.

Познакомить с понятием: «овощи». Выработать первоначальное накопление и понимание слов, которые обозначают признак предмета; научить различать «овощей» от других предметов; дать понятие: «что растёт на грядке?»

   7

«Чудесный сад».

Познакомить с понятием: «фрукты»; научить различать фруктов от других предметов; дать понятие: «что растёт в саду?»

   

Ноябрь

   8

«Древо семьи».

Познакомить с понятием: «семья»; объяснять значение слов о семье; дать понятия о родственных отношениях, бережное отношение к близким и родным.

   9

«Древо семьи».

Продолжение.

   10

Дом, в котором мы живём.

Познакомить с понятием: «дом», «мебель», учить понимать и рассказывать описание комнаты; воспитывать к равнодушному отношению к близким, в котором живёт в доме.

   

Декабрь

   11

Краски зимы. Зимние забавы.

Познакомить с временем года «зима», дать понятие о зимних играх и забавах; побудить эмоциональную отзывчивость к празднику зимы.

   12

Кто в лесу живёт?

Познакомить с названиями о диких животных; научить о нахождении диких животных их пользе; уметь различать диких животных от домашних животных и птиц; воспитывать к бережному отношению к животным.

   13

«Как у наших  у ворот?»

Познакомить с понятием о домашних животных; дать представление  различий домашних животных и птиц, научить различать диких и домашних животных; воспитывать к любви маленьким питомцам.

Январь

   14

«Водичка – сестричка».

Познакомить со словами относящиеся о частях тела, научить с помощью игрушек умение самостоятельно указывать, произносить, рассказать  названных частей тела; дать понятие о чистоте и порядке; о соблюдении личной гигиены; о пользе воды для здорового тела человека.

   15

«В гостях у Золушки».

Познакомить со словами об одежде и обуви; с помощью игр и игровых ситуаций дать возможность различать «одежду» и «обувь» по сезонным изменениям года и т.д.

   16

«В гостях у Ням-Нямыча».

Познакомить со словами:  «посуда», «пища», «столовая»; уметь различать посуд и пищи; познакомить с профессией повара.

   

Февраль

   17

«Игралочки».

Научить с глаголами движения, закреплять знания об игре и видов игр.

   18

«В гостях у Мудрой Совы».

Познакомить с понятием: «занимаемся», со словами, относящиеся к различным видам занятий; дать интерес к учёбе.

   19

«Весёлый счёт».

Научить детей считать от 1 до 5; от 5 до 10 по-русски, умение использовать счёт в каждодневной жизни, развивать сенсорные навыки.

Март

   20

«Краски весны».

Познакомить со словами о весне, с признаками весны; воспитывать к труду; развивать устную речь.

   21

Утренник: «Вот какая мама».

Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником; побудить эмоциональную отзывчивость к празднику весны.

   22

Картина – матрица: «Весна –  Красна!»

Закреплять умения детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление.

Апрель

   23

Путешествие по «Играй -городу».

Закреплять навыки фразовой речи; добиваться автоматизации в речи усвоенных навыков правильного звукопроизношения, грамматического формирования речи; повышать самооценку.

   24

Занятие – ассорти.

Закреплять знания о приметах весны.

Май

   25

В гости бабушке Маланье.

Закреплять мыслительные способности; закреплять заученные знания и умения; через игровую деятельность повышать самооценку; воспитывать эмоциональную отзывчивость.

   26

Диалогический час.

Закреплять у детей навыки в произвольной форме высказать свое мнение.

   27

Литературный калейдоскоп.

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

   28

Скоро, лето!

Познакомить со словами о лете; о красоте окружающей природы в летнее время; закаливании о своём здоровье в летнее время.

Список использованной литературы

1. Бартан Ф. М., Технология обучения русскому языку в старших тувинских группах дошкольных образовательных учреждений: [Текст] учеб. пособие / Ф. М. Бартан. – Изд.: полиграфический отдел «Билиг», 2010, Институт развития национальной школы.

2. Гербова В. В., Развитие речи в детском саду: [Текст] учеб. пособие / В. В. Гербова. – Москва, 2014г.

3. Корчаловская Н. В., Посевина Г. Д., [Текст] Методическое пособие / Н. В. Корчаловская. – г. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2009г.

4. Максаков А. И., [Текст] Методическое пособие / А. И. Максаков. – Москва: « Мозаика – Синтез», 2011г.

5. Реброва В. И., «Детский сад будущего – галерея творческих проектов»: [Текст] журнал, В. И. Реброва, 2011г.

6. Юрченко Р. Ф., Научно – методический журнал «Детский сад. Все для воспитателя» : [Текст] журнал / Р.Ф. Юрченко., 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Планирование воспитательно-образовательной работы по ПДД в старшей группе"

Данный материал включает в себя формы работы с детьми на каждый день в течение тематической недели "Правила дорожного движения" и сценарий итогового мероприятия - спортивный праздник....

Методическая разработка Планирование образоватльной работы на неделю

Представляю планирование образовательной работы на неделю для раннего возраста по теме "Сад.Фрукты"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по русскому языку для детей старшей группы на тему "Мои вещи"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по русскому языку для детей старшей группы на тему "Мои вещи"...

методическая разработка: планирование коррекционной работы учителя-дефектолога

Цель:Планирование, организация и проведение работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми – инвалидами, которые испытывают трудности при освоении программного материала,...

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Тематическое планирование воспитательной и образовательной работы в летний период с детьми старшего дошкольного возраста" разработана Смирновой Ольгой Ростиславовной...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень интересно. Спасибо.