"Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Фролова Анна Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_frolova_anna_aleksandrovna-etiket.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Воспитание речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101»

Воспитатель: Фролова Анна Александровна

Потребность в общении является одной из ведущих в жизни ребенка. Общение для детей является средством организации совместной деятельности, формирования и развития межличностных отношений, способом познания других людей и мира в целом. Для детей старшего дошкольного возраста общение, в силу активности познавательных процессов, стремления к совместным действиям, является основным видом деятельности.

Основы культуры речевого общения, закладываемые в дошкольном детстве, используются впоследствии в течение всей жизни. Многие психологи и педагоги (Н.О.Арапова, Л.И.Божович, И.И.Гончарова, С.А.Лебедева, А.К.Макарова, Е.Б. Пискулова, A.M. Шахнарович) отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, возникающими в общении с ровесниками и взрослыми. Так, у одних детей отмечаются нарушение норм и правил поведения, дети становятся развязными, фамильярными, подчас грубыми; другие теряются, замыкаются в себе, стараются как можно меньше общаться. В связи с этим в этот период жизни детей особую значимость приобретают проблемы развития их коммуникативных умений (знание законов общения, умение устанавливать и поддерживать важный для общающихся положительный контакт), их ситуативной ориентации и соответствующего выбора языковых средств.

Важное значение в этом процессе принадлежит обучению речевому этикету. Владение речевым этикетом обеспечивает комфорт в общении, поскольку способствует установлению доброжелательных взаимоотношений. В целостном педагогическом процессе дошкольной образовательной организации важное место занимает педагог, он должен понимать сущность и значимость своей профессии, проявлять чувство ответственности за формирование культуры речи у детей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить разработанность данной проблемы. В середине I начале веков ученые (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, М.А.Рыбникова, Н.Г.Тумим) отмечали, что говорить, выражать свои мысли, быть в словесном общении с другими - является естественной потребностью детей. Задачу речевого образования ученые того времени видели в том, чтобы сформировать у ребенка умение сообщать другим свои мысли и чувства, т.е. умение общаться.

На современном этапе речевого образования и воспитание детей данная проблема также занимает большое место в теории и практике дошкольного обучения. В работе таких ученых, как Н.Е.Богуславская, В.В. Гербова, В.И.Капинос, Н.С.Карпинская, Т.А. Ладыженская, О.С.Ушакова, В.И. Яшина, рассматриваются пути формирования культуры речевого общения.

Исследователи отмечают, что проблема воспитания культуры речевого общения относится к числу важнейших задач современного дошкольного и школьного образования.

Вместе с тем, при достаточно подробной разработанности проблемы воспитания речевого этикета у детей дошкольного возраста остается много нерешенных вопросов.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду, С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение (24, с 16).

Написано немало книг о воспитании культуры поведения у дошкольников (Н, Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, JLФ. Островская, С. В. Петерина и др.), в которых она рассматривается как "совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности" (28, с. 6).

В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа -- свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции.

Культура общения (коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой происходит акт коммуникации.

Кроме того, культура общения предполагает формирование навыков речевого этикета. Она обогащает речь человека такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении людей (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения и т.д.)

В науке нет единой точки зрения на проблему культуры общения. С одной стороны, культура общения как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта и передачей их старшим поколением младшему. В то же время культура общения выступает в качестве результата воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с другими людьми, окружающим миром и самим собой.

В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс "огрубления" нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Педагог ДОО должен осуществлять профессиональную деятельность по формированию речевой культуры в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Культура общения обязательно предполагает и культуру речи, которая предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, тактично, сохраняя спокойный тон.

Воспитание культуры речевого общения является актуальной проблемой развития детей старшего дошкольного возраста, так как их коммуникации характеризуются произвольностью, а поведение является подражательным и зависит от условий развивающей среды. Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве.

Понятие "речевой этикет".

В глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В XIV--XVI вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, "настраивать" людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших общественных слоях, как говорили, в высшем свете.

Этикет является органической частью поведенческой культуры. Современное понимание слова этикет означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека (31, с. 69).

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже идентифицировать другого человека, т. е. найти (или не найти) его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми.

Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения - его необходимое условие.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия или поступки, так или иначе, характеризуют людей как хорошо воспитанных, владеющих поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленных к жизни в обществе 

Таким образом, речевой этикет - это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя каждый конкретный выбор, в каждом конкретном речевом акте, дело творческое.

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Сформированностъ речевого этикета как части речевой этической культуры проявляется в умении устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договоренности, в изменении содержательной стороны общения (обсуждение прочитанных книг, проявление сочувствия, внимания к собеседнику, похвала).

Таким образом, основы культуры общения предполагают соблюдение этических норм поведения, в том числе и речевого этикета. В широком смысле "этикет" -- это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле -- это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этических формул, т.е. слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие, прощание, извинение и благодарность, просьба и совет и т.д.

Овладение речевым этикетом как проявлением нравственного развития языковой личности понимается, как умение устанавливать положительный контакт, вести бесконфликтное общение.

И.Н. Курочкина отмечает, что содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах.

Автором предложены основные правила речевого этикета, с которыми знакомят дошкольника:

Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.

При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест.

Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел.

Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.

В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему.

В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье. Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.

Говорить людям комплименты - добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза.

Стараться не обижать людей злыми словами: ты - плохой; ты - злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.

Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так обзывается, тот сам так называется.

Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.

Это основные правила речевого этикета, с которыми надо знакомить дошкольника.

Педагогическими условиями эффективного формирования речевого этикета у старших дошкольников являются:

педагогическое взаимодействие, характеризующееся этической коммуникативной направленностью;

создание педагогических ситуации, направленных на позитивное использование этикетной лексики в практике речевого взаимодействия старших дошкольников со взрослыми и сверстниками;

использование образцов этикетной лексики, представленной в процессе ознакомления с художественной литературой;

применение культуросообразных методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих).

Обучать детей правилам культуры общения нужно на специальных занятиях по основам этикета, главным содержанием которых являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. -- все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения.

Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, речевой этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы способствует не только их усвоению и употреблению в речи, но и познанию их значения. Дети начинают понимать целесообразность произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в органичную часть своей речи.

И.Н. Курочкина отмечает, что место детской литературы в обучении правилам этикета определяется содержанием произведений. Написанные о детях и для детей, они заставляют дошкольника проникнуть в глубину человеческих отношений. Правила этикета не раскрываются впрямую, тем не менее, размышляя над событиями, описанными в произведении, переживая их эмоционально, ребенок осознает разумность поведенческих правил.

Включая в педагогическую работу произведения разных литературных жанров, воспитатель делает эту работу значительно более эффективной: яркой, эмоциональной, действующей на умы и сердца воспитанников. Например, известный рассказ В.А. Осеевой "Волшебное слово", в котором Павлик узнал о силе слова "пожалуйста", закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову "пожалуйста", чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми.

При освоении правил речевого этикета педагогу важно определить, что ребята поняли, усвоили, насколько этикетные правила стали для них основой в поведении. Один из способов - беседа с детьми. С.В. Петерина подчеркивает, что если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки; педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Это очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Другой путь - обыгрывание разнообразных ситуаций диалогического общения детей, в которых необходимы формулы речевого этикета. Например, при обучении правилам разговора по телефону детям можно предложить следующие задания: пригласи подружку к себе на день рождения; узнай, пойдет ли друг гулять; узнай у бабушки, как она себя чувствует.

Развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если у ребенка будет сформировано:

осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям;

умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценить её и в соответствии с этим применять речевые нормы общения.

Таким образом, проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста особенно актуальна, поскольку именно в этот возрастной период закладывается фундамент моральных принципов, активно развивается эмоциональная сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Данные процессы происходят во многом на основе овладения словарным составом литературного языка и его использования в практике речевого общения со взрослыми и сверстниками. Обучение речевому этикету мы понимаем как процесс, направленный на воспитание доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, формирование стремления и потребности в установлении положительных контактов, усвоение определенной суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся остр...

Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Одно их противоречий современного общества - настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речево...

Занятие по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»

Занятие по речевому этикету в старшей группе  «В гостях у Феи Вежливости»...

Презентация к занятию по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»

Презентация к занятию по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»...