Занятие по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пономаренко Ирина Васильевна

Занятие по речевому этикету в старшей группе  «В гостях у Феи Вежливости»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МА ДОУ Д/С № 52 «Самолетик»

Занятие по речевому этикету в старшей группе «Б»

«В гостях у Феи Вежливости»

Воспитатель Пономаренко И. В.

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие.

Формы организованной образовательной деятельности: игровые упражнения, игры с правилами, беседа,  обсуждение.

Формы организации: подгруппа

Цель: формирование и закрепление умения вести себя в соответствии с правилами речевого этикета.

Задачи: Образовательные

Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;

Развивающие

Развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать.

Воспитывающие

Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.

Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.

Словарь: «этикет», «тактичность».

Оборудование:     магнитофон и компакт-диск с фонограммами музыки;  капельки из белого картона,

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие.

Реб1:

Гости дорогие,

Важные такие

В зале здесь у нас сидят.

Строго так на всех глядят.

Реб2:

И не строго, а с улыбкой

Очень теплой и простой,

Гости нас встречают с вами

Чем ответим?

Все: Добротой.

Воспитатель: Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети: Доброе утро, всем!

2 слайд

Воспитатель: Сегодня к нам на электронную почту пришло письмо:

Помогите! Мне страшно. В страну «ЭТИКЕТ» злые посланники Снежной королевы - Северные ветра, принесли холод и стужу.

Жителями страны грустные и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета. И только с вашей помощью, в страну вновь вернется веселье и радость, а жители станут вежливыми!                      

     Фея Вежливости».

Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим?

Ребята, а как мы сможем добраться до страны Этикет? (Ответы детей.)

Да, вариантов много, но самый доступный для нас – воздушный шар.

Как только я скажу: «Земля прощай!», - а вы мне ответите: «В добрый путь!», - взлетаем, легко и плавно летим за мной. Земля прощай!

Дети: В добрый путь!

Все ребята и педагог пластически изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.

Слышится звук сильного ветра.

Ветер стихает.

Воспитатель: Что происходит?! Приближается сильный ветер, постараемся удержать равновесие. Приземляемся. Мы оказались в стране Этикет.

Звучит мелодия, отображающая звуки «льда».

Воспитатель: Северный ветер заморозил Море Добрых слов в этой стране. Он вырвал из нее добрые, волшебные слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь, продолжите эти строки «волшебными словами».  

- Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

- Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

- Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

5 слайд

Воспитатель: Эти «волшебные» слова мы используем в своей речи, когда говорим с другими людьми, и от них людям становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. А сейчас возьмите по одной капле и, называя «волшебное слово», добавьте его в наше море - и так мы его разморозим.

Воспитатель: Ваши ответы помогли оживить море Добрых слов. (Слышаться шум моря)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И дорога проходит через волшебный лес.

Упражнение «Волшебный лес»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.

Воспитатель: Нам необходимо пройти через волшебный лес. Я буду предупреждать вас о каком-либо препятствии, а вы вместе со мной постарайтесь его преодолеть. Итак, отправляемся в путь. Мы идем по земле. Раздвигаем ветви деревьев и вступаем в волшебный лес. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает ноги. А теперь у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось. Теперь мы идем по лесу и перепрыгиваем через лужи, ручьи. Проходим под еловыми, колючими ветками. Пролезаем под упавшими во время половодья деревьями. И снова побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги.

Воспитатель: Вот мы с вами прошли сквозь «волшебный лес» и попали на Сказочную поляну. — Вы любите сказки? Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба.

Воспитатель: Я буду называть героя, если герой добрый и вежливый – вы улыбаетесь, а если - злой и грубый – закрываете лицо руками:

Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. 

 8 слайд

Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и тактичность.

- Фея Вежливости очень переживает за свою страну и приготовила для нас игру:  «Верно – не верно »

(1 хлопок – верно, 2 притопа ногами – не верно.)

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть тактичным.
  • Не выслушивать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
  • Поблагодарить за подарок…

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы с вами и оказались у Дворца феи Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, нам нужно выбрать  картинки  с вежливыми словами и поступками. Мы станем примером хороших манер для всех мальчиков и девочек. (проводится интерактивная игра «Вежливые слова и поступки»)

9 слайд

Фея Вежливости: Добрый день, (дети отвечают). Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. Добрый человек, всегда поможет другим в трудную минуту.

10 слайд

Работа в парах.

 — Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)

 

Воспитатель: И подведём итог нашего путешествия по стране Этикет.

1 ребёнок: Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

2 ребёнок: «Извини», «Пожалуйста», « Прости» и «Разреши».

Это не слова, а ключик от души.

3 ребёнок: В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не перебивай!

4 ребёнок: Яркое солнышко встало опять

«Доброе утро!» должны мы сказать!

5 ребёнок: Друг другу на прощание

Мы скажем: «До свидания!»

6 ребёнок: Пора за стол, всё для еды накрыто.

«Приятного» желаем аппетита!

7 ребёнок: Говорить друзьям не лень

Улыбаясь: «Добрый день!»

8 ребёнок: Скажем «Спасибо!» с тобою не раз

За всё, что делают для нас!

Фея Вежливости: Я хочу подарить вам солнышко, который  будет в вашей группе, чтобы, глядя на него, вы всегда будете вежливыми, аккуратными и культурными. Ведь быть вежливым это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности

Дарите людям, как цветы.

Раздаются всем присутствующим и детям солнышки.

Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь, в детский сад, воздушный шар ждет нас». В Добрый час!» звучит музыка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "В гости к леснику"

Цель занятия: учить различать на слух слова с определенным звуком;                            -упражнять в изменении слов при...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР. «Здравствуй лето!»

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о летнем времени года. Актуализация и активизация активного словаря по данно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гости к Лесовичку».

Занятие построено в интересной форме путешествие В ходе которого решаются следующие задачи:Образовательные:1.     Упражнять в подборе определений к заданному слову.2....

Презентация к занятию по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»

Презентация к занятию по речевому этикету для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Вежливости»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Хитрый Лис и Умная Уточка"

Занятие по речевому развитию детей 5-6 лет направлено на совершенствование умения пересказывать литературное произведение от лица героя близко к тексту, передавая отношение к событию разными средствам...