ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.

Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Только она способна «выжить» в условиях трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами - надежная гарантия личностного успеха.

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка. Таким образом, актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, педагогической значимостью на современном этапе развития российского общества

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Фаззалова А.Л.)

Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников обусловлена сложившейся в настоящее время социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного с утратой культурных способов регулирования взаимоотношений между субъектами общения, как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.

Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Только она способна «выжить» в условиях трудного процесса становления демократизации. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами – надежная гарантия личностного успеха.

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение словесных формул речевого этикета в общую систему речевого взаимодействия дошкольника с окружающими взрослыми и сверстниками будет способствовать формированию комфортного коммуникативного поля и оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка.

Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.

По определению Н.И. Формановской, «речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [5, с. 109]. Вопросы воспитания этикета и культуры поведения у детей дошкольного возраста затронуты в трудах С.В. Петериной, И.В. Курочкиной, Т.А. Антоновой, Н.С. Малетиной др.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры [3].

В связи с этим, считаем проблему воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности чрезвычайно актуальной.

Обучение основным правилам речевого этикета будет успешным, если оно будет проходить в игровой форме. Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; экспериментировать и пользоваться предметами в соответствии со своим воображением; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, игра – выражение определенного отношения человека к окружающей действительности: «суть человеческой игры – способности отображать,

преображать действительность. Эта самая всеобщая человеческая способность впервые и формируется в игре» [4, с. 589].

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, производственные и т.д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется –добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольной образовательной организации.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Педагогу дошкольной образовательной организации необходимо обратить особое внимание на то, как ребенок общается со своими родными, сверстниками, как он поступает в тех или иных ситуациях. Если же проявляются какие-то негативные проявления, их можно вовремя скорректировать и избежать.

И.Н. Курочкина предлагает проводить обучение дошкольников правилам этикета.

Данная работа проходит в два этапа: на первом, в младшей и средней группах, формируются первичные представления о поведенческих правилах. Педагог только называет правило и следит за его соблюдением. На втором этапе, в старшей и подготовительной группах, даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. От дошкольника требуют осознанного выполнения правил этикета, понимание их целесообразности и разумности. На этом этапе формирование основ поведенческой культуры у детей проходит по следующему циклу:

а) знать этикетное правило;

б) понимать его разумность и необходимость;

в) уметь его применять;

г) эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения [1].

Опираясь на данное исследование, мы предлагаем основные рекомендации по организации игр:

- дети главные участники игровой деятельности, и они должны быть активно в нее включены;

- в ходе игровой деятельности обращать внимание детей на нормы поведения, как социального, так и речевого характера;

- усложнять игровые задачи и ситуации.

Для эффективного использования выше указанных рекомендаций в образовательный процесс можно включить следующее:

1. Игровые ситуации: «В автобусе». Создается ситуация, в которой показано как нужно правильно себя вести в общественном транспорте, а именно возможность уступить место взрослому пожилому человеку, при этом, сказав вежливые слова «Присаживайтесь, пожалуйста»; «В гостях». Приглашаем гостя и ухаживаем за ним: предлагаем чай, ведем беседу; «Научим Хрюшу говорить спасибо», «Волшебные слова».

2. Этические беседы, целью которых является возможность дать детям представления о нравственных нормах поведения: «Мы вежливые», «Хорошие поступки», «Вместе весело шагать», «Творим добро».

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить,

помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли вслове. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе воспитываются сдержанность вежливость и в целом культура речевого общения.

3. Чтение детской художественных произведений (В. Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», В. Осеева «Волшебное слово» и др.). Большое значение имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы формируются нравственные качества. Чтение таких книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмысливать отношение к героям, добивается понимания главной идеи.

4. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

5. Сюжетно-ролевые игры – с помощью таких игр дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

6. Дидактические игры: «Назови все вежливые слова», «Самый вежливый» и т.д.

Анализ исследования С.В. Петериной [2] показал, что детей следует знакомить с основными правилами речевого этикета с раннего детства. Для начала, детей можно познакомить со следующими правилами:

- Будь добрым и вежливым со сверстниками и взрослыми.

- При встрече – говори «Здравствуйте», «Добрый день, «Привет», при расставании – прощайся «До свидания», «Пока».

- Говори вежливые слова «извините», «спасибо», «пожалуйста».

- Ни в коем случае не перебивай.

В свою очередь, педагог должен учитывать то, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:

1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя.

2. Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.

3. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками.

4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и другие.

Таким образом, актуальность проблемы формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения, педагогической значимостью на современном этапе развития российского общества.

Литература:

1. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: Владос, 2003. – 224 с.

2. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М., 1946. – 589с.

5. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты.[Текст] / Н.И. Формановская – М.: 2010. – 241 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...

Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год

laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...

Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...