Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группы «Кто всех нужней?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лагутина Наталья Михайловна
Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группы «Кто всех нужней?» Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные». Задачи Образовательные: Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные. Формировать навык анализа предложения. Развивающие: Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность. Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления. Развивать общую моторику, координацию речи с движением. Воспитательные: Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным. Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания. Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных. Оборудование и материалы: ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц –, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05ezh.docx47.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию
подготовительной группы

                  
«Кто всех нужней?»
Цель: актуализация и активизация словаря детей по теме «Домашние животные».
Задачи
Образовательные:
Совершенствовать грамматический строй речи: образовывать и употреблять в речи существительные множественного числа родительного падежа и притяжательные прилагательные.
Формировать навык анализа предложения.
Развивающие:
Развивать связную речь, творческое воображение, мышление, подражательность.
Развивать общие речевые навыки. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных ранее звуков, в том числе, в пении, чистоту интонации, речевой слух, фонематические представления.
Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
Вызвать эмоциональный отклик у детей, инициативность, желание бережно относиться к животным.
Способствовать формированию навыков сотрудничества и взаимопонимания.
Предварительная работа с детьми: составление загадок-описания на индивидуальных занятиях, разучивание стихотворения «Подарок» М. Стремина, скороговорки, песни «Мой щенок». Подвижная игра «Тузик». Изготовление плоскостных фигурок домашних животных.
Оборудование и материалы: ковер, столы, коврограф и плоскостные фигурки для настольного театра, аудиозаписи сказочной мелодии, голосов домашних животных, слайд-изображения условных обозначений, мяч, схемы предложений по количеству детей, лист ватмана, гуашь, фигурки животных, клей-карандаши, картинки: месяц, плачущая девочка, черепаха, заяц –, дельфин, птичка, набор «солнышко и тучка» для каждого ребенка для рефлексии.
Ход занятия
Звучит аудиозапись сказочной мелодии.
Воспитатель:  Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку, где поговорим о домашних животных. Путешествие будет необычным.  Первое задание - загадать загадки-описания. Например, она большая, лохматая, черная. У нее острые уши, хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это? (собака)
Воспитатель: А сейчас послушайте, стихотворение «Подарок» (рассказывает ребенок):
Раскрывается корзинка,
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка –
Песик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос – как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой теплой спинкой
Жмется ласково к ногам…
Не игрушку, не картинку –
Друга подарили нам.
Воспитатель: Дети, о ком это стихотворение? (о щенке). Вы хотите, чтобы вам подарили щенка? А может другого домашнего животного? Почему? Кто лучше? Кто нужнее? (ответы детей)
Я вам предлагаю послушать сказку
 «Как щенок узнал, кто всех важнее». (иллюстрирует с помощью плоскостных фигурок для настольного театра).
«Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот, что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку: (звучит запись лая собаки) «Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.
- А какая у тебя работа?- спросил щенок.
- Самая важная, - ответила Черника. – Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я – самое нужное животное.
- (Звучит запись мяуканья кошки) Ничего подобного, - не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце. – Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? – Я – самое нужное домашнее животное.
- (Звучит запись мычания коровы)
-Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. – Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, сметанка? Я – самое нужное домашнее животное.
- (Звучит запись меканья козы) Между прочим, мое молоко полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух,- возмутилась коза. – Я – самое нужное животное.
- (Звучит запись фырканья кролика) Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетились кролики в клетке. – А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. – Я – самое нужное домашнее животное.
- (Звучит запись блеянья овцы и барана) Мы тоже мясо даем, и шкуру, и много шерсти, -заблеяли овца и баран. - Мы – самые нужные домашние животные.
- (Звучит запись хрюканья свиньи) Какое свинство! – послышалось хрюканье из глубины хлева. – Я даю больше всех мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.
- (Звучит запись ржания коня) Из конюшни вышел красавец-конь.
- Ну что, скажешь, что ты самое нужное домашнее животное? – спросила кошка. -Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.
- И то верно, - согласилась корова.
И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала ее завтракать
Словесная игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» с мячом. Дети встают в круг.
Воспитатель: Рога быка – чьи рога? (бросает ребенку мяч) – бычьи
Голова собаки – чья голова? (собачья)
Вымя коровы – чье вымя? (коровье)
Хвост кошки – чей хвост? (кошачий)
Копыто коровы – чье копыто? (коровье)
Словесная игра «Есть – нет»
Воспитатель: У меня есть коровы. (бросает мяч ребенку, а он обратно: «У меня нет коров»)
У меня нет кроликов (У меня есть кролики)
У меня есть бараны (У меня нет баранов)
У меня нет коз (У меня есть козы).
Дети садятся за столы парами.

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160987/t1508584837ad.jpg 
Упражнение в парах «Составь схему предложения»: один ребёнок – составляет предложение с названием домашнего животного из прослушанной сказки, а другой – составляет схему. Затем наоборот. Дети друг другу задают вопросы: «Сколько слов в предложении?, «Назови третье или первое слово», «Есть ли предлог в твоем предложении?».

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160987/t1508584837ae.jpg 
Подвижная игра «Тузик»

Вот он кружится волчком

Кружатся на месте. Руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор,

Двигаются по кругу, совершая подскоки

То дежурит у ворот –

Словом, дел невпроворот.

Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

Беседа по сказкеВыборочный пересказ по ролям.
Воспитатель: Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что услышала однажды утром Ариша? (спор домашних животных)
О чем они спорили? (кто нужнее человеку?)
Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все домашние животные нужны человеку, потому что все они приносят пользу.
Воспитатель распределяет роли. Дети разыгрывают спор животных.
Упражнение «Повтори за мной скороговорку».
Воспитатель: Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Теперь расскажем скороговорку про щенят:
У ищейки три щеночка:
Два щенка и крошка дочка.
У щенков как бочки щечки,
У сыночков и у дочки.
Повторение скороговорки по условным обозначениям: месяц – тихо, плачущая девочка – громко, черепаха – медленно, заяц – быстро, дельфин – громко-тихо, птичка – сначала тихо, а потом громко.

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160987/t1508584837ah.jpg
Создание коллажа «На зеленом на лугу».
Дети подходят к столу, на котором лежит лист ватмана, приготовлены гуашь, фигурки животных, клей-карандаши
Воспитатель: Я предлагаю вам создать коллаж «На зеленом на лугу», где разместим всех животных, про которых мы сегодня говорили. С чего начнем, как вы думаете? (изобразить луч, используя технику «набрызг» или «тычок», подсушить фон феном). И затем каждый из вас возьмет фигурку своего домашнего животного и найдет ему место на лугу (приклеивают фигурки).

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160987/t1508584837ai.jpg 
Пение песни.
«Мой щенок»
В моей комнате с утра переполох,
Что случилось? Это кто же сделать мог?
Из коробки, вижу я, белеет шерсть.
Мама с папой объясните, кто там есть.
Припев: Мокрый нос, пушистый комочек.
Это он, любимый щеночек.
Здравствуй чудо лучший друг.
Изменил ты мир мой вдруг.
Целый день играли мы с ним во дворе,
Неуклюжий и смешной он лаял мне.
Молоком парным пушистика кормлю,
Очень, очень сильно я его люблю.
Припев.
Пятнышко за ухом, кисточка и хвост,
сегодня первый раз разгрыз он кость.
Будет он защитником, но, а пока
Подождать мне надо чуточку едва.
Припев.
Подведение итога
Воспитатель:
Спасибо щенку из сказки, который помог нам разобраться, что все животные нужны и важны!
Детям предлагается высказать свои впечатления от занятия, какое задание понравилось, какое – было сложным, каким было настроение? Дети выбирают условные обозначения: солнышко или тучка, соответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (подготовительная группа)

Тема НОД: Пересказ сказки Сладкова Н. "Медведь и солнце"Задачи: Учить детей пересказывать сказку правильно и выразительно.- Способствовать формированию развернутого связного высказывания, ум...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе"Праздник всех пап".

Задачи:Совершенствовать умение работать ножницами; развивать творческое воображение; вырабатывать аккуратность, ответственность при выполнении работы; вызвать интерес к изобразительной деятельности.Ак...

Конспект занятия по речевому развитию подготовительной группе Тема: «Вот, как много знаем сказок»

Конспект занятия  по речевому развитию подготовительной группеТема: «Вот, как много знаем сказок»...

Занятия по речевому развитию подготовительная группа

Картотека занятий по речевому развитию подготовительная группа...

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ДОУ.

План - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в подготовительной  группе компенсирующей  направленности для детей с ТНР ДОУ.Тема занятия: Изготовление малышек - «з...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» подготовительная группа Тема «Дикие животные»

Программное содержание:         1.  Обучать детей составлению описательных рассказов с помощью мнемотаблицы.2.Развивать связную речь, познавательный и...