Презентация "Методика обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок"
методическая разработка по развитию речи

Кузьмина Гульнара Халиловна

На первых порах загадка представляет собой краткое описание предмета. Дети учаться сравнивать и различать предметы ,определять их свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_otgadyvaniyu_zagadok.pptx173.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок

Слайд 2

Влияние на речь детей: позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, помогают проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяет образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Слайд 3

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса . Виды загадок: Реальные - прямое описание характерных признаков без называния самого предмета( мягкие лапки, а в лапках цап - царапки) Метафорические - сопоставление с другим предметом, чем – то близким загадываемому ( сидит красная девица в темнице, а коса на улице)

Слайд 4

Занятия с загадками как правило состоят из двух частей: 1) Рассматривание предметов с вычленением тех или иных признаков, которые отражены в загадке. Используются элементы загадки для описания , обозначения характерных особенностей. 2) Отгадывание загадок (загадывание). После отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Слайд 5

Требования к применению загадок : Загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками; Загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы; Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов ); Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку »);Постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»); Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания; Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок ; Загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме. У детей нужно формировать умения: · разлагать объект на части; · выделять отдельные существенные стороны объекта; · изучать каждую часть в отдельности как элемент единого целого; · соединять части объекта в целое. Загадки для работы с детьми должны быть по содержанию, логике, форме занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны .

Слайд 6

Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В младшем возрасте : загадки о тех предметах, которые многократно воспринимает, и которые оказывают на ребенка эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

Слайд 7

Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В среднем (5 лет): о животных, предметах быта, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно, четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Слайд 8

Особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп: В старшем (6 - 7 лет) : о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудий труда; средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге, народные, и литературные загадки; среди них могут быть и лаконичные и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должны быть обязательно назван существенный, предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов может быть дата кратко: названы 1 – 2 признака. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений, на сравнении и сопоставлении предметов и вычислении сходных признаков, то есть загадки метафорические.

Слайд 9

Обучение детей загадыванию загадок Составление загадок самими детьми. Как правило на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета (без его названия), ОСТАЛЬНЫЕ ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДАННОЕ. На первых порах для всех детей требуется наглядность. Наиболее удачные формы занятий игровые: «Игра в магазин», «Почтальон». Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например: «Мое животное летит, как стрела, а любимая его еда – зеленая трава»(лошадь). Усложнение достигается тем, что подбираются одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми деталями, формой, цветом и т.д. Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений, средств сравнений. Такое описание по сути приближается к загадке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие городского уровня по обучению детей отгадыванию загадок

Ход занятияЗаставка спокойной ночи малыши на экране.Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.Хрюша в шарфе, кашляет. Хрюша:- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.Степашка:-Не во...

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ...

Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ

Презентация материала:"Обучение детей дошкольного возраста составлению загадок с помощью ТРИЗ"...

Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок

Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка,...

Использование мнемотехники в отгадывании и загадывании загадок

Использование мнемотехники в отгадывании и загадывании загадок...

Презентация опыта работы по обучению дошкольников отгадыванию и загадыванию загадок

В презентации описываются формы работы с дошкольниками по обучению  отгадыванию и загадыванию загадок....