Конструкт НОД по заучиванию стихов Орлова "Почему медведь спит зимой" в средней группе с помощью мнемотаблицы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузьмина Екатерина Андреевна

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Конструкт НОД по заучиванию стихов с помощью мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_medved_spit_zimoy.doc.docx988.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт проведения непосредственно-образовательной деятельности

Кузьминой Екатерины Андреевны

ДОО: МКДОУ «Рыбниковский детский сад «Золотая рыбка»

Группа: средняя разновозрастная группа

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Образовательная ситуация: Речевое развитие, заучивание стихотворений.

Тема: Стихотворение В. Орлов «Почему медведь спит зимой»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат: Дети проявляют интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения; эмоциональный отклик на содержание литературного произведения; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая. Дети демонстрируют диалогическую речь: умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в процессе общения; умение воспроизводить ритм стихотворения; слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Дети ознакомлены со стихотворением В. Орлов «Почему медведь спит зимой»; используют в речи новые слова; демонстрируют умения выразительно читать наизусть стихотворение В. Орлов «Почему медведь спит зимой» с использованием приёмов мнемотехники.

Цель: Развитие интереса и воспитание любви к чтению в процессе заучивания стихотворения В.Орлов «Почему медведь спит зимой»

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;
  • воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

Развивающие задачи:

  • совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого;
  • сообщать о своих впечатлениях, желаниях;
  • задавать вопросы в процессе общения;
  • развивать умение воспроизводить ритм стихотворения;
  • развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Обучающие задачи:

  • познакомить со стихотворением В. Орлов «Почему медведь спит зимой»;
  • обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами, (вперевалку, берлога), уточнять смысл слов и использовать их в речи;
  • учить детей выразительно читать наизусть стихотворение В. Орлов «Почему медведь спит зимой» с использованием приёмов мнемотехники.

Саша: развивать интонационную выразительность речи.

Оля: продолжать работать над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов.

Ваня: учить отвечать на вопросы полным предложением.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

- принцип активности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

Принципы развития речи:

Принцип активной языковой практики, принцип семантизации лексики, принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Методы воспитания: 

беседа, создание ситуации успеха, поощрение.

Методы обучения:

1. Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.

3. Игровой: сюрпризный момент, подвижная игра.

Приемы, способствующие лучшему запоминанию стихов: досказывание детьми рифмующего слова, приемы мнемотехники

Приёмы, направленные на формирование выразительности чтения: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации

Материалы и оборудование: мольберт, мнемотаблицы, «Волшебная книга», игрушка мишка
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, элементы социоигровой, личностно-ориентированная. 

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о медведях, чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных, словесные игры

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

 2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2016. - 328с

3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» вторя младшая группа - М.: Мозайка-Синтез, 2015. - 104с.


Последовательность деятельности  

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 Мотивационный этап

Задача:

мотивировать детей на совместную деятельность,

развивать любознательность, совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого.

Беседа,

 эмоциональное стимулирование занимательным содержанием,

игровая ситуация.

  • Воспитатель заходит в группу с книгой, демонстрирует ее детям.
  • Я сегодня принесла «Волшебную книгу». Ребята, а там, кажется кто - то есть. (Приоткрываю, смотрю).
  • Ребята, а отгадайте кто там сидит. Кто это там сидит в «Волшебной книжке».
  • Загадка.
  • Вперевалку зверь идёт
  • По малину и по мёд.
  • Любит сладкое он очень.
  • А когда приходит осень,
  • Лезет в яму до весны,
  • Где он спит и видит сны. (Медведь)
  • Воспитатель. А как вы догадались, что это медведь?
  • -Покажите, как ходит медведь.

Дети подходят к воспитателю, слушают, высказывают своё предположение отгадывают загадку,

Дети проявляют любознательность, заинтересованность на совместную деятельность,

2 Этап. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание

Задача:

Повторить стихотворение А.Барто «Мишка»,

воспитывать интерес к художественной литературе и желание слушать литературные произведения;

воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения.

Познакомить со стихотворением В.Орлова «Почему медведь зимой спит»

Беседа,  

художественное слово,

иллюстрация,

выразительное чтение

  • Воспитатель предлагает детям сесть так, чтобы все видели воспитателя (на стульчики, поставленные полукругом на ковре, на ковёр, или диван). Педагог организует диалог с детьми, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказыванию. 
  • -Ребята, а что любит медведь?
  • -Ещё чем питается медведь?
  • -Когда медведь лезет в яму спать?
  • -Как называется яма, где спит медведь?
  • Воспитатель показывает игрушку- мишку.
  • -У кого дома есть игрушка-медведь?
  • -Вы любите её?

А давайте вспомним (и расскажем нашему гостю) стихотворение А. Барто «Мишка» (показываю мнемодорожку Приложение №1)

-Кто помнит это стихотворение и расскажет нам. (Рассказывание детей)

Сегодня мы ещё одно стихотворение про медведя с вами послушаем и порадуем нашего гостя.

Чтение воспитателем стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит»

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают на вопросы, сосредотачивают, внимание, внимательно слушают стихотворение.

Дети рассказывают стихотворение А.Барто «Мишка», проявляют любознательность, интерес к художественной литературе, эмоционально откликаются на содержание литературного произведения. Ознакомлены со стихотворением В.Орлова «Почему медведь зимой спит».

3 Этап. Работа над текстом.

Задача:

Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами;

уточнять смысл слов и использовать их в речи;

совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения.

беседа,

чтение,

иллюстрация,

показ,

упражнение,

игра.

-Вам стихотворение понравилось?

Работа по содержанию стихотворения (по мнемотаблице). Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, задаёт вопросы, поощряет детей к высказываниям.


- Кто может сказать, о чём это стихотворение?

- Конечно ребята, это стихотворение о медведе. Написал стихотворение Владимир Орлов.

-Что делает мишка зимой?

-А почему он спит?

-Ещё раз послушаем стихотворение, а    Полина мне поможет (по мнемотаблице Приложение №2).

Воспитатель проговаривает каждую строчку, показывая на картинки в таблице:

1. -Мишка, мишка! Что с тобой?

2. Почему ты спишь зимой?

3. -Потому, что снег и лёд –

4. Не малина и не мёд!

Чтение каждой строчки отдельно, а ребёнок повторяет.

Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с хорошей памятью).

Рассказывание стихотворения с опорой на графический рисунок (ребёнок с плохой памятью).

Дети отвечают на вопросы воспитателя

выражают свои эмоции, мысли. Дети повторяют за воспитателем.

Дети могут объяснить значение слов и используют их в речи.

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; задавать вопросы в процессе общения;

Физминутка

Задача:

способствовать снятию мышечного напряжения, подготовить к дальнейшей деятельности

объяснение,

показ,

упражнение,

эмоциональное стимулирование,

игра.

Ребята, мишка устал. Поиграем с ним  

Мишка, лапки подними.

Мишка, лапки отпусти.

Мишка, мишка, покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз, два, три! Раз, два, три!

Повторяют за действия за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули;

готовы к дальнейшей деятельности.

5 Этап. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание.

Задача:

побуждать детей запоминать стихотворение, развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание.

Беседа,

выразительное чтение,

иллюстрация

- Ребята мы немножко поиграли.

А сейчас, хотите послушать ещё раз стихотворение про мишку?  Только слушайте внимательно и постарайтесь не забыть! А помогут вам в этом картинки, которые на мольберте. Вы готовы?

Педагог читает стихотворение еще раз, выкладывая картинки - мнемоквадраты на магнитную доску.

Дети внимательно слушают стихотворение, следят за картинками-мнемоквадратами

Дети демонстрируют желание запоминать стихотворение, проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание

6 Этап. Выразительное чтение детей.

Задача:

учить детей выразительно читать наизусть с использованием приёмов мнемотехники;

развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

беседа,

выразительное чтение,

упражнение,

объяснение,

иллюстрация,

поощрение

Педагог читает ещё раз стихотворение, раскладывая картинки – мнемоквадраты.

Педагог спрашивает всех желающих, сначала сильных, хорошо запоминающих и выразительно читающих детей, затем всех остальных. Педагог использует приёмы: подсказ, многократное повторение, отражённую речь, метод поощрения.

Затем педагог сам выразительно читает наизусть стихотворение ещё раз.

Дети выразительно читают стихотворение по картинкам –мнемоквадратам.

Осуществляют самоконтроль

Дети читают стихотворение с использованием приемов мнемотехники (с опорой на картинки- мнемоквадраты); воспроизводят ритм стихотворения, правильно пользуются речевым дыханием; доброжелательно относятся к сверстникам в процессе совместной деятельности, умеют слушать, друг друга не перебивая.

6.1. Составление рассказа по мнемотаблице «Медведь»

Задача: Формировать навыки составления рассказов с использованием приёмов мнемотехники;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

эмоциональное стимулирование,

рассказ,

объяснение,

иллюстрация,

поощрение

Миша, наши ребята любят слушать рассказы, сказки о тебе. Послушай, что они знают о медведях. (Составление рассказа по мнемотаблице Приложение №3 («Медведь»)

(Рассказ.

Медведь не домашнее, а дикое животное. Он живёт в лесу. У медведя четыре лапы, густая шерсть. Он питается мясом, рыбой, любит лакомиться малиной, мёдом. Зимой медведь ложится спать в берлогу. В берлоге у медведицы рождаются детёныши. Она их кормит молоком.)

Дети слушают, вступают в диалог, самостоятельно и совместно со сверстниками и воспитателем составляют рассказ о медведе.

Дети демонстрируют навыки составления рассказов с использованием приёмов мнемотехники;

Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать, друг друга не перебивая.

7 Этап. Подведение итогов.

Задача:

 Формировать у детей умения анализировать процесс и результат игровой задачи

совершенствовать диалогическую речь: развивать умение отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в процессе общения.

эмоциональное стимулирование,

обобщающая беседа,

создания ситуации успеха, поощрение

Воспитатель подводит итоги, инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию.

-Ребята, какое у вас настроение?

-Ребята, а кто может сказать, как называлось стихотворение, которое мы с вами сегодня читали? Какие вы все молодцы! Правильно «Почему медведь зимой спит»

- А кто его написал?

-Вам понравилось читать стихотворение по картинкам?

-Что вам сегодня понравилось больше всего?

-Вы запомнили стихотворение?

-За что бы вы себя похвали сегодня?

 Ребята, вы очень порадовали мишку и поэтому, он дарит нам эту «Волшебную книгу».

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итоги

Дети умеют отвечать на вопросы и обращения взрослого, сообщают о своих впечатлениях, желаниях, задают вопросы в процессе общения, оценивают результат своей деятельности

8. Открытость

Задача:

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Беседа,

эмоциональное стимулирование.

Воспитатель уделяет внимание результату каждого ребенка, побуждает к "продолжению" деятельности.

Ребята, какие вы молодцы! Вы так старались выразительно и красиво прочитать стихотворение.

Ребята, вы хотите прочитать стихотворение о

Дети отвечают на вопросы, высказывая свое мнение

Проявляют интерес к самостоятельной деятельности

Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы

Дети готовы учить стихи в режимных моментах.


Приложение №1

detsad-259447-1414079894

Приложение №2the-background-1925940_960_720

50ac9c58b4b8eaa7d396e8ff9be3d23450ac9c58b4b8eaa7d396e8ff9be3d234

18337f32eba078ce9147d810932a1ef0

kisspng-question-mark-exclamation-mark-doubt-information-question-mark-5b154c2920f249kissclipart-šašava-stranica-clipart-cartoon-clip-art-2297fd3feb574d3b107076567_AD_Lovely_holiday_el__107_

107076567_AD_Lovely_holiday_el__107_4757d6d5b6f3375

pot-de-miel-pngraspberry_PNG5054

Приложение №3detsad-259447-1414080056


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт

Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт...

конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"

конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе "Вода и её свойства"...

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблиц. "Три медведя".

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием мнемотаблиц. "Три медведя"....

Конспект заучивания стихотворения в средней группе с помощью мнемотехники.

С помощью символов и знаков вы ,уважаемые педагоги и родители сможете со своим ребенком выучить любое стихотворение. Достаточно будет 5 раз раз прочитать его и нарисовать схематично ,чтобы было доступ...

Конспект занятия в подготовительной группе с помощью мнемотаблицы

Конспект занятия в подготовительной группе с помощью мнемотаблицы      «Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Весна»  Цель:Закреплять умение детей по...

Картотека стихов "Заучивание стихов о весне для детей старшей группы"

Картотека стихотворений адресована родителям для ознакомления и заучивания с детьми поэтических произведений на весеннюю тематику....