Конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кулаковская Юлия Александровна

Конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА».

Цель: продолжать знакомить и закреплять формулы речевого этикета: приветствия, вежливой просьбы, вежливого обращения на “Вы” к взрослым.

Задачи: Учить образовывать прилагательные со словообразовательным значением "отрицание признака" неравнодушный, невежливый, неискренний. Учить составлять предложения с однородными членами с связующим союзом и. Развивать диалогическую речь, учить вступать со взрослым в разговор на предложенную тему: “Вместе с мамой в магазине”. Учить согласовывать слова в роде, числе, падеже. Способствовать развитию элементарной оценочно-контрольной деятельности в течение занятия.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети, к нам снова пришел Почемучка, он всегда веселый, любит играть, а сегодня почему-то расстроен. Он спрашивает, почему я сначала с вами постоянно вас приветствую, а потом уже учу?

Дети: Так надо. (Все так делают).

Воспитатель: Да, молодцы, слышишь Почемучка , если человек воспитан, он всегда говорит хорошие, добрые слова. Но есть детишки, которые не знают таких слов. Послушайте стишок “Все не так” А. Костецкого.

Все не так сегодня, все вокруг не так…

Почему-то конфета несладкая,

Лучи солнечные холодные.

В чем же дело? Скажу вам прямо…

Обиделась на меня мама…

Пойду прощения попрошу,

Пусть снова станет все хорошим.

– Дети, какими надо быть, чтобы не обижать маму?

Дети:  Воспитанными, обходительными, нарядными и тому подобное).

Воспитатель: Давай поиграем с вами и с Почемучкой в игру “Волшебный мешочек ”, он раскроется только тогда, когда вы проговорите вежливое слово. Послушайте, как буду говорить я: “Здравствуй, мешочек ”.

(Мешочек развязывается, и воспитатель достает маленькую игрушку. Это побуждает детей к самостоятельному употреблению слов: добрый день (утро), пожалуйста, извините, спасибо и других).

Дети вспоминают и называют слова, а сумочка дарит им игрушку.

Воспитатель: Молодцы, игривые понравилось, как Вы играли, много вежливых слов вспомнили. Вы еще маленькие, должны слушаться взрослых, и тогда будет все хорошо и весело.

Воспитатель: Дети, подумайте, а что можно желать людям? Полина, что ты хочешь пожелать Почемучке?

Дети: Я желаю Почемучке, здоровья.

Воспитатель: А ты, Кирилл, что хочешь пожелать?

Дети: Я желаю игривому счастья.

– Молодцы, детишки. Я думаю, что вы устали и предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Вежливый зайчик»

На заре зайчишка встал.

- С добрым утром,- всем сказал,       (поклониться вперёд)

Солнышку и кочкам,                          (поклоны вправо- влево)

Маленьким цветочкам.

Маме и братишкам,

Елочке и шишкам.

Ветру, небу, облакам,                        (машут руками)

Разноцветным мотылькам.

На дорожку вышел,                           (ходьба на месте)

А навстречу мыши!

- Здравствуйте, сестрёнки! –              (поклониться)

Говорит он звонко.

- Здравствуйте, лисята,                      (повороты в стороны)

- Здравствуйте, лосята!

Он здоровался с друзьями:

С кабанами, муравьями,

С рыбками, стрекозами,

Белками и козами.

Вдруг навстречу страшный волк,     (изображают волка)

Лес испуганно примолк!

Бедный зайка задрожал,                    (изображают испуганного зайчика)

Хвостик маленький поджал.

А потом закрыл глаза,

Тихо «Здравствуйте» сказал.

Даже волк его не съел,

Улыбнулся, подобрел.                       (улыбнуться и поклониться)

Говорит ему в ответ:

- И тебе, косой, привет!

Воспитатель: Сейчас мы вместе с Почемучкой будем составлять слова, добавляя к слову частицу не. Послушайте, если к слову равнодушен добавить частичку не, то будет слово неравнодушен. (По аналогии дети образуют антонимы: искренний – неискренний, воспитанный – невоспитанный, спокойный – беспокойный).

– А теперь составим предложение с этими словами. Вот послушайте: “Сережа – равнодушный мальчик, а Ваня – неравнодушен”.

(Дети составляют несколько предложений, а воспитатель с Почемучкой им помогает).

Воспитатель:  Молодцы, дети.  А теперь составим предложение со словом-“помощником” и. Послушайте, как я буду делать: “Девочка и веселая, и спокойная, и нарядная”.

Во А как можно сказать о мальчике?

Дети: Мальчик и искренний, и воспитанный, и спокойный).

(С помощью воспитателя дети составляют несколько предложений).

Воспитатель: Молодцы, дети, игривые нравится, как вы составляете предложение.

Воспитатель: Дети, Почемучка пришел в магазин, но не знает, как обратиться к продавцу. Помогите, пожалуйста, а ты, Почемучка, запоминай вежливые слова, которые будут говорить дети.

- Добрый день, Оксана.

–Добрый день, Максим.

– Куда ты идешь с мамой?

– В магазин за машиной.

– А как ты обратишься к продавцу?

– Дайте, пожалуйста, машину. Спасибо! До свидания.

– Дети, Почемучка вам очень благодарен за помощь. Теперь он будет знать, как обращаться к продавцу.

(Еще несколько детей повторяют обращение в игровой ситуации).

Воспитатель: А теперь ты, Аленушка, спроси.

Вопросы к детям на формирование оценочно-контрольных действий:

Воспитатель: Чему научились? Что хотел бы повторить? Какое задание для тебя оказалось самым интересным?

Воспитатель: Молодцы, ребята сегодня вы хорошо учились, Почемучка доволен, но пришло время прощаться.

Дети: До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)

Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...