"Мы на Севере живём"
план-конспект занятия по развитию речи

Шихова Альфира Фаридовна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.Цель занятия: расширить представление детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре , развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Снегурочка»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи:

 «Мы на Севере живём»

Разработал: Шихова Альфира Фаридовна

                                 

                                   

г. Салехард, 2018 г

Цель занятия: расширить представление детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре , развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников
Задачи:
Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре; 
Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте
Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека; 
Развивать связную речь детей, любознательность; 
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него

Тип занятия: обобщающее

Форма занятия: занятие- путешествие

Продолжительность: 25 минут

Участники: дети старшей группы

Возраст 5-6 лет

Оборудование: картинки с изображением животных Севера: песня «Мы поедем мы помчимся… »; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной»

Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера

Методы: наглядный, словесный, игровой.

Структура занятия: вводная часть, основная часть, заключительная часть

Ход занятия

Вводная часть.
Здравствуйте ребята ! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается, ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с вами живём.
Воспитатель: Скажите как называется наш округ ?
Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Воспитатель: Столица нашего округа?
Дети:Город Салехард.
Воспитатель: На какой реке стоит наш город?
Дети: На реке Обь
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Салехард
Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?
Дети: Надым.
Дети: Новый Уренгой.
Дети: Муравлено.
Дети: Лабытнанги.
Дети: Губкинский
Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?
Дети: Край земли . 
Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале?
Дети: Ханты, ненцы, сель купы.

Основная часть
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все , что мы знаем о Севере.
Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру?
Дети: На оленях.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени .
Воспитатель: Кто сможет Карлсону рассказать о Северном олене
Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…..
Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют маму олененка?
Дети: Важенка.
Воспитатель: Кто расскажет про важенку?.
Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре.
Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое.
Игра «Хлопни раз, хлопни два» 
Хлопните в ладоши, если услышите слова, подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога, охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый, слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый хвост». Молодцы ребята!
Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край
родной» И так поехали.
Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»
Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на Севере, и какую пользу они приносят.
Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.
Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов .Черника улучшает зрение, клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику используют при заболеваниях желудка, почек, печени . (просмотр презентации)

.А сейчас мы с вами поиграем в игру «Посчитай ягоды» Одна брусника,2 брусники,3,4,5,. одна морошка…..
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев.
Как называется их жилище?
Дети: Чум.
Воспитатель: А какую форму имеет чум?
Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя .
Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега.
Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы. 
В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того, чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу.( просмотр презентации)
Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хомани. Давайте поздороваемся.
Ребята Хомани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с детьми:
Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. 
Подвижная игра «Ловля оленей».
Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель, снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки 
Поймать оленя в круг
Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться из круга 
Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце.
Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают
равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.
Игра «Важенка и оленята»
На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята 
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины –
играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи).
Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
(показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята»,
«Ловля оленей» , «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры
Воспитатель: Ребята Хо мани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и оленята».
Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера. 
Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?
Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.
Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.
Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)
Попробуйте эти названия угадать.
1.Черная птица меня не боится,
Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)
2.Наступил мой каблучок
На березовый … (сучок)
3.Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост её краса
Это хитрая …(лиса)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.

Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят?
Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей.
Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ . Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают .Хомани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой.
Ребята давайте попрощаемся с Хомани .Скажем ей спасибо , сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку). 
Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.

Самоанализ интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи: «Мы на Севере живём»

Цель занятия: расширить представление детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре , развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников
Задачи:
Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре; 
Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте
Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека; 
Развивать связную речь детей, любознательность; 
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него

Тип занятия: обобщающее

Форма занятия: занятие- путешествие

Продолжительность: 25 минут

Участники: дети старшей группы

Возраст 5-6 лет

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», соответствующими данному возрасту детей и в соответствии с ФГОС.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети с интересом наблюдали за сюжетом сказки, отвечали на вопросы воспитателя и поддерживали разговор. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку, которая усиливала эмоциональное восприятие. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Занятие проходило в соответствии Сан Пина. Длительность занятия 15 минут. Быстрая смена деятельности в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живём на земле - мы живём в России

Расширять представления детей о родном крае.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России....

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

Проект:"Мы на Севере живём"

Презентация по проекту: "мы на Севере живём"...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

«Мы на Севере живём» спортивно-экологическое развлечение ( подготовительная группа)

Цели: Продолжать знакомство детей с фауной тундры и Арктики.Развивать у детей чувство уважения к культуре народов севера.Воспитывать любовь и бережное отношение к миру животных.Формировать чувство отв...

НОД "Мы на Севере живём"

Систематизировать представления о том, что для каждого человека малая Родина - это место где он родился. Закреплять знания о гербе, флаге г. Новый Уренгой. Расширять представления детей о северном нар...

Проект во второй младшей группе "Мы на севере живём"

Проект во второй млпдшей группе "Мы на севере живём"...