НОД "Мы на Севере живём"
план-конспект занятия (старшая группа)

Морарь Ирина Сергеевна

Систематизировать представления о том, что для каждого человека малая Родина - это место где он родился. Закреплять знания о гербе, флаге г. Новый Уренгой. Расширять представления детей о северном народе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_my_na_severe_zhivyom.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект НОД  в старшей группе по

социально – коммуникативному развитию на тему:  

                   «Путешествие в тундру».

Программное содержание:

Систематизировать представления о том, что для каждого человека малая Родина - это место где он родился. Закреплять знания о гербе, флаге г. Новый Уренгой. Расширять представления детей о северном народе.

Развивать память, сообразительность, связную речь, умение отвечать на вопросы полным предложением. Расширять и активизировать словарный запас словами малица, ягушка, кисы. 

Воспитывать внимание, выдержку, патриотические чувства; формировать умение выслушать своего товарища, не перебивая.

Ход НОД

Воспитатель:

«Здравствуй, солнце золотое»             (руки соединить раскрыв ладошки)

«Здравствуй, небо голубое»                (тянут руки вверх)

«Здравствуй, вольный ветерок»          (качают руками)

«Здравствуй, маленький дубок»          (имитируют дерево)

«Здравствуй утро! Здравствуй день!» (разводят поочередно руки в стороны)

«Нам здороваться не лень!»                 (показывают на себя и делают поклон)

Дети  поздоровайтесь с нашими гостями!

Воспитатель:

Ребята у каждого человека есть Родина большая и Родина малая. Для нас с вами большая Родина – это Россия, а малая Родина – это наш Ямал, ставший для нас теплым и уютным домом.

Скажите, где мы с вами живем?

Дети:  

На Севере

Воспитатель:

Правильно на Севере.   ( слайд 2)

Вы на карту посмотрите и Ямал на ней найдите

Потому что здесь наш дом

Мы на севере живем.

Как называется город в котором мы живем?

Дети:

Город Новый Уренгой   (слайд 3)

Воспитатель:

- Посмотрите на экран  и назовите герб Нового Уренгоя?   (слайд 4)

- Какого цвета флаг нашего города?                                       (слайд 5)

- Какие национальности народов Севера вы знаете?

   (ханты, ненцы, селькупы)

У каждого народа есть свой язык, своя культура, свои обычаи. И чтобы нам получше узнать о коренных жителей севера нам нужно к ним отправиться в гости.

А на чем мы к ним отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку:

Чудо – Юдо Стрекоза

Застекленные глаза

Если крыльями вращает

Каждый ветер ощущает.    

                                    (вертолет)    (слайд 6)

Вот мы и прилетели в стойбище коренных жителей.    (слайд 7)

Ребята, люди какой национальности живут на этой суровой и прекрасной земле?  

Дети:

Ненцы

Воспитатель:

А где живут Ненцы?

 Дети:

Ненцы живут в тундре.

Воспитатель:

Правильно.

Мы с вами живем в домах, а что служит ненцам домом?

Дети:

Чум                          (слайд 8)

Воспитатель:

Правильно. Чум по ненецки переводится «МЯ»!

Как вы думаете, почему они живут в чуме, а не в доме?

Дети:

Они часто переезжают с места на место, а чум легко собирается и разбирается.

Воспитатель:

Давайте заглянем в чум и посмотрим из чего он состоит?      (слайд 9)

Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются  покрытием.

В зависимости от времени года, чум бывает: зимний и летний                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры        

А летний чум покрыт брезентом (это такая плотная ткань, которая не пропускает дождь и ветер)                                        (слайд10)

Воспитатель:

Ребята, а теперь я приглашаю вас поиграть в ненецкую народную игру «Полярная сова и евражки»

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по группе , на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. (Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов) После игры дети садятся на свои места.

 Воспитатель:

Тундра это  открытая местность, там нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели.  Чтобы не замерзнуть, жители тундры   шьют себе теплую одежду. Шитьем одежды занимаются женщины.                   (слайд 11)

Это верхняя мужская одежда, а называется «Малица»    

(малицу шьют из шкур молодых оленей)

А это (слайд 12) «Ягушка»женская национальная одежда. Женская шуба имеет спереди разрез.

А что же ненцы носят на ногах?

Обувью служат им «Кисы»    (слайд 13)

Высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы)

Вот мы и побывали в гостях у коренных жителей Ямала.

Но нам пора возвращаться домой.

А путешествие по Ямалу продолжится . Мы будем знакомиться с национальными песнями, сказками, больше узнаем о национальной культуре народов Севера, о жизни и быте северных народов, городах, входящих в состав ЯНАО, о природе родного края.

 

Ребята вам понравилось?

Что интересного вы запомнили?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живём на земле - мы живём в России

Расширять представления детей о родном крае.Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России....

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

Проект:"Мы на Севере живём"

Презентация по проекту: "мы на Севере живём"...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

"Мы на Севере живём"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.Цель занятия: расширить представление детей о жизни на Крайнем Севере и в тундре , развитие связной речи, расширение словарного запаса у...

«Мы на Севере живём» спортивно-экологическое развлечение ( подготовительная группа)

Цели: Продолжать знакомство детей с фауной тундры и Арктики.Развивать у детей чувство уважения к культуре народов севера.Воспитывать любовь и бережное отношение к миру животных.Формировать чувство отв...

Проект во второй младшей группе "Мы на севере живём"

Проект во второй млпдшей группе "Мы на севере живём"...