Главные вкладки

    Михаил Пришвин «Золотой луг» (пересказ)
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Учить детей пересказывать литературный текстразвивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zolotoy_lug.docx20.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИХАИЛ ПРИШВИН «ЗОЛОТОЙ ЛУГ» (ПЕРЕСКАЗ)

    Возраст: дети 6-7 лет, подготовительная группа.

    Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.

    Задачи:

    -учить детей пересказывать литературный текст;

    -познакомить с новыми понятиями;

    -развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

    -развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

    Оборудование:

    Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

    Организационный момент:

    Игра «Пожелание»

    -Посмотрите на меня, у меня в руках представьте себе солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшнюю игру.

    -Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

    Горел в траве росистой

    Цветочек золотистый.

    Потом померк, потух.

    И превратился в пух. (Одуванчик)

    -Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

    - Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

    -А что вы знаете об этом цветке?

    Словарная работа

    В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

    Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

    Идти в пяту – идти друг за другом.

    Фукать – дуть.

    Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

    - Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».

    В яркий солнечный денек

    Золотой расцвел цветок.

    Дует легкий ветерок –

    Закачался наш цветок.

    Сильный ветер дует –

    Лепестки волнует.

    (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

    Белым шариком пушистым.

    Красовался в поле чистом.

    На него подуй слегка,

    Был цветок – и нет цветка.

    (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

    Основная часть:

    -Располагайтесь поудобней и слушайте внимательно.

    Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

    «У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Сережа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг — золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

    Вопросы по содержанию рассказа:

    1. Что я вам прочитала? (рассказ)
    2. Почему вы думаете, что это рассказ? (в нем нет волшебства, там все как в жизни).
    3. О чем этот рассказ?  о природе, о золотом луге)
    4. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
    5. Где жили братья?
    6. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
    7. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? (с ладошкой человека)
    8. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
    9. А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый, пушистый, серебристый, легкий)
    10. Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой). И ему удалось раскрыть секрет этих цветов.
    11. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
    12. А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый)
    13. Ребята, прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить.

    Пересказ произведения

    Игра на внимание - «утро, день, вечер»

    По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде «вечер» опять приседают.

    Физминутка «Одуванчик»

    Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

    Стебель тоненький, как пальчик.

    Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

    На поляну налетит,

    Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

    Одуванчика тычинки

    Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

    И сольются с небосводом.

    Итог занятия. Коммуникативная игра «интервью»

    -Ребята, а сейчас, я предлагаю вам игру «Интервью». Мы выберем корреспондента и репортера (один берет интервью, другой снимает).

    -Понравились ли вам игры?

    -Чем вы сегодня занимались?

    -С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?

    -Кто герой рассказ?

    -А тебе нравится одуванчик?

    -Ты его когда-нибудь фукал?

    -Ребята, очень приятно, что вам понравились и рассказ, и игры. Вечером расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали. А в библиотеке возьмите книги М. Пришвина и почитайте с родителями.

    Беседа об одуванчике

    Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки. Белые пушинки — это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

    А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

    Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

    Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.

    На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

    Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

    НОД "М.Пришвин ,рассказ "Золотой луг"(пересказ)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникации на тему  "М.Пришвин рассказ  "Золотой луг"(пересказ)...

    Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»

    Конспект занятия по методике развития детской речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе....

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                    Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

    Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

    Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:учить детей пересказывать литературный текст;познакомить с новыми понятиями;развиват...

    Конспект НОД по ЧХЛ "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»"

    Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:учить детей пересказывать литературный текст;познакомить с новыми понятиями;развиват...