Конспект занятия по чтению "Чтение сказки А.И.Дементьева «Песня».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Емельянова Анжелика Владимировна

Цель: Познакомить  детей старшего дошкольного возраста с  произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»

(чтение художественной литературы)

в старшей группе

«Чтение сказки А.И. Дементьева «Песня»

Цель; Познакомить  детей с произведением уральского автора Анатолия Ивановича Дементьева «Песня».

Задачи:

  1. Образовательные: Учить слушать сказки, эмоционально воспринимать; понимать содержание произведения.
  2. Развивающие: Развивать умение давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
  3. Воспитательные: Воспитывать на примере литературных персонажей терпеливость, упорство, преодоление трудностей.
  4. Речевые:
  • Связная речь: развивать монологическую форму речи; поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
  • Словарь:  земляк, пословица «Терпение и труд все перетрут».
  • Грамматика: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчётливое  произношение звуков.

Ожидаемый результат: Пробудить интерес у детей к произведениям уральского  автора А.И.Дементьева.

Методы: Чтение воспитателем произведения по книге.

Приёмы:

- Словесные: краткий рассказ о писателе; выразительное чтение произведения воспитателем; объяснение незнакомых слов; беседа о прочитанном;

- Наглядные: Показ иллюстраций; прослушивание аудиозаписей.

Предварительная работа:  прослушивание аудиозаписей пения птиц, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, перечисленных в тексте, чтение произведений о птицах, просмотр видеофильмов о птицах, наблюдение за птицами на прогулке.

Оборудование:  картинки с изображением птиц, аудиозапись пения соловья, слайд и с изображением скворца и аудиозаписью его пения; портрет писателя А.И.Дементьева; книга А.И.Дементьева, ноутбук.

Ход деятельности

Мотивация к деятельности

Воспитатель:  Ребята, посмотрите вокруг, каких птиц вы видите? (Картинки с изображением птиц разложены в игровой зоне.)

Ожидаемые  ответы  детей:  Это синица, соловей, сорока.

Воспитатель:  Прислушайтесь!  (прослушивание аудиозаписи пения соловья)  Интересно, кто из этих птиц так красиво поет?

Ожидаемые  ответы  детей:  Это поет соловей.

Воспитатель:  Правильно. А я знаю, о чем поет соловей. Он приглашает вас послушать сказку, которая называется «Песня».  Занимайте свои места, давайте знакомиться с автором сказки.

1 часть

Воспитатель:  Сочинил сказку «Песня» Анатолий Иванович Дементьев. (Показ портрета.)  А.И.Дементьев родился и вырос в г. Троицке Челябинской области. Сейчас живет и работает в г. Челябинске.  Это наш с вами земляк. Земляк – это человек, который родился с нами в одной местности. Вы родились в Челябинской области и он тоже. Итак, слушаем сказку, которую написал наш земляк.

ПЕСНЯ. (Сказка)


- Весёлую птицу скворца ты, конечно, знаешь?
- Знаю, - сказала Катюша. - Он по утрам сидит на своём домике, греется на солнышке и насвистывает.
- Вот-вот, он самый. Его все знают и любят. А заслужил скворец такую любовь тем, что издавна помогает человеку бороться с вредными насекомыми в садах и огородах. Прилетел скворец – значит,  весна пожаловала. Люди так и говорят: скворец на своих крыльях весну приносит. Ну, а вот тот, кто всё примечает, давно заметил: хорошо поёт скворец, только песня у него какая-то странная. Тебе так не показалось?
- Показалось, - с готовностью согласилась внучка. - А почему песня у скворца странная?
- Про то и будет сказка. Вот послушай.
... Собрались однажды все птицы и стали спорить: у кого песня самая лучшая.
- Я пою лучше всех, я, - щебечет бойкая Синица.
- Нет, я, - сердится Пеночка, - это все-все знают.
- Лучше всех пою я, - пищит Королёк, а самого едва слышно.
- Самая хорошая песня моя, - кричит Воробей.
- А вы меня послушайте, - трещит Сорока. - У меня же самый музыкальный голос.
- Вот нахалка, - крикнула Ворона. - А у меня разве не музыкальный?
Все шумят, друг друга перекричать стараются. Только Соловей да Скворец
 молчат. Долго спорили птицы, потом решили: выбрать судью. Пусть он всех послушает и скажет, кто лучше поёт. В судьи выбрали Сову.
- Ты, Сова, большая голова, самая мудрая. Ты не поёшь, вот и послушай всех да рассуди по справедливости.
- Будь по-вашему, - согласилась Сова. - Начинайте.
Первой Синица пела. Взлетела на сухую ветку, чтобы её лучше видели, поклонилась Сове и начала:
- Пинь-пинь-дзинь. Пинь-пинь-дзинь-дзинь-дзинь.
Пропела песенку до конца, спрашивает:
- Хорошо?
Молчит Сова. Пеночка свою песенку запела: нежную, грустную. Кончила петь, спрашивает Сову:
- Понравилось?
Молчит Сова.
Тут воробей вперед выскочил, крылышками затрепетал, закружился, зачирикал:
- Чик-чирик. Чик-чирик, - вот и вся песня.
Засмеялись птицы над Воробьем:
- Ох, уморил! Эх ты, певец! Молчал бы лучше.
Щегол спел очень красивую песенку, а за ним Королёк, потом Чижик, Зяблик, Малиновка, Горихвостка. Хорошо они пели, один лучше другого. А Сова глаза закрыла и всё молчит. Никого не хвалит, но и не осуждает.
Последним Соловей пел. Засвистал, защёлкал, рассыпался трелями. Кончит одну песню и тут же другую заводит, ещё лучше. Уж так хорошо пел Соловей, что все птицы примолкли и невольно заслушались. Когда он в последний раз пустил звонкую трель и умолк, тихо-тихо стало. Бедный Соловей смутился: "Наверное, я хуже всех пел". И только он так подумал, отовсюду закричали птицы:
- Ай да Соловей!
- Вот это молодец!
- Спасибо, братец, за красивую песню.
Тут и Сова зашевелилась. Открыла большие круглые глаза, оглядела птиц, спросила;
- Все пели?
- Все, все!
- Много среди вас славных певцов, но лучше всех пел Соловей.
Так говорила Сова и вдруг увидела Скворца.
- А ты, братец, почему не пел?
Бедный Скворец не знал, что сказать и куда спрятаться от смущения.
- Я не умею, - наконец признался он.
- Быть не может, чтобы такая птица, как ты, петь не умела. Вон Сорока и та показала, на что способна. А ну-ка, попробуй.
- Не могу, - отказывается  Скворец, - честное слово, не могу.
Но Сова судья строгая, знать ничего не желает: пой, да и всё тут.
Нечего делать, пришлось Скворцу петь. Перелетел он на ту же сухую ветку, на которой Синица пела. Сел поудобнее, крылышками замахал, шейку вытянул, клюв раскрыл, а из горла полилось какое-то шипенье и бульканье. Не получилось песни у Скворца, он и в самом деле петь не умел.
- Правда твоя, - сказала Сова,- не можешь петь. Но это не беда. Учиться надо. Вон сколько перед тобой знатных певцов сидит. Чем они лучше? Не робей, братец, учись, будешь и ты петь. Уж я знаю, что говорю.
И стал Скворец учиться. Поначалу трудно давалось ученье, но Скворец духом не падал.
Услышит Щегла - подражает ему, Чижик запоёт - и он так же попробует. Синица песенкой зальётся - он и по-синичьему начнет. Вот так постепенно и выучился. Не зря говорят: терпение и труд всё перетрут.
Но Скворец мало в лесу бывает, он больше любит около человека жить, в садах,  да на огородах, среди лугов да полей, где много вредных гусениц и червей. Услышит в поле Жаворонка - из его песни что-нибудь запомнит, кошка в деревне замяукает – Скворец  и мяуканье в свою песенку вплетёт. Проедет по дороге телега, заскрипит немазаным колесом - Скворец и этот звук подхватит.
Вот так и получилась у Скворца удивительная песенка: задорная, веселая, звонкая, каждому послушать любо.
(Прослушивание песни  скворца, просмотр слайда.)

Физминутка  «Птички»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, 

(дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

2 часть

Воспитатель:  Ребята, как называется сказка, которую вы слушали?

Ожидаемые  ответы  детей:  Сказка называется «Песня».

 Воспитатель:  Почему это произведение - сказка?

Ожидаемые  ответы  детей:  Это - сказка, потому что эта история придумана. Это – сказка, потому что на самом деле птицы не разговаривают, как люди  и не могут спорить из-за того, кто лучше поёт. На самом деле птицы не могли позвать сову, чтобы она рассудила, кто поёт лучше.

Воспитатель:  Кто из птиц вам нравится и почему?

Воспитатель:  А Скорец вам нравится? Почему?

Ожидаемые  ответы  детей:  Мне нравится скворец, потому что он приносит пользу людям - уничтожает вредных насекомых в садах и огородах и у него весёлая песенка.

Воспитатель:  Как Скворец научился петь весёлую песенку?

Ожидаемые  ответы  детей:  Скворец стал повторять  звуки песен за другими птицами, даже за кошкой, за телегой.

Воспитатель:  Трудно ему было учиться?

Ожидаемые  ответы  детей:  Да!

Воспитатель:  Скворцу было трудно учиться петь, но почему же, он смог научиться петь веселую, задорную, звонкую песенку?

Ожидаемые  ответы  детей:  Скворец был терпеливым и трудолюбивым.

Воспитатель:  Не зря говорят: «Терпение и труд все перетрут»! Терпение и труд помогут преодолеть любые трудности. Если ты хочешь чему-то научиться и не получается сразу, то нужно не унывать, а пробовать много раз снова и снова,  и тогда всё получится.

Рефлексия (итог занятия)

Воспитатель:  Кто написал сказку «Песня»?

Ожидаемые  ответы  детей: Сказку песня написал Анатолий Иванович Дементьев.

Воспитатель:  Чему учит нас эта сказка?

Ожидаемые  ответы  детей: Эта сказка учит нас быть терпеливыми и трудолюбивыми.

Воспитатель:  Верно! Терпение и труд – всё перетрут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : Тема «Математическая сказка» по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием интерактивной доски...

Конспект занятия в первой младшей группе Тема «Тихая песня»

Конспект занятия в первой младшей группеТема «Тихая песня»  Цель: познакомить детей с новой колыбельной песней; отработать произношение звуков «Г»; воспитывать доброе, чуткое отношение друг ...

Конспект занятия в средней группе "Спасите мелодии Феи Песни"

         Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Спасите мелодии Феи – Песни» разработан для средней группы (дети от 4 до 5 ле...

Конспект занятий по слушанию музыки в старше группе песни "Воробышек" Птичкина.

1-е занятие.Сегодня мы послушаем песню, а о чем в ней поется, вы сами догадаетесь, если отгадаете интересную загадку.Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетает.Подбирает быстро крошкиИ спаса...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: ПЕРЕСКАЗЫВАНИЕ СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Цель: Развивать связанную, образную, выразительную речь;Активизирование, уточнение, обогащение словаря;Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное  содержание сказки, замечать и в...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Песня колокольчика»

МКДОУ Воскресенский детский сад №2 «Семицветик»      Конспект занятия  в старшей группе по познавательному развитию «Песня колокольчика»...