Консультация: «Работа над звукопроизношением»
консультация (подготовительная группа)

Федорова Марина Николаевна

Консультация: «Работа над звукопроизношением»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov_14_fevralya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  - детский сад №  32   г. Яровое

Алтайского края

Консультация: «Работа над звукопроизношением»

Подготовила: Фёдорова

Марина Николаевна

               

г. Яровое

2017г. 

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Задачи развития речи дошкольников.

 Этапы работы по развитию речи.

Развитее, четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывая весь языковой спектр и все компоненты речи. Так, система развития речи ребенка включает в себя следующие разделы:

  • Работа над звукопроизношением, слуховой памятью и фонематическим слухом;
  • Формирование грамматического строя речи;
  • Расширение словарного запаса;
  • Развитие связной речи;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование навыков письма;
  • Обучение чтению.

Работа по развитию речи ведется не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.  Работа над звукопроизношением является основой для первого раздела.

Воспитание звуковой культуры речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударений, темпа, ритма и тембра голоса). Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.

В рамках этого раздела педагог решает следующие речевые задачи.

1. Первая – воспитание слухового внимания – умения определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм. Дети должны уметь узнавать изменения голоса по высоте и тембру, а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.

2. Вторая – формирование фонематического слуха – способность четко отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твердых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса и д.р. Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношение звуков, слов и фраз.

Научить ребенка слушать и слышать можно при помощи разнообразных игр.

Например: «Отгадай что звучит?», «Будь внимателен», «Угадай кто кричит?» и др.

3. Третья задача – развитие артикуляционного аппарата, от которого зависит внятность и чистота речи. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать:

  • Подвижность языка (упражнения на умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т.д.);
  • Подвижность губ (упражнения на умения вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними губами);
  • Умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.

4. Следующая задача – работа над речевым дыханием. Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, тихо говорят, затрудняются в произнесении длинных фраз, не договаривают слова, заканчивают фразу шепотом. Особые трудности они испытывают в школе, когда нужно отвечать у доски.

Для работы над речевым дыханием необходимо:

  • Вырабатывать свободный, плавный, удлиненный вдох;
  • Воспитывать умение правильно, рационально использовать речевой выдох (произносить небольшие фразы на одном выдохе).

Также можно использовать такие упражнения, как:

«Ветряная мельница» - ребенок дует на маленькую мельницу или вертушку.

«Буря в стакане» - пускание мыльных пузырей с помощью специальной трубочки и     д.р.

В рамках раздела необходимо проводить работу над воспитанием силы, высоты и тембра голоса. Для этого можно использовать упражнения и игры, например, «Кто кричит?, «Кто громче, кто тише?», а также пение с чередование силы голоса: тише-громче и д.р.

5. Еще одной задачей является формирование произношения всех звуков родного языка. Замены и искажения, пропуски звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи будущего школьника. Недостатки звукопроизношения зачастую являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь признаком другого, более серьезного речевого нарушения (дизартрии, ринолалии, заикания и д.р.).

6. Следующая важная задача – работа над дикцией, т.е. формирование правильного произношения всех звуков родного языка, развитие речевого дыхания, умения владеть своим голосом. Нечеткая дикция наблюдается чаще всего у детей с неустойчивым вниманием, легковозбудимых, неусидчивых. Помощником в данной работе может стать диктофон. Ребенок часто не слышит свою речь со стороны, считает, что говорит правильно, и очень удивляется, когда слышит свою смазанную речь в записи.

Педагог должен следить, чтобы его речь соответствовала нормам орфоэпии русского литературного языка, и быть образцом подражания. Если он сомневается в произношении того или иного слова или оборота, необходимо обратиться к словарю и различным пособиям. Дети должны слышать только грамотную речь взрослого.

Педагог также должен следить за формированием правильного темпа речи. Дошкольники чаще всего говорят быстро, что отрицательно сказывается на внятности речи, теряются отдельные звуки и слоги, а иногда и слова, особенно при произнесении длинных фраз. Работа над темпом речи осуществляется параллельно с развитием четкой речи в целом. При этом педагог может воспользоваться диктофоном и песочными часами.

В рамках работы над разделом необходимо обучить дошкольников интонационной выразительности речи, т.е. умению выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, методики, темпа, ритма и тембра. Работа в данном направлении ведется в основном путем подражания.

Для систематического и последовательного проведения игр и упражнений по воспитанию звуковой культуры речи за основу следует взять работу над «живым» звуком слова.

Формирование звуковой культуры речи у старших дошкольников можно связать с работой по дифференциации звуков: шипящих и свистящих, звонких и глухих, звуков Л и Р, твердых и мягких. Она предусматривает три вида дифференциации:

  • Изолированных звуков (условно звук относится с определенным звуком, издаваемым животным, предметом, действием);
  • Звуков в словах (подбирают картинки, игрушки, предметы, в названии которых дифференцируемые звуки, и дети учатся отличать их);
  • Звуков в речи (подбираются словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцированными звуками).

Можно рекомендовать следующие игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения и  знакомства с звуками: «Я слышу этот звук» (дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук), «Закончи слово» (дети должны правильно назвать последний звук и произнести все слово целиком), «Какой звук потерялся? (педагог произносит слово, пропуская заданный звук) и др.

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

Справка:

Ринолалия — расстройство артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата (гнусавость).

Заикание (логоневроз) является одним из самых сложных и длительных речевых нарушений, характеризующееся расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением коммуникативной функции, обусловлено судорожными сокращениями в мышцах артикуляции, фонации и дыхания Заикание — это сложное психофизиологическое нарушения.

нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.

нарушения произношения сонорных звуков «Л», (ль), — ламбдаизм и параламбдацизм.

нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для индивидуальной работы по звукопроизношению и обучению грамоте.

Материал разработан для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную логопедическую группу детского сада. Так же может использоваться  как дополнительный  материал  для работы со старшими...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СИГМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Содержание Введение…………………………………………………………………………....3 - 5Глава 1.Теоритические основы коррекции нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста……………...............................

Рекомендации родителям: Как начинать работу над звукопроизношением.

Информация будет полезна для родителей и специалистов, работающих с детьми....

Коррекционные игры в работе по звукопроизношению

Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо ...

Консультация для родителей «Как начать работу над звукопроизношением»

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевого нарушения, при которой у ребенка оказываются несформированными все компоненты языковой системы: произношение и восприятие звуков реч...

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...

Консультация для родителей "Как работать над звукопроизношением дома"

Логопедическое занятие - это школа обучения и воспитания не только ребёнка, но и родителя. Многолетняя практика присутствия на занятиях ответственных родителей показывает, что для них логопедические з...