Обучение грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «По следам Снежной королевы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_obuchenie_gramote._7.11.18.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обучение грамоте.

Образовательные задачи:                                                                                    

  • упражнять в звуковом анализе слов;
  • закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
  • закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
  • тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
  • закрепить понятие «предложение»;
  • составлять предложения с помощью схемы;

Развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое представление;
  • развивать зрительный и пространственный гнозис;
  • развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;
  •  развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;
  • воспитывать чувство импатии (сопереживания).
  • воспитывать интерес к занятию;
  • воспитывать настойчивость;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Демонстрационный материал:

  • Аудиозапись «звукового письма», магнитофон.
  • «Волшебный мешочек» с буквами.
  • Плакат со схемами  предложений и нарисованным гномом.
  • Посылка.
  •  Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.
  • Медали в форме букв.
  • Сундучок.
  • Карточки: синие, красные, зеленые.
  • «Волшебный карандаш».

Раздаточный материал:

  • Счетные палочки.
  • Карточки: синие, зеленые, красные.

Ход занятия: Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте скажем слова приветствия:

Я здороваюсь везде – дома и на улице (поочередно показывать правую и левую руку)

«Здравствуй!» говорю я другу (показываем на друга)

Здравствуй, солнце золотое! (обеими руками описать круг) 

Здравствуй, небо голубое! (обе руки вверх)

Здравствуй, теплый ветерок! (покачивание вверху из стороны в стороны двумя руками)

Здравствуй, низенький дубок! (присесть)

Здравствуй, утро! (правая рука вперед)

Здравствуй, день! (левая рука вперед)

Нам здороваться не лень. 

 Ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю  в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране  Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.)

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)

-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е (выполняется упражнение).

Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А это, кажется и первое задание:

 Королева Знаний посылку прислала,

А в ней подарки вам,

Но вы не ждите подсказки:

Названия подарков на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

(воспитатель достает из посылки игрушки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные подарки!  Сколько слогов в слове «Кукла»?(2). А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

  • Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
  • Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
  • Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки. А вот и второе задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой, связаны по смыслу)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть.

Средь них один чудесный Гномик есть.

Он карточку со схемами в подарок вам принес.

Вы ж проявите свое умение,

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На плакате нарисован Гном со схемами предложений).

  1. _______      ______.

  1. _______      ______   ______.

  1. _______      ______   ______  ______.

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено). 

(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка: У жирафа пятна, пятна…(гимнастика Железновой)

Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие.  Вот еще одно задание от Королевы знаний (воспитатель достает конверт, в котором написано следующие задание).

Воспитатель: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски)

Петух

Абрикос      Давайте прочитаем, какое слово получилось: ПАУК

Укроп

Кролик  

Воспитатель: Правильно, это слово паук! (воспитатель достает из посылки игрушку-паука). Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). Назовите первый звук? (4). А последний звук? А что мы обозначаем синими, красными, зелеными карточками? (Звуки. Синяя карточка- твердый согласный звук, красная карточка- гласный звук, зеленая карточка- мягкий согласный звук).

Воспитатель: Молодцы! Перед вами схема слова паук.

Скажите, что это за клеточки под картинкой?

Дети: Сколько клеточек, столько звуков.

Воспитатель: Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек (вызывает ребенка к мольберту.                                                                                

Значит, сколько звуков в слове паук?                                                        

Какой звук первый? (выделяет голосом)                                                

(ребенок выполняет у доски, дети у себя на карточке)                

Давайте обозначим этот звук синей фишкой)

Какой второй? (выделяет голосом)                                                        

Что мы можем сделать с этим звуком? (пропеть)

Значит этот звук гласный или согласный? (гласный).

Каким цветом мы обозначим гласный звук на схеме? (красным).

Какой третий? (выделяет голосом)

Этот звук гласный или согласный? Каким цветом обозначим этот звук? (красным).

Сколько звуков в слове паук?

 Назовите первый звук. (П)

 Назовите второй звук.  (А)

 Назовите третий звук.  (У)

 Назовите последний звук (К)

Сколько согласных в этом слове? (2). А сколько гласных? (тоже 2). Какие гласные звуки? (а, у)

(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)

«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»

(дети находят сундучок, а в нем находятся медали, «Веселые буквы», для каждого ребенка. Воспитатель раздает медали каждому ребенку.)

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)

Итог занятия.

Воспитатель: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?  

                                         

                                                         На что обратить внимание:

  1. В задачах формулировка «тренироваться в конструировании букв» и

«Гнозис»- это конечно сильно! Особенно пространственный. Но думаю, что это не ваша сфера деятельности. Я бы убрала это из задач. Общей моторики тоже было маловато, поэтому убрала бы тоже. Чувство импатии в какой части занятия пытались воспитывать?

  1. «-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э-Е». [Е], наверное, попал сюда случайно, потому что такого звука нет, а есть [Й] и [Э].

  1. Точнее формулируйте вопросы. «Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему?» Потому что такие слова бывают… Если вы неправильно определите количество слогов? Слоги в двух словах закрытые, дети могут нахлопать больше чем надо. На слух количество гласных определить сложно. Хотя может они у Вас уже натренированные… Это количество слогов можно проверить по количеству гласных, а не наоборот. При делении слов на слоги хорошо работает такой приём, когда ладонь (тыльную сторону) подставляют полочкой под подбородок, проговаривают слова. Сколько раз подбородок коснулся руки, столько и слогов. Уверена вы о нем знаете.

  1. Продумайте варианты (их немного) предложений со словом игрушки:

Игрушки стоят (лежат).

Стоят новые (красивые) игрушки.

Игрушки стоят на полке. Дети играют в игрушки.

  1. Непонятно где и как дети находят сундучок, и кто вручает им медали.

  1. При подведении итогов.  «Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?». Вы сказали, что это не занятие, а путешествие. Сохраняйте сюжетную линию. (Страна Знаний- особенная страна. В нее попадают тот, кто много знает и умеет, кто любит учиться, кто хочет узнавать что-то новое). Лучше спросить: Вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какое задание вам понравилось выполнять? Какое было самое легкое (трудное) для вас? Хотели бы еще попутешествовать?

Немного подредактировала текст. Титульный лист напечатаю позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....