Дополнительная общеобразовательная программа По развитию речи «Волшебная сказка»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи "Волшебная сказка" для воспитателей ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_skazka_3.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 121»

Рассмотрено

на заседании м/с ГБОУ Школа№121

Председатель м/с

Вдовенко С.П.

Протокол №   от «01» сентября 2018г.

                     Утверждаю

                     Директор ГБОУ Школа №121

                     Сметлев В.С. ______________

                     Приказ №  от «01» сентября 2018 г.

Направленность программы: Педагогическая направленность

Дополнительная общеобразовательная программа

По развитию речи «Волшебная сказка»

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Составитель программы:

Лощинина Елена Борисовна

                                                 Москва 2018г.

Пояснительная записка

Развитие речи ребенка – это главное для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы подготовки детей к поступлению в первый класс.

Развитие речи дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях – по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. – и вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако на специальных занятиях обучение родному языку, развитие речи становится главной задачей. Это обуславливает необходимость и  педагогическую целесообразность разработки данной программы.   

Новизна предлагаемой программы заключается в обеспечении преемственности программ воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Давно назрела необходимость в последовательной программе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, в первую очередь, это касается преемственных программ по развитию речи и, особенно, по подготовке к обучению грамоте

        Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

  Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

     Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы, а также на работе по развитию связной речи (диалогической и монологической) и расширение словарного запаса.

1. Формирование навыков учебной деятельности: внимательно слушать педагога, действовать по предложенному им плану, самостоятельно выполнять поставленную задачу; обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

     За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

      В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы.

Методы и приемы обучения, используемые на занятиях: словесные (беседа, викторина, объяснение, рассказ, словесное рисование); наглядные (работа с наглядным материалом, демонстративным и иллюстративным материалом); практические (работа в тетради с печатной основой, работа по карточкам, работа с кассой букв, тестирование, контрольное чтение, самостоятельная работа, составление рассказа по плану-схеме, работа с раздаточным материалом, составление предложений по схеме, составление рассказа по картине, составление рассказа по плану, составление диалогов, монологов, пересказ, инсценировка, чтение стихов наизусть, сочинение сказок, небылиц, рассказов); игровые (дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, подвижная игра, отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Программа адресована детям в возрасте 5-7 лет. Условия набора детей в группу: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет 16 человек.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 учебных года.  Общее годовое количество часов – 33 часа.

Занятия по развитию речи осуществляется 1 раз в неделю по 45 минут.

Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию.

 Предполагаемые результаты

  • Развитие связной речи.

Дети овладевают умением

  • Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею  и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц.
  • Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
  • Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту
  • В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова
  • Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
  • Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
  • В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)
  • Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
  • Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности
  • Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

На занятиях по обучению грамоте у детей происходит формирование представлений о слове и предложении, дети учатся слоговому и звуко-буквенному анализу. Идет процесс обучения записывать слова, предложения печатными буквами, ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка), рисовать предметы в тетради в линейку. При этом дошкольники стараются правильно держать ручку, карандаш, пользоваться линейкой, соблюдать правила посадки.

Критерии достижения цели программы

системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.

изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)

система оценки знания детей и система контроля за знаниями и умениями (графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка)

эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности).

  • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, знать порядок букв и их название «алфавит», различать гласные, твердые и мягкие согласные, правильно ставить ударение в знакомых словах, составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения;
  • составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии картинок, из опыта;
  • читать по слогам небольшие тексты, отвечать на вопросы по тексту, обсуждать их содержание с товарищами и педагогом.

повышение уровня воспитанности

интерес к занятиям

мотивация на дальнейшее обучение.

Механизм определения результативности программы

тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства

диагностирование детей по выявлению уровня сформирования общих и специализированных умений и навыков

организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся

оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)

анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма знаний в данной области и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях.

Уровни усвоения программы

Низкий ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.

Средний  Кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная.

 Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь- чистая, грамматически  правильная, выразительная.)

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;

консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;

разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Как читать книги», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.;

анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения  по данной программе.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Обучение грамоте.

Фронтальные

2

Развитие речи

Фронтальные

3

Ознакомление с художественной литературой.

15ч

10ч

Фронтальные

                                               

Итого: 33 часа

Учебно-тематический план /1 год обучения

Содержание образовательной программы.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

  Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

02

15:50-16:35

Рассматривание осенних пейзажей

45мин

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная.

2

08

Составление рассказа.

Тема: «Моя комната»

Группа

Фронт.

Индивид.

3

16

0знакомление

Познакомить с разнообразием слов

Группа

Фронт.

Индивид.

4

22

Звуки

Учить правильно произносить звуки в словах

Группа

Фронт.

Индивид.

5

30

Сравнение слов.

Сравнение слов по звучанию (короткое -длинное)

Группа

Фронт.

Индивид.

6

Ноябрь

13

Отгадывание загадок

45 мин

Учить отгадывать загадки. Развивать внимание.

Группа

Фронт.

Индивид.

7

19

Овощи

Заучивание стихов

Группа

Фронт.

Индивид.

8

27

Слово

Знакомство со звучащим словом.

Группа

Фронт.

Индивид.

9

Декабрь

03

Беседа по картине

45 мин

Рассказ по сюжетной картине «Зима»

Группа

Фронт.

Индивид.

10

      

11

Скороговорки

Разучивание скороговорок

Группа

Фронт.

Индивид.

11

17

Чтение. Инсценировка сказки.

Р.Н.С. «Пузырь, соломинка и лапоть».

Группа

Фронт.

Индивид.

12

25

Обобщающие слова. Их роль в речи.

Подбор обобщающих слов на тему: «В загадочной стране».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

13

29

Заучивание стихов.

«Здравствуй, праздник Новый год!»

Группа

Фронт.

Индивид.

14

Январь

14

Чтение сказки. Ответы на вопросы распространенными предложениями.

45 мин

«Сказка о мертвой царевны и семи богатырях».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

15

22

Чтение басни. Определение морали в басне.

Басня Крылова «Стрекоза и муравей».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

16

28

Чтение. Беседа.

У.Н.Т. Пословицы и поговорки о временах  года.

Группа

Фронт.

Индивид.

17

Февраль

05

Чтение. Пересказ

45 мин

Л. Н. Толстой «Прыжок».

Группа

Фронт.

Индивид.

18

11

Чтение сказки. Придумывание необычного конца сказки.

Р. Н.С. «Хаврошечка».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

19

19

Чтение. Пересказ.

В. Бианки «Купание медвежат».

Группа

Фронт.

Индивид.

20

25

Чтение. Беседа.

Р. Н. Т. Былина. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

21

Март

05

Заучивание наизусть

45 мин

Стих А. Барто «Мама или я? »

Группа

Фронт.

Индивид.

22

11

Чтение и обсуждение

 

Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица»

Группа

Фронт.

Индивид.

23

19

Заучивание наизусть

С. Есенин «Черемуха».

Группа

Фронт.

Индивид.

24

25

Рассказывание по картинкам

«Перелетные птицы»

Группа

Фронт.

Индивид.

25

Апрель

02

Предложение

45 мин

Составление предложений

Группа

Фронт.

Индивид.

26

08

Схема предложения

 

Придумывание предложений к картинке и запись его схематически.

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

27

16

Употребление знаков препинания в конце предложений

Определение по интонации знака в конце предложения.

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

28

22

Чтение наизусть

Стих. А. Плещеев «Весна».

Группа

Фронт.

Индивид.

29

30

 Составление предложений.

Составление предложений повествовательных, восклицательных и вопросительных.

Группа

Фронт.

Индивид.

30

Май

06

Беседа. Прослушивание песен, стихов о войне.

 45 мин

День Победы

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

31

14

     Чтение. Обсуждение прочитанного   рассказа.  

Н. Носов «Огурцы».

Группа

Фронтальная

Индивидуальная

32

20

Чтение рассказа. Пересказ.

В. Сухомлинский «Яблоко и рассвет».

Группа

Фронт.

Индивид.

33

28

Занятие – викторина.

Группа

Фронт.

Индивид.

   

Методическое обеспечение программы

     В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

- наглядный (наблюдение, демонстрация)

- практический (игра, упражнения)

В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки  знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.

     Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка.

     В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

  • Изучение нового материала
  • Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
  • Комплексные

Занятия по развитию речи структурно выглядят так:

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
  • постановка цели занятия
  • организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии
  • анализ деятельности детей
  • Развитие словаря
  • Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  • Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  • Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения  и др.)
  • Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.).

        Знакомство  с произведениями детской художественной литературы

  • Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
  • Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
  • Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
  • Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.

Техническое оснащение занятий

Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам;

Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы;

Хрестоматии для детей по возрастам;

Мультимедийное оборудование;

Репродукции картин известных художников.

  • Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте»;
  • Магнитная азбука;
  • Графические изображения букв;
  • Индивидуальные разрезные азбуки;
  • Карточки для индивидуального чтения;
  • Фланелеграф;
  • Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;
  • Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;

Условия реализации программы

Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент, виртуальные экскурсии. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Во внеурочной деятельности проводятся мероприятия развлекательно-познавательного характера. Они помогают обобщить знания детей и углубить их по отдельным темам.

Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания

«Кто внимательный?»

«Кто больше»

«Тим – Том»

«Слоговое лото»

«Дополни слог, слово»

«Слоговой аукцион»

«Третий лишний»

«Слушай хлопки»

«Бывает – не бывает»

«Хорошо – плохо»

«Скажи кто, что это?»

«Скажи кто так?»

«Что к чему?»

«Кто так говорит, делает?»

«Что общего?»

«Назови одним словом»

«Волшебный мешочек»

«Крылатое слово»

«Один – много»

«Чего не стало»

«Раздели по группам»

«Чей голосок?»

«Подбери пару»

«Наоборот"

«Узнай по описанию»

«Подбери слово»

«Расшифруй слово»

«Повтори, не ошибись!»

«Кто где живёт»

«Заколдованные слова»

«Назови ласково»

«Измени слово»

«Придумай слово»

«Доскажи словечко»

«Закончи слово, предложение»

«Времена года»

«Дни недели»

Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.


Литература

  • Арушанова  А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
  • Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
  • Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
  • Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей. М., 1997.
  • Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ  «Сфера» 2006
  • Яшина В.И., Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
  • Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал – авт.-сост. О.М. Ельцова – Волгоград: Учитель, 2009. – 335с.
  • Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ – Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 271 с.
  • Климанова Л.Ф. Обучение грамоте: методическое пособие – Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева – М.: Просвещение, 2006. – 128 с.
  • Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7лет. Методическое пособие – Е.В. Колесникова, Е.П. Телышева– М.: «ГНОМ-ПРЕСС», «Новая школа», 1998. – 40с.
  • Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы – авт.-сост. Л.Е. Кыласова – Волгоград: Учитель, 2011. – 332 с.
  • Маханёва М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.Д. Маханёва, Н.А. Гогоголева, Л.В. Цыбирева– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
  • Регент Н.А. Система комплексных занятий в подготовительной группе – Н.А. Регент – Волгоград: Учитель, 2011. – 311 с.
  • Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей 6-7 лет – авт.-сост. О.М. Рыбникова – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.
  • Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. – Под ред. О.С. Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 272 с.
  • Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма – Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина – М.: ВАКО, 2005. – 288с.
  • Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. Сценарии занятий –Р.М. Хамидулина– М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная кисточка"

Приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности....

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи в младшей группе посредствам театрализованной деятельности через взаимодействие с семьями воспитанников

Театрализованная деятельность в группе очень часто используется педагогами для развития речи воспитанников. Чем дополнительная программа отличается от основной? Тем, что участвуют как дети, так и роди...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»

Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...

Дополнительная общеобразовательная программа речевого развития дошкольников " АБВГДейка" от 6 до 7 лет , и "АБВГДейка " от 5 до 6 лет.

Цель программы: Преодоление     фонетико-фонематического     недоразвития     речи,     подготовка...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка по оригами «Волшебная бумага» на 2021-2022 учебный год (старшая группа, 5-6 лет)

Дополнительная общеобразовательная программакружка по оригами «Волшебная бумага»на 2021-2022 учебный год(старшая группа, 5-6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию мышления и мелкой моторики рук у детей 2-3 лет. «Мир сенсорики».

Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования воспри...