Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Звуковая культура речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Коробкова Татьяна Борисовна

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Звуковая культура речи.

Игра – квест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-_igra.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Звуковая культура речи.

Игра – квест.

Цель:.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умения детей составлять правильно предложения.

2. Правильно согласовывать слова в предложении в разных падежах.

3. Автоматизировать умение детей делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

4. Закреплять правильное произношение звука Ш, умение дифференцировать на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуком Ш.

5. Упражнять детей в произношении слов, меняя силу голоса.

Развивающие

1. Развивать речевое дыхание

2.Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление

3. Расширять и активизировать словарный запас

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве на листе , мелкую моторику рук.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к звучащему слову, к родной речи

2. Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Предварительная работа: знакомство с предложением, слово, слогом, игры на нахождение звука в словах, придумывание слов с определенным звуком;

Оборудование: геометрические фигуры; Фланелеграфф; изображения кота, задания для индивидуальной работы, конверт с письмом, посылка.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями. Мы говорим здравствуйте, что мы этим желаем людям? (ответы детей) А сейчас мы с вами сделаем глубокий вдох – вдохнем радость, хорошее настроение, удачу, а выдохнем разочарование, неуверенность, плохое настроение, уныние.

 И так у нас с вами хорошее настроение и мы с улыбкой принимаемся за дело.

 Организационный момент.

Ребята, вы знаете, я сегодня в почтовом ящике детского сада нашла письмо. Оно адресовано детям подготовительной к школе группы, то есть нам, от старичка – звуковичка, поэтому мы можем смело его прочитать.

 ( Распечатывают и читают письмо)

 «Здравствуйте, ребята подготовительной к школе группы. Пишет вам старичок – звуковичок. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Как у вас состоят дела со звуками? Хотел бы проверить ваши знания. Я надеюсь, что вы готовы пройти испытания… Я посылаю вам задания, если все выполните, вас ждет сюрприз.

Задания спрятаны у вас в группе, а где именно я нарисовал на карте (вы сможете узнать если отгадаете мои задания). Я желаю вам успехов. С уважением старичок-звуковичок.»

Воспитатель. Ребята, а здесь и карта – план нашей группы.

 Основная часть

Воспитатель. Ну, ребята, как вы готовы выполнить задания? (ответы детей). Ну тогда приступим.

И так первое задание.

Давайте мы посмотрим на нашу карту. Здесь отмечено где спрятаны задания. Первое – задание.Загадка

Плотные листочки,

Яркие цветочки,

Ароматны и милы,

Их названье подскажи! (Фиалка)

Задание спрятано на подоконнике с цветами.

Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель: Послушайте что я вам прочитаю. Наступила золотая осень.

Что Это?

Дети: предложение.

Сколько слов в этом предложении?

Дети: В этом предложении три слова.

Какое первое, Какое второе, Какое третье? Каждое слово мы с вами обозначим геометрической фигурой (Пришла - прямоугольник, золотая – треугольник, осень –овал)

Воспитатель: - Пришла золотая осень.

А сейчас я поменяю геометрические фигуры местами и мы послушаем как может зазвучать это предложение по другому.

Давайте его  прочитаете  (игра повторяется 2-3 раза)

- Ребята, вы молодцы! Мы свами справились с первым заданием старичка – звуковичка. Посмотрите ребята здесь есть буква А. Интересно для чего она. Давайте пока ее отложим и продолжим выполнять второе задание. Загадка на плане.

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина) Второе задание в игрушках – машинках.

2. А здесь картинка (показать детям картинку с изображением кота.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Кот.

А сейчас я прочту вам стихотворение А. Грачева, а вы добавите слово «КОТ», слушайте внимательно стихотворение, это слово будет звучать по разному….

Воспитатель

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый… кот.

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от… кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к… коту.

Крыса старая и та,

Видя грозного… кота,

Убежит скорее в дом,

Чтоб не встретиться с… котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о … коте.

Молодцы, ребята!

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились.

Смотрите а здесь буква «Р». Интересно для чего она.

Третье задание и опять загадка
    Кто, спины не разгибая,
    Моет пол и пыль гоняет?
    Кто всегда нам помогает,
     И всегда нас выручает?   

 Всю заботу и вниманье
    Дарят детям наши... (няни)!
Третье задание у Оксаны Николаевны.

Для того что бы нам его выполнить присядьте на свои места.

3. «Определи сколько слогов в слове»

Надо разделить слова на слоги.

Физминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Сели за столы проверили осанку и правильную посадку.

Проводится гимнастика для глаз с листиком.

«Листочки»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева - сосны, справа – ели.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

Дети выполняю задания на рабочих столах. У каждого лист с домиками. Нужно заселить животных в свой домик. Первый домик с одним словом. Второй с двумя, третий с тремя.

Воспитатель: давайте мы с вами вспомним как можно разделить слова на слоги

Дети: Делить будем при помощи хлопков в ладоши. (На столе лежат листы с домиками и животными – волк, лиса, белка, лось, собака, корова.

Ребята кого вы заселили в домик с одним слогом?

Дети: волк, лось. Давайте мы проверим. (попросить прохлопать эти слова нескольких детей)

Ребята кого вы заселили в домик с двумя слогами?

Дети: лиса, медведь. Давайте мы проверим. (попросить прохлопать эти слова нескольких детей

Ребята кого вы заселили в домик с тремя слогами?

Дети: собака, корова. Давайте мы проверим. (попросить прохлопать эти слова нескольких детей. Ребята а скажите какие животные живут в первом и втором домике? А в третьем?

Дети: домашние.

Воспитатель: И это задание выполнено. Молодцы

В конверте буква «Г» и картинки дерево и жук.

И загадка

Стоит на комоде стеклянный сосуд.
В этом  сосуде  и рыбки живут.
Но только оттуда ты ее не лови!
На рыбку красивую ты просто смотри.

Третье задание спрятано у аквуриума.

Динамическая пауза.

Давайте мы с вами немного отдохнём и сделаем Дыхательная гимнастика.

Давайте мы представим, что мы деревья в осеннем лесу, наши руки ветки с листочками, которые шелестят произносится звук «Ш» Глубоко вдохнем носом и постепенно выдыхаем произнося ШШШШ, а теперь прерывисто Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

А теперь посмотрите ко мне на руку сел жук и зажужжал ЖЖЖЖ, посидел и полетел далеко. Давайте попробуем сначала громко пожужжать, а потом все тише и тише, жук улетел.

- от громкого к тихому.

4.Игра: «Послушай и узнай звук»

Сейчас на дворе осень, а осенью дует сильный ветер ш шуршат листья вот так Шшшшшш – это песенка ветра. Давайте мы с вами протоем песенку ветра

Дети: Шшшшшшшш.

 А теперь я вас попрошу поймать звук ш. Я буду называть звуки  и когда вы услышите песенку ветра вы должны хлопнуть в ладоши.

Воспитатель: Ш М А Ш Т С Ш З У Ж Ш Ш

Песенка листика в слогах: ША, ШУ, ДА, СЫ, АШ, ЖУ, АС, АША

В словах: ШУБА, ДОМ, СОК, ШАПКА, ЖУК, КОШКА, ДУШ, САША

(Можно предложить детям попробовать придумать слова со звуком Ш)

Молодцы все справились. А здесь буква «И»

5. «сказать слово с разной силой голоса».

Воспитатель: а здесь колокольчик – если он маленький, то сказать нужно тихо, средний – умеренно, большой громко.

Воспитатель. И последнее задание. На столе лежат картинки, возьмите по одной и послушайте задание. Надо произнести название картинки с разной силой голоса (шепотом, умеренно, громко). Если картинка маленькая, то произнести нужно шепотом, если средняя - то умеренно, а большая – громко.

Ну, ребята, вы молодцы! Заданий больше нет.

Ребята мы выполнили все задания которые отмечены на карте и получили буквы «А», «Р», «Г», «И». давайте подумаем какое слово мы можем составить.

Дети: Игра.

Итог.

1. Как вы думаете, мы справились с заданием?

2. А что для вас было самым интересным?

 Входит дворник и приносит посылку для детей подготовительной группы. Дети открывают ее, там находятся витамины, пластилин и буквы для раскрашивания. Дети продолжили работу в изодеятельности (лепили буквы, раскрашивали, вырезали и составляли композиции)