Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Пусть миром правит доброта»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шакало Татьяна Александровна

Тематическое занятие направлено на развитие связной речи, расширение и активизицию словаря, совершенствование образовывать однокоренные и сложные слова.

Все задачи реализуются через игровые ситуации, дидактические упражнения, практическую деятельность.

Занятие составила и провела: воспитатель Шакало Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по развитию речи27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 147 «Голубые дорожки» г. Брянска

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

в подготовительной группе «Считалочка»

Тема: «Пусть миром правит доброта».

Подготовил и провел воспитатель:

Шакало Т. А.

Брянск – 2021 г.

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Пусть миром правит доброта»

Цель: развитие связной речи.

Программные задачи:

- закреплять умение детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине, опираясь на вопросы педагога;

- продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать связную речь, навыки речевого общения, формировать умение отвечать на вопросы полными ответами;

-  расширение, уточнение и активизация словаря;

- упражнять детей в подборе слов-антонимов;

- совершенствовать умение образовывать однокоренные слова;

- учить быть сдержанными и доброжелательными, работать над определением понятия добра в процессе общения; 

- воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, чувство сострадания и милосердия;

- воспитывать желание и стремление помогать друг другу в трудной ситуации.

Материалы и оборудование: картина «Друзья», картины с изображениями поступков, аудиозапись, рисунки цветика-семицветика на каждого ребёнка, мяч, корзина, шарики.

Предварительная работа: беседы, прослушивание песен о доброте, рассматривание иллюстраций, фото, чтение произведений В. Осеевой, В. Катаева, заучивание стихотворений и пословиц о доброте, дружбе.

Ход занятия.

Приветствие:

- Доброе утро! - птицы запели,

- Добрые люди, вставайте с постели!

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам!

Доброе утро и звери, и птицы!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель: - Ребята, скоро вы пойдете в школу, там вы найдете много новых друзей и будете продолжать дружить с прежними друзьями. Чтобы к вам тянулись другие люди, чтобы с вами дружили, нужно быть добрыми, отзывчивыми. Сегодня мы с вами будем говорить о доброте.

1. Игровое упражнение «Мы с тобой одна семья». (Дети, давайте возьмемся за руки, закроем глаза и подарим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в наших сердцах).

- Мы с тобой одна семья: (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Вы, мы, ты и я,

Обними соседа слева, (обнять)

Мы теперь - друзья! (пожать друг другу руку)

Мы с тобой одна семья: (идут по кругу)

Вы, мы, ты и я!

Обними соседа справа (обнять)

Мы теперь – друзья! (пожать руку).

(Встать полукругом напротив доски)

2. Беседа «Добрый человек» (дети стоят, образуя полукруг)

В. –  Дети, мы сейчас друг другу пожелали хорошего настроения, добра.

В. - А что означает быть добрым человеком? Добрый человек – это какой, если другими словами?

ДЕТИ: это внимательный, отзывчивый, добрый, заботливый, доброжелательный, щедрый, готовый помочь в беде.

3. Чтение стихотворения ребёнком.

В. -  __________ нам расскажет, как проявляется это удивительное качество в стихотворении.

Ребенок:

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю,

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда -

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

4. Игровое упражнение «Корзина правил доброты»

В. – Посмотрите, ребята, что у меня в руках? (шарики, корзина). Это волшебная корзина и сейчас мы ее заполним шариками. Каждый из вас будет брать по одному шарику, называть те правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть добрым, вежливым, отзывчивым. После этого бросать шарик в корзину.

* Не обижать никого

* Заступиться за слабого.

* Помогать друг другу.

* Попросить прощения, если обидел.

* Не врать.

* Не предавать.

* Не ябедничать.

* Говорить вежливые слова.

* Будь приветлив, вежлив.

* Будь внимателен к людям.

* Делай добрые дела.

* Не отвечай злом на зло.

* Прощай ошибки другим.

* Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

* Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

* Защищай девочек и маленьких детей.

*Уступи место в автобусе пожилым людям.

* Выручай друзей в беде.

*Не жадничай.

* Не завидуй.

* Не груби.

* Помогай там, где нужна помощь.

* Помогай другим сам, а не жди, когда тебя попросят об этом.

5. Игровое упражнение «Ответь по картинкам»

В. – Сейчас вы разделитесь на команды по цветам своих браслетов (значков, эмблем..) и подойдете к столу такого же цвета, как ваш браслет (с такой же эмблемой, как у вас).

В. – Посмотрите, пожалуйста, на картинки на своих столах и скажите предложением, какие добрые поступки вы видите? (5 картинок)

Воспитатель даёт минуту на рассматривание. Потом по очереди обращается к представителям каждой команды и приглашает всех остальных посмотреть их картину и послушать.

Воспитатель задаёт дополнительные вопросы по каждой картине: например, какая девочка? и т. д., добиваясь в ответах использование прилагательных и наречий: внимательная, заботливая, трудолюбивая…)

(* Девочка дарит маме цветы.

* Мальчик кормит голубей.

* Ребёнок поливает рассаду на огороде.

* Девочка кормит козу травой.

* Собаке забинтовывают раненную лапку).

6. Игровое упражнение с мячом «Замени добрыми словами».

В. - Мы знаем, ласковое, доброе слово душу согревает. А сейчас сделаем так, что плохих слов вообще не будет. Я вам буду бросать мяч со словом, а вы возвращать его мне со словом, противоположным по смыслу, то есть со словом наоборот.

        (дети подбирают слова-антонимы)

Злость – доброта.

Война – мир.

Жадность – щедрость.

Ложь – правда.

Ссора – дружба.

Ненависть – любовь.

Грубость – ласка.

Лень – трудолюбие.

Злой-добрый

Грубый-ласковый

Отнять –подарить

Поругать-похвалить

Жадный-щедрый

Обидеть-защитить

Огорчить-обрадовать

Грустный-весёлый

Равнодушный-заботливый

Неряшливый-аккуратный

Сломать-починить

Порвать-заклеить

Крикливый-молчаливый

Трусливый-храбрый

Ленивый-трудолюбивый

В. – А какие добрые дела вы совершаете? (дома, в саду, по отношению к друзьям…)

ФИЗМИНУТКА

Воспитатель: - Теперь немного поиграем. Покажем, как мы помогаем маме со стиркой белья.

(показывает ребенок):

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

1, 2, 3, 4

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились

7. Игровое упражнение «Подбери слова».

В: - Доброта сделает наш мир лучше. Ребята, а давайте с вами попробуем подобрать родственные слова к слову «добро», имеющие общую часть слова.

Дети: - Добрый, добряк, доброжелательный, доброта.

В: - А еще есть такое слово, как «добродетель». Добродетель заключает в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

- Если у человека доброе сердце, то он какой? («добросердечный»).

- А если сложить слово «добрая» и слово «душа», то какое слово получится? (добродушный).

      А еще родственным словом к слову «добро» является слово «доброволец» (волонтер) – это человек, который бесплатно и добровольно делает что-то для других людей. У добровольца есть своя жизнь, семья, работа и, как у всех остальных людей, есть свободное время. Это время он тратит не только на отдых и развлечения, но и на то, чтобы помочь тем, кому сейчас трудно.

8. Составление рассказа по сюжетной картине.

Воспитатель ставит перед детьми сюжетную картину. (Дети сидят)

В.: - Посмотрите на эту картину внимательно и подумайте, что произошло.

Вопросы к сюжетной картине (побуждать детей использовать в своих ответах больше прилагательных)

- Посмотрите на картинку. Кого мы видим? Давайте придумаем детям имена.

- В какое время года играют дети?

- С кем играла девочка Таня? (имена детей можно изменить)

- Кто забрал у Тани мяч?

- Как поступил мальчик Витя?

- Почему Таня заплакала?

- Что сделал Андрей?

- Как вы думаете, какие слова мог сказать Андрей, когда протягивал Тане шарик?

- Кто из мальчиков поступил как настоящий друг?

-Какой поступок совершил Андрей?

- С кем из мальчиков Таня захочет дружить? И почему?

Воспитатель: - Сегодня, ребята, вы будете составлять рассказ по этой сюжетной картине.

В: - Давайте придумаем название рассказа. (Дети придумывают)

В: - Рассказ может называться «Друзья» или «Настоящий друг».

В: - Ребята, при составлении рассказа мы будем придерживать плана.

В: - О чём расскажем в начале, в середине, в конце?

План рассказа:

1. Вступление, начало (Когда и где играли дети)

2. Основная часть (Что произошло с Таней?)

3. Заключение (Какой поступок совершил Андрей?)

 

(Дети составляют рассказ, во время которого взрослый следит за полнотой предложений, связностью, последовательностью речи, отсутствием пауз)

Образец рассказа даётся воспитателем в случае затруднения.

Однажды летом на поляне играли трое друзей – Таня, Витя и Андрей.

Таня подбрасывала мяч и ловила. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Я тоже хочу играть с мячом!» Таня заплакала, так как ей было очень обидно. Тогда Андрей пожалел Таню. Он сбегал домой и принёс воздушный шарик. Андрей протянул красивый, блестящий, воздушный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь! Давай играть вместе!»

Таня перестала плакать, улыбнулась и пригласила к себе в гости Андрея, чтобы показать свои игрушки.

В: ДОБРОТА – качество удивительное.

Быть ДОБРЫМ – значит понимать и близких, и чужих.

И радости порой не знать, заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

Но все же, посмотри,

Как много у него друзей!

А злой и равнодушный – всегда один.

9. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

В: Ребята, на столах лежат изображения цветов. Возьмите их. Что вы видите?

Дети: Мы видим Цветик-семицветик.

 В: - Да, это Цветик-семицветик. Скажите, какой это цветок.( подвести к понятию волшебный).

- А так как он волшебный, мы поделимся добром.

- Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

(включить красивую, приятную мелодию.)

Представьте, что Вы на сказочно красивой цветочной поляне нашли такой же цветок, положили его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг.

В: - Я предлагаю вам подарить свой цветок рядом стоящему ребёнку и пожелать что-то.

- Передавать будем по кругу.

Подведение итогов

В: - Вот и подошло к концу наше занятие.

 Какое задание было самым лёгким для вас?  

(здесь можно спросить конкретно какого-то ребёнка. -  Вероника, какое задание было для тебя лёгким? А какое трудным?)

- А какое самым трудным?

-  А какое вам понравилось больше всего?

Дети: (дают полные ответы)

Пожелания детям:

В: - Ребята, творите добро! Будьте добрыми, нежными, ласковыми, будьте терпимее друг к другу. И тогда в вашей жизни рядом с вами будут только хорошие отзывчивые люди. Не будем забывать об этом.

« Пусть миром правит доброта»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конкурс.Конспект организованной образовательной деятельности подготовительной группы "Золотая рыбка" Тема: "Экскурсия в физкультурно-оздоровительный комплекс".

С введением нового Закона об Образовании  изменилось многое в рамках дошкольных учреждений. Одно из требований, которое предъявляется педагогам сегодня,  стало написание конспектов образоват...

Конспект организованной образовательной деятельности по познанию (ФЦКМ) на тему «В мире Доброты и Дружбы» в средней группе.

Конспект ООД для детей 3-4 лет, содержит беседу о доброте и дружбе, стихи , пальчиковую и подвижную игру по теме. Деятельнсть направлена на расширение представлений о дружбе, углубление представл...

Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу познавательное развитие Ознакомление с миром природы в средней группе Тема: «Цветочный город»

Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре. 3. Учить...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему: «Славься, Русь-Отчизна моя!» ( посвященное Дню Народного Единства)

КОНСПЕКТОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему:«Славься, Русь-Отчизна моя!»( посвященное Дню Народного Единства)...

Конспект организованной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" "В мире архитектуры"

- уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, ее видах, функциях (прочность, польза, красота)-закрепить знание типичного, обобщенного в сооружениях (у всех домов есть фундамент, кр...