Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие по морю"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цепляева Вера Николаевна

Цель занятия: развитие связной речи с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_moryu.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

План-конспект совместной деятельности

с детьми подготовительной группы

ТРИЗ «Морское путешествие»

Подготовил:

воспитатель Цепляева В.Н.

Новохоперск 2019

Цель:  развитие связной речи с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать словарь по теме.

2. Учить придумывать и пересказывать рассказ последовательно, эмоционально, логично;

3. Учить составлять загадки с помощью схемы; формировать навыки речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучать созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

4. придумать фантастического морского обитателя, используя метод ТРИЗ; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения;  развивать творческое воображение.

Развивающие:

1. Развивать умение формулировать и задавать вопросы.

2. Развивать логическое мышление

3. Развивать связную речь.

Воспитательные:

  1. Формировать самостоятельность, активность ;
  2. Вызвать заинтересованность у детей, их эмоциональный отклик, воспитывать культуру общения и чувство коллективизма.
  3. Способствовать воспитанию доброты, развитию  желания помогать тем, кто нуждается в помощи.

Предварительная  работа:

 просмотр слайдов с изображением морских обитателей;

 беседы об образе жизни, повадках  морских обитателей;

 составление детьми о них описательных рассказов, придумывание о них загадок;

 разгадывание загадок по теме;

чтение русской народной сказки «Морской царь и Василиса премудрая»; составление загадок по схеме;

рисование морских обитателей;

разучивание физкультминутки, пальчиковой гимнастики;

проведение игр «Сенсорный ящик», «Чудесные вещи».

Материал:

Подбор иллюстраций к интерактивной доске с изображением моря, морского царя Нептуна, подводных жителей: морской конек, краб, морская звезда, скат, осьминог, морская черепаха. Коробочка, в ней картинки с изображением морских обитателей: кит, дельфин, медуза, акула, морской еж. «Сенсорный ящик». Крупные мягкие модули для постройки корабля, бинокль,  бутылка с запиской и картой. В записи шум прибоя. Видео с обращением мальчика к детям. Коробочка с ракушками.

                                    Ход совместной деятельности

Вводная часть. Организационный момент. 

Воспитатель:

 Доброе утро улыбчивым лицам.

 Доброе утро солнцу и птицам,

 Придумано кем-то просто и мудро.

 При встрече здороваться -  доброе утро!

Ребята, улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь с нашими гостями. 

(в кругу)

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось. (улыбаются)

Глазки тихо закрываем, (закрывают глаза)

Руки к небу поднимаем. (поднимают руки)

Лучик солнышка возьмем (соединяют ладошки)

И к сердечку поднесем. (подносят к груди)

- Ребята, а сейчас это тепло и добро, которое поселилось в ваших сердечках, давайте передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть оно останется на протяжении всего сегодняшнего дня.

Основная часть.

 -Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие по морю. Вы согласны? Тогда отправляемся в путь. Для начала тихо и спокойно займут места в нашем корабле  девочки, потом мальчики. Поплыли. А теперь закройте глаза и представьте себе тихий солнечный день. Море спокойно и изумительно красиво! До самого горизонта переливается ослепительными блесками, по волнам несутся полосы пены. Откройте глаза. (На интерактивной доске  изображение моря и шум прибоя).

-Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)

Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (дети вылавливают бутылку и воспитатель читает письмо)

«Люди, помогите! Я мальчик Петя Иванов, меня закинул подводный Царь Нептун на необитаемый остров. Я, конечно, виноват, я бросал мусор и бутылки в воду и за это подводные жители рассердились на меня и пожаловались водяному царю.

Я обещаю, что никогда больше так не буду поступать. Помогите мне! Только чтобы спасти меня, нужно выполнить много сложных заданий, тогда морской царь вернет меня домой. Посмотрите карту».

Ребята вы согласны помочь мальчику? А вы не испугаетесь трудностей и подводного царя Нептуна?

Дети рассматривают карту и по стрелкам « плывут»  к первому острову, где находят 1-ое задание.

  1. Игра «Сенсорный ящик».

Каково же первое задание Морского царя?  Нам поможет об  этом узнать  «Сенсорный ящик». (в ящике спрятана золотая рыбка.) Дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание), изображенные на стенках сенсорного ящика, что в нем спрятано? На вопросы детей отвечает воспитатель.

Смотрим на картинку, и задаем вопросы.
Зрение (глаз): Это живое, неживое, сказочное существо? Это животное, насекомое?(живое)
Какой он формы? (напоминает овальную форму)
Какого он цвета? (желтого)
Какого он размера? (по сравнению со собакой – он маленький, по сравнению с мухой –большой)
Осязание (рука)Какой он на ощупь? (скользкий, холодный на ощупь)
Слух (ухо)Он издает звук? (нет) 
Обоняние (нос): Какой запах у этого предмета? (запах рыбы) Это золотая рыбка.

Дети по карте схеме плывут ко второму острову, где находят второе задание.

II. Вы должны описать подводного обитателя, т.е. сочинить про него загадку.

- Кого же мы еще встретим в подводном царстве? Узнаем с помощью загадок.

В коробочке находится изображение морского обитателя (дельфин, кит, морской еж, медуза, акула), ребенок смотрит на нее в ящик и придумывает про нее загадку, дети отгадывают, кто это.

Например:

 Синий, как вода,

Спокойный, как скала,

Огромный, как дом.  (кит)

 Серый, но не волк,

Игривый, но не котенок,

Большой, но не слон.  (дельфин) 

Круглый, как яблоко.

 С иголками, как кактус. (морской еж) 

 Синяя, но не туча,

 Хищная, но не волчица

Большая, но не медведица. (акула)

 Прозрачная, но не стекло,

Плавает, но не рыбка,

Не имеет формы, но не вода. (медуза)

-Ребята, вы справились со 2-ым заданием, теперь можно немного отдохнуть.  Давайте поиграем в игру «Рыбки»

Физкультминутка «Рыбки».

Рыбка плавает в водице,( Дети идут по кругу и смотрят вниз )

Рыбке весело играть. (Улыбаются и машут ладонями)

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (Делают наклоны одну, затем в другую сторону)

Рыбка всех нас провела, (Руки поднимают вверх)

Корм взяла и в море уплыла. (Идут в центр круга потом из центра)

Дети садятся на корабль, рассматривают карту. На карте следующее задание на экране:

 -Морской царь хочет знать, знаете ли вы, что- нибудь о его подводных жителях? Он нам сейчас их покажет, а вы должны о них рассказать, то, что знаете.

Рассказы детей о морских обитателях. 

 морской конек

Я расскажу о морском коньке. Морской конек – смешная рыба, потому что похожа на лошадку. Морской конек обитает в теплых морях и питается креветками. Один глаз у морского конька смотрит вперед, а другой на то, что происходит сзади. Морской конек зацепляется хвостиком за водоросли. Так он проводит время.

 краб

Я расскажу о крабах. Крабы живут в морях и океанах. Они роют себе норки в песке.  У крабов пять пар ножек. Передние ножки называются клешни. При их помощи они передвигаются и собирают себе пищу, а также защищаются. Большое количество ног делают неудобным движение вперед, поэтому крабы ходят боком.

 осьминог

Я расскажу о осьминоге. Осьминог может быть бурого, красного или желтоватого цвета, но он может менять окраску как хамелеон. У осьминога 8 щупалец, на которых есть присоски, улавливающие запах еды. У осьминогов целых три сердца, а кровь - голубая. Когда они волнуются то краснеют. Они – хищники, питаются крабами, моллюсками, рыбой.

 морская черепаха

Я расскажу о морской черепахе. Морская черепаха –это прекрасный пловец и ныряльщик. На суше она неуклюжа, зато в воде умеет изящно плавать. В этом ей помогают передние лапки, похожие на ласты. Еще на спинке у морской черепахи есть твердый панцирь, который помогает ей защищаться от врагов. Морские черепахи часто всплывают на поверхность воды, чтобы подышать, выходят на сушу только один раз, чтобы отложить яйца,  к рассвету возвращается в море, а иначе солнце ее сожжет.

-Ребята, вдалеке я вижу еще один небольшой остров.

Дети рассматривают карту и по стрелкам плывут к третьему острову, где находят 4-е задание.

IV. Игра «Чудесные вещи».

- Морской царь просит вас пополнить его «Музей подводного царства» чудесной рыбкой. Мы придумаем для него чудесную рыбку? Поможет нам в этом игра «Чудесные вещи».

Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

- Сначала определим, из какого материала она будет сделана. (1 ребенок выбирает карточку из серии «материал»)

- а теперь надо определить, как она будет двигаться. (1 ребенок выбирает карточку из серии «движение»)

- А какие же звуки она издает? (1 ребенок выбирает карточку из серии «звуки»)

- Как же она будет пахнуть? (1 ребенок выбирает карточку из серии «запах)

- Какая рыбка у нас получилась?

- Чем хороша такая рыбка? Чем плоха?

- в свободное время сегодня мы ее с вами нарисуем.

На экране появляется морской царь Нептун. Он благодарит детей за выполненные задания и на экране появляется мальчик, который благодарит детей за свое спасение.

«Ребята! Вы настоящие друзья. Вы смелые, храбрые и умные -   справились с такими сложными заданиями! Спасибо вам!» 

 Ребята, мы справились со всеми заданиями, спасли мальчика и нам пора возвращаться домой (слышится шум моря).

V. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Кого мы увидели в музее морского царя? 

-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?

-Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

-А какое самым лёгким?

-Вы такие молодцы, очень старались, были очень умными, внимательными, поэтому легко справились со всеми заданиями.

Морской царь дарит детям  на память ракушки.