Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Развитию речи» на тему: «Придумывание сказки по картине»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Гудкова Олеся Викторовна

Цель: Формировать умение придумывать сказку по картине, передавать специфику сказочного жанра, давать задание по подбору синонимов и антонимов, определений и сравнений на словообразование.  Развивать умение передавать с помощью интонации разные чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Развитию речи»

на тему: «Придумывание сказки по картине»

Цель: Формировать умение придумывать сказку по картине, передавать специфику сказочного жанра, давать задание по подбору синонимов и антонимов, определений и сравнений на словообразование.  Развивать умение передавать с помощью интонации разные чувства.

Материалы и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, опорные картинки к заучиванию стихотворения, аудиозапись - шум вьюги.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, угадайте, пожалуйста, загадку. О ком идет речь?

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

Воспитатель: Правильно, у нас в гостях сегодня Белочка.  Летом шубка у белки была рыжевато-золотистая. А зимой она поменяла шубку на серебристо-серую, густую, теплую. 

Воспитатель: Белочку иначе в народе называют «хлопотуньей», потому что всю осень она трудилась и делала запасы на зиму: собирала орехи, желуди, шишки, грибы. На всякий случай белка готовит на зиму не одно гнездо, а несколько. Чтобы в случае опасности спрятать своих бельчат. И вот наступила зима… Белочка часто зимует в глубоком дупле старого дерева. А днем она выходит на прогулку. Какие же истории могут произойти с Белочкой? Вам интересно? 

Воспитатель:  Сегодня мы про белочку  выучим и сами придумаем стихи и сказки. Договорились? 

2. Основная часть.

1) Заучивание стихотворения по опорным картинкам.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения А. Власова «Почемучки».

Почему за белкой хвост

Растянулся во весь рост?

Для того, чтоб белка эта

Полетела как ракета.

А теперь я предложу Милене разложить опорные картинки на доске в нужной последовательности. (Один ребенок размещает картинки на магнитной доске: «Почему», белка, хвост, «Для», ракета.)

Воспитатель: Давайте попробуем рассказать стихотворение по нашей схеме. 

2) Перечисление объектов, изображенных на картине.

Воспитатель: А теперь   мы расскажем, какая история однажды с белочкой приключилась в зимнем лесу. Посмотрите внимательно на картину.

Воспитатель: Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов. 

3) Игра «рифмовки – лемерики»

Воспитатель: А давайте придумаем стихотворения – рифмы про предметы, которые мы выделили. Например:

Зима – дома

Белочка – стрелочка

Шубка - зубки

Грызет – кладет

Сойка – Зойка

Дети с рифмами придумывают стихи:

Жила-была Белочка -

Шустрая, как стрелочка…

Золотая шубка, остренькие зубки.

Все она желуди грызет,

Да в дупло к себе кладет…

Прилетела птица Сойка

По имени Зойка…

Физкультминутка "Белки".

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево -вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)        

Релаксация. Психологический тренинг.

Воспитатель: Ребята,  предлагаю послушать звуки природы – шум вьюги, холодного ветра. Представьте, что звери испытывают в лесу, когда так холодно.

4) Игра «Хорошо - плохо» на определение свойств характера персонажей сказки (введение противоположностей)

Воспитатель: Каждый герой сказки обладает своим характером. К нам пришли гости Девочка-Хорошо и Мальчик-Плохо. Давайте поиграем вместе с ними.

Двое детей выходят к доске и спорят друг с другом.

Примерные фразы детей:

ХОРОШО, что у белочки теплая шубка. – ХОРОШО, ДА НЕ ОЧЕНЬ. Шубка такая яркая, что на снегу заметная.

ХОРОШО, что Сойка прилетела – ПЛОХО. Вдруг Лиса ее схватит, ведь она низко сидит.

ХОРОШО, что снега в лесу видимо-невидимо. – ПЛОХО. А где же птицам семена теперь найти?

ХОРОШО, что Белочка желуди нашла. – ХОРОШО, ДА НЕ ОЧЕНЬ. Она сама желуди ест, а никому не дает.

Хорошо, что у Сойки длинный клюв. – Хорошо, да не очень. Она клювом не сможет желуди разгрызть.

Хорошо, что у Белочки есть дупло. – ПЛОХО. Сойке совсем негде жить, ее гнездо засыпано снегом….

3. Заключительная часть. Составление сказки в заданном ключе.

Воспитатель: Я  предлагаю варианты для составления сказки:

а) Дружба Белочки и Сойки. Жила – была Белочка… Хорошо, что наступила Зима…

б) Как Белка и Сойка однажды желуди не поделили…

в) Я – Белочка… (Ребенок  рассказывает от лица Белочки)

Хорошо, что, наконец, наступила Зима…

г) Я – Сойка… (Ребенок рассказывает от лица Сойки)

Хорошо, что у Белочки есть дупло…

Воспитатель: А скажите, пожалуйста,  какие предложенные пословицы подходят к этой картинке.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Друг за друга держаться – ничего не бояться!

Была бы охота, заладится всякая работа.

Терпенье и труд все перетрут.

Кто чужого желает, тот и свое потеряет.

Итог НОД: Дети, а чья сказка вам больше понравилась? И почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ОО «Развитию речи» на тему: «Составление рассказа по серии картин «Как Ежок попал в беду»»

Цель: Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста,  соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повес...

Сценарий квеста для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи на тему: «О правах в сказках»

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленные в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жиз...