Развитие речи детей среднего дошкольного возраста
статья по развитию речи (средняя группа)

Бельтоева Айна Асланбековна

Работа по речевому развитию — сложный педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленных на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи: умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sredniy_vozrast.docx106.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в средней группе детского сада

Работа по речевому развитию — сложный педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленных на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи: умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие.

Занятие по развитию речи в детском саду

Одна из основных задач для дошкольного возраста — развитие речи и навыков общения, включающее выработку чёткого произношения звуков и слов, обогащение словарного запаса

Требования ФГОС по речевому развитию

Государственные и частные образовательные организации должны ориентироваться на указанные в ФГОС программные требования, относящиеся к области речевого развития:Ребёнок рассматривает книжку, рядом плюшевый медведь

  • обогащение словарного запаса в целом;
  • соответствующее возрасту владение речевыми навыками как инструментом общения и освоения общекультурных ценностей;
  • расширение звукового диапазона и интонационной выразительности речи, развитие умения воспринимать звуки на слух и правильно их идентифицировать, слышать и исправлять ошибки;
  • формирование логически последовательной, осмысленной и стройной речи, умения выстраивать грамматически верные диалоги и монологи;
  • развитие умения внимательно слушать, запоминать персонажей, сюжетную линию и улавливать общий смысл сказок и детских литературных произведений;

Любовь к чтению прививается в юном возрасте

  • формирование навыков пересказа, эмоционального обыгрывания диалогов, составления самостоятельного короткого описательного рассказа о каком-либо явлении или объекте природы, основываясь на собственных наблюдениях и знаниях;
  • обучение эмоциональной передаче смысла и выразительному чтению стихотворений наизусть;
  • работа по расширению кругозора знаний о предметах; знакомство со словами, обозначающими свойства предметов (цветовые оттенки, форма, размер, качество материала и т. д.), понятия пространственно-временной системы координат;
  • введение в лексикон обобщающих понятий, например: животные, цветы, фрукты, растения, посуда. Развитие умственных операций систематизации и классификации;
  • пополнение словарного запаса словами, отражающими человеческие отношения, эмоции, психологические состояния;
  • активное обращение в игровых методиках к названиям профессий: врачи, пограничники, моряки, водители и т. д.;
  • совершенствование грамматического построения предложения, обучение использованию простых распространённых грамматических конструкций с однородными определениями, обстоятельствами и дополнениями, а также сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Занятия по развитию речи (дети рассматривают с воспитателем изображения птиц)

Задания включают в себя одновременно решение разных задач, которые тесно переплетаются между собой: после определения звукового или слогового состава слова

Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ

При подборе инструментов педагог должен учитывать нормативные возрастные характеристики своих воспитанников:

  1. Совершенствуются навыки сенсорно-пространственного ориентирования — постепенно у детей закрепляется понимание сенсорного эталона, младшие дошкольники четырёх лет могут определить более пяти форм предметов и более семи цветов.
  2. Развиваются способности к запоминанию и удерживанию в памяти информации, формируется произвольное запоминание, дети могут выполнить задание на запоминание.
  3. Совершенствуется речь — продолжается процесс знакомства с названиями окружающих предметов, усложняется ситуативно-деловое общение со взрослыми, помимо этого, обогащается лексикон, осваиваются и усложняются основные грамматические конструкции построения предложения, стремительно пополняется словарный запас.
  4. Усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 15–20 минут.
  5. Степень развития образного мышления и воображения позволяет детям к пяти годам сочинять логически связные, последовательные, сюжетно организованные истории. Стоит обратить внимание на то, что воображение будет активно развиваться только при социальной и педагогической организации и стимулировании.
  6. Игра начинает приобретать ролевой характер, ребёнок уже отделяет себя от исполняемой им роли, ролевые и реальные события не смешиваются.
  7. Дети этого возраста испытывают затруднения в согласованности сложных грамматических построений, им тяжело высказывать развёрнутые суждения и одновременно отслеживать грамматическую грамотность.

Как правило, воспитатель проводит специальные плановые занятия по развитию речи, предусмотренные общеобразовательными программами. Рекомендуемая норма по стандартам — раз в неделю по 20 минут. Однако педагогическая работа по развитию речи не ограничивается этими рамками. Она идёт и во время занятий познавательного, художественно-эстетического характера, общения с детьми во время прогулок, физкультурных пауз, а также трудовой или игровой деятельности ребёнка, которую моделирует педагог. Широкий кругозор, логическое мышление, эстетическое восприятие мира способствуют становлению образной, лексически богатой и грамматически правильной речи.

Игры по речевому развитию

К пяти годам ребёнка важно научить правильному произношению всех звуков, для реализации этой цели необходимо ежедневно практиковать дыхательную гимнастику (5–10 минут во время физкультминутки), которая позволит добиться большей артикуляционной подвижности голосового аппарата. В качестве дыхательной гимнастики можно использовать такие упражнения:

  • дуть на ватные шарики, снежинки, подвешенные на ниточке;
  • гонки бумажных корабликов в тазике с водой, когда игроки дуют на свои кораблики, не надувая щёк;
  • вместе надувать воздушные шарики;
  • игра в карандашные бега: чей карандаш первым скатится с поверхности стола под воздействием струи выдыхаемого воздуха;
  • прекрасными тренажёрами станут детские музыкальные игрушки (дудочки, свистульки), они позволят отработать силу и плавность выдоха;
  • дополнением к дыхательной гимнастике могут стать игры, напоминающие распевку — голосовые упражнения на тренировку произношения на продолжительном выдохе гласных, постепенно можно подключать согласные. Начинать целесообразно со звуков, которые малыш произносит безошибочно.

Формирование грамматически правильной речи включает упражнения на согласованность, при этом необходимо замечать и исправлять ошибки ребёнка, тренировать и закреплять правильный ответ путём многократного повторения.

Примеры игр для тренировки и закрепления:

  • «Больше-меньше». У меня — книга, а у тебя — книжки; у меня карандаш, а у тебя — карандаши и т. д.
  • «Назови ласково». Игрушка — игрушечка, яблоко — яблочко и т. д.
  • «Я, ты, он, она…» (спряжения в настоящем времени). Я рисую, ты рисуешь, он рисует, они рисуют, мы рисуем.
  • «Продолжи предложение».
  • «Считалка» — согласование имён числительных с именами существительными. Один кубик, два кубика, три кубика и т. д.
  • «Чьё описание» — согласование имён прилагательных с именами существительными. Подбери слово к словам летний, летняя, летнее.
  • «Чья игрушка?» — согласование притяжательных прилагательных с именами существительными.
    — У Иры кукла.
    — Чья это кукла?
    — Это Ирина кукла.
  • «Какой?» — образование относительных прилагательных. Мороженое из клубники — клубничное мороженое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольно возраста с диагнозом ОНР.Пересказ рассказа «Мышки»

Конспект подгруппового занятия с элементами ЭОР по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР Цель: Обучение пересказу.Задачи:Создание эмоционального фона занятия.Развитие словесно-л...

Исследовательская работа "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Нижегородской об...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...

Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...

Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"

Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...