Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. Тема : «Народная игрушка – Матрешка»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Семенова Марина Валерьевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи.

Тема : «Народная игрушка – Матрешка»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой - Матрешкой

Задачи:
• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;
• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;
• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;
• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

Планируемые результаты:знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет движения под музыку.
Материал и оборудование:иллюстрации разных матрёшек, большая матрешка; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки».
Предварительная работа:дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, смотрите я нашла необыкновенный мешочек : большой мешочек, красивый, с огромным бантом разноцветным. А чей это мешочек? Не знаете? (Нет)А может, посмотрим, что там? (Да, посмотрим). Ой он не открывается, тут замочек. А на замочке загадка. Надо ее отгадать. Вы поможете мне? (Да)Тогда слушайте загадку:
Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки?

(Дети отгадывают загадку)
Основная часть.
Воспитатель: - Молодцы, отгадали ,снимает замочек и развязывает бант. (достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают).
Воспитатель читает стихотворение о матрешке:
Покорил весь Божий мир

Самый русский сувенир

И в полметра, и с ладошку

Кукла яркая-Матрёшка.

Наша кукла- непростая,

Наша кукла-составная,

Ловко прячутся друг в дружке

Деревянные подружки.

Воспитатель: Ребята, так как называется игрушка, которая у меня в руках?
(Матрешка).
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
(Играть)
- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Воспитатель: Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. 

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными. Отец посмотрел и решил сделать дочери куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти всех куколок. А Машенька назвала она её Матрёшка. С той поры для всех детишек точили забавные деревянные игрушки, разрисовывали их цветами, ягодами, другими узорами. Сказке конец.

Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

А теперь мы с вами сделаем физкультминутку «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо ивлево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Воспитатель : танцевали, ладно пели  и на стульчики присели. Ребята ждет нас мультфильм. Все готовы посмотреть?(Да) (музыкальный мультфильм «Матрешки»)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек? (одна, две, три)
- Ребята, а из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Значит она какая? (Деревянная)
- Посмотрите внимательно, матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)
- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.
Д/игра: «Разбери и собери матрешку»
Воспитатель: Сколько у вас матрешек? (одна)
Теперь разберите матрешку.
Сколько у вас матрешек? (много)
Д/игра: «Большая матрешка и маленькая матрешка»
Воспитатель: Покажите мне, пожалуйста, большую матрешку?
Покажите мне матрешку поменьше?
Покажите мне матрешку самую маленькую. А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.odt25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи.

Тема : «Народная игрушка – Матрешка»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой - Матрешкой

Задачи:
• закреплять знания детей о русской народной игрушке – Матрешке;
• упражнять в умении различать и называть размеры предмета – большая, поменьше, самая маленькая;
• развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;
• развивать эстетическое восприятие, двигательную активность, умение выполнять движения под музыку.

Планируемые результаты:знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет движения под музыку.
Материал и оборудование:иллюстрации разных матрёшек, большая матрешка; матрешки на каждого ребенка. Репертуар «Мы веселые матрешки».
Предварительная работа:дидактические игры с матрешками, чтение стихотворений о матрешках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрешек, беседы о матрешках, слушание песни «Мы веселые матрешки».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, смотрите я нашла необыкновенный мешочек : большой мешочек, красивый, с огромным бантом разноцветным. А чей это мешочек? Не знаете? (Нет)А может, посмотрим, что там? (Да, посмотрим). Ой он не открывается, тут замочек. А на замочке загадка. Надо ее отгадать. Вы поможете мне? (Да)Тогда слушайте загадку:
Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки?

(Дети отгадывают загадку)
Основная часть.
Воспитатель: - Молодцы, отгадали ,снимает замочек и развязывает бант. (достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают).
Воспитатель читает стихотворение о матрешке:
Покорил весь Божий мир

Самый русский сувенир

И в полметра, и с ладошку

Кукла яркая-Матрёшка.

Наша кукла- непростая,

Наша кукла-составная,

Ловко прячутся друг в дружке

Деревянные подружки.

Воспитатель: Ребята, так как называется игрушка, которая у меня в руках?
(Матрешка).
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
(Играть)
- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.
Воспитатель: Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.
 

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька. Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными. Отец посмотрел и решил сделать дочери куколку. А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно. Вот и расписал Пётр Золотые Кисти всех куколок. А Машенька назвала она её Матрёшка. С той поры для всех детишек точили забавные деревянные игрушки, разрисовывали их цветами, ягодами, другими узорами. Сказке конец.

Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.

А теперь мы с вами сделаем физкультминутку «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо ивлево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Воспитатель : танцевали, ладно пели  и на стульчики присели. Ребята ждет нас мультфильм. Все готовы посмотреть?(Да) (музыкальный мультфильм «Матрешки»)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек? (одна, две, три)
- Ребята, а из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Значит она какая? (Деревянная)
- Посмотрите внимательно, матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)
- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.
Д/игра: «Разбери и собери матрешку»
Воспитатель: Сколько у вас матрешек? (одна)
Теперь разберите матрешку.
Сколько у вас матрешек? (много)
Д/игра: «Большая матрешка и маленькая матрешка»
Воспитатель: Покажите мне, пожалуйста, большую матрешку?
Покажите мне матрешку поменьше?
Покажите мне матрешку самую маленькую. А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили? Ребята, а вам нравится матрешка? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи Тема: «Наши игрушки»

Программные задачи: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "Осень наступила..."

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "Осень наступила..."...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "23 февраля - День защитника Отечества!"

laquo;23 февраля - День защитника Отечества – !» Цель:дать представления о празднике «День защитника Отечества», о военных профессиях.Задачи:Обучающая: расширять предста...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности.Развитие речи

Конспект непрерывно-образовательной деятельности.Развитие речи...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Развитие речи» Творческое рассказывание «Сказку про Деда Мороза» (с использованием Кругов Лиллуя) Старшая группа

Цель: обучение детей составлению творческих рассказов на заданную тему, используя коллективный и индивидуальный способ составления рассказа...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности Развитие речи с использованием игровых технологий по Теме: «Путешествие в Африку»

Тема НОД: «Путешествие в Африку»Направление и образование и развития (образовательная область)Речевое развитие (чтение художественной литературы)Цель: Создать условия для развития театрали...