Конспект непрерывно-образовательной деятельности «Развитие речи» Творческое рассказывание «Сказку про Деда Мороза» (с использованием Кругов Лиллуя) Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мельниченко Елена Сергеевна

Цель: обучение детей составлению творческих рассказов на заданную тему, используя коллективный и индивидуальный способ составления рассказа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл RJYCGTRN30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывно-образовательной деятельности

«Развитие речи»

Творческое рассказывание «Сказку про Деда Мороза» (с использованием Кругов Лиллуя)

Старшая группа

Цель: обучение детей составлению творческих рассказов на заданную тему, используя коллективный и индивидуальный способ составления рассказа;

Задачи:
Обучающие

  • Упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.
  •      формировать умение искать ответы на поставленные вопросы, опираясь на опыт знакомства со сказками;
  • Познакомить с дидактическим пособием «Круги Луллия»

-познакомить детей с разными материалами изготовления снеговика;
-закреплять техники аппликации;
Развивающие

  •       способствовать развитию навыков грамматически правильного построения связного высказывания.
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Развивать воссоздающее воображение в ходе обговаривания вариантов ответов на вопросы;
  • развивать креативность и фантазию; инициативу, самостоятельность.

Воспитывающие

  • Воспитывать интерес к сказкам.

Воспитывать культуру речевого общения, эмоциональный отклик на просьбы, обращенные к детям.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие, «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: круги Луллия,

 вата, цветной картон, пластилин, соль, клей, кисти, салфетки, цветная бумага, карандаши, шерстяные нитки, ленты.

Методы и приемы:
-  Наглядный: показ способов работы с кругами Луллия

-  Словесный: чтение стихотворения, вопросы к детям, беседа. объяснение, уточнение

-  Практический:  психогимнастика,  физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

-  Игровой: создание игровой ситуации, игра- противоречие «Хорошо-плохо» (ТРИЗ-технология)

Методические приемы: организационный момент, психологический настрой; проблемная ситуация; физминутка; пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент; дидактическая игры, итог занятия.

Предварительная работа:        

Рассматривание иллюстрации на тему «Зима», «Новый год», чтение художественных произведений, беседы по данной теме «Зима». Наблюдение в природе. Просмотр презентаций, мультфильмов на тему.

 Технические средства обучения: ноутбук, проектор, флеш - карта с презентацией.

Ход НОД:

Организационный момент(Дети сидят в кругу)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна.  А как вас зовут?  Я соберу ваши имена в ладони (воспитатель берет руку каждого ребенка, ребенок говорит свое имя и касается ладони воспитателя). Какие красивые имена, я их оставлю себе на память.

- Ребята, скажите вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

- Тогда слушайте!

Загадка про улыбку

«Есть у радости подруга

 в виде полукруга.

На лице она живет

То куда, то вдруг уйдет

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится».

- Что это?

Дети: Улыбка.

- Как вы догадались, что это улыбка? (высказывания детей)

- Ребята, давайте, и мы улыбнемся друг, другу, чтоб у нас было хорошее настроение весь день.

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?


Зимушка-зима
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
(Александр Прокофьев)

- о каком времени года это стихотворение?(о зиме)

Вот и к нам пришла зима.

-Давайте вспомним, как называются зимние месяцы.(ответы детей)

Игра «Хорошо- плохо» (противоречивость явлений).

- Ребята за что вы любите зиму?

(Дед Мороз дарит подарки, Новый год, много зимних игр). Можно на санках и на лыжах кататься.

И в снежки играть можно, крепость из снега строить. Лепить снежную бабу.

Наблюдать за снегопадом.

Можно проводить опыты.

- А что плохого зимой? (холодно, дует ветер, можно простудиться и заболеть, птицы улетают в теплые края, звери засыпают, деревья стоят голые). Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.

Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь.

Очень опасно, когда сильные снегопады.

В: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое

Ребята, сегодня утром я получила необычное электронное видеообращение. Адресовано оно для ребят старшей группы Ухтуйского детского сада «Тополек». Это вы?

Поэтому я и решила сразу вам его доставить. Как же нам узнать кто его вам написал?

Давайте откроем и посмотрим!

(Здраствуйте, ребята. Вы узнали меня? Правильно, я снеговик. Я очень люблю сказки. К новому году я решил создать книгу сказок про одного волшебного человека, которого любят все дети. Но боюсь, что одному мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста. Вот вам мой волшебный круг Луллия, который поможет вам. Я в вас верю, вы очень сообразительные. До новых встреч!)

- Ну и  что же нам делать? (ответы детей)

Ребята вот этот волшебный круг Луллия. Давайте его рассмотрим. Сколько вы видите здесь кругов? (3)

Что вы видите еще на этих кругах? (Разные картинки, стрелка)

А круги то действительно волшебные, посмотрите, они вращаются!

Именно эти волшебные круги и помогут нам придумать сказку. Но про кого снеговик нам не написал? Как вы думаете? (предположения детей)

А о чем или о ком мы будем сочинять сказку вы узнаете, если отгадаете загадку.

Кто приходит к нам зимой

В гости к каждому домой,

С бородой и посошком,

И подарочным мешком?

Над усами красный  нос.

Кто же это?..(Дед Мороз) (картинка)

Хотите попробовать? Как вы думаете, получится у нас это сделать?

- Ребята, а кто знает, откуда Дед Мороз приходит к нам в наш детский сад?

ответы детей:

 ( Из леса, приезжает с Севера,…)

- Ребята, Дед Мороз – волшебный человек, значит, пока он идет в наш детский сад

  с ним обязательно  что то приключается. Давайте все вместе придумаем сказку о

  том, как Дед Мороз пришел к нам в детский сад на елку. А Снеговику мы после отправим запись наших сказок.

Дети садятся на стульчики.

- Ребята, давайте вспомним, с каких слов начинаются все сказки?

Ответы детей:

(Жил-был… В  некотором царстве… Однажды… Это было давным-давно… и т.д.)

- Итак, начнем.

(Далее детям предлагается раскрутить первое кольцо и выбрать сказочного героя. Соединить место, которое выпало на втором кольце и связать эти две картинки и т.д.)

Посмотрите на первый круг. Какие сказочные герои  здесь изображены?

Раз мы придумываем сказку про деда мороза, значит, поставим стрелку на картинку с дедом морозом.

Итак, жил-был Дед Мороз.

- Пригласили его ребята к себе на новогоднюю елку в детский сад.

Посмотрите на следующий круг большего размера  и скажите

- Как ему ребята могли об этом сообщить, пригласить его?

Ответы детей:

(Написали письмо.. Снегиря  попросили передать письмо с приглашением. Снеговика послали в лес…позвонили по телефону… покричали… написали письмо через компьютер)

- Прочитал Дед Мороз приглашение и стал собираться в дальнюю дорогу. Что же он с собой взял?

(аналогичная работа с третьим кругом)

 (Мешок с подарками, елку, конфеты, шоколад, апельсины, игрушки.)

- Сел он в сани, и отправился в путь.

А пока Дед Мороз едет мы немного отдохнем.

Вставайте в кружок.

Физкультминутка:

Снежинки спускаются с неба

Всё ниже, всё ниже( 1. Руки вытянуты ровно перед собой; плавно приседаем, опуская постепенно руки.)

Сугробы пушистого снега

Всё выше, всё выше(.2. Руками «чертим» в воздухе большие круги и плавно поднимаемся как можно выше.)

Шаги уходящего года

Всё тише, всё тише( 3. Шаг на носочках, медленный, осторожный, чтобы не было слышно ни звука.)

А песенка Нового года

Всё ближе, всё ближе. (4. Кружимся)

Молодцы! Продолжим составлять сказку.

  Садитесь.

Дети садятся на стульчики.

- Подъехал Дед Мороз к речке, а мост сломан. Что делать?

Предполагаемые ответы детей:

 ( Проехать по льду. Перепрыгнуть. Перелететь. И т.д.)

- Мог бы Дед Мороз перелететь, да посох волшебный забыл. Мог бы по

  льду перейти. Да тяжелый мешок у Деда Мороза, вдруг провалится.  Мог бы и перепрыгнуть, да стар уже Дед Мороз. Сел Дед Мороз на берегу, да загрустил, что не попадет к ребята на праздник.

Вдруг слышит: кто-то его зовет.

  Присмотрелся, и увидел кого? Что?

-посмотрите на последний самый большой круг. Какие картинки вы видите, назовите. (ступа с бабой Ягой, золотая рыбка, ковер- самолет, щука, волшебная дудочка, волшебная палочка Феи)

Давайте выберем любой предмет и скажем как он может помочь Деду Морозу?

(Предполагаемые ответы детей)

- Обрадовался Дед Мороз, и быстрее поехал к ребятам.

-Чем закончится наша сказка? (Предполагаемые ответы детей)

(Вот и добрался Дед Мороз до детского сада. Ребята их с радостью

  встретили. Дед Мороз всем подарки подарил)

- Вот какая интересная сказка у нас получилась. Сколько в ней приключений

  произошло.

- А кто хочет сам нам рассказать свою сказку про Деда Мороза, используя волшебный круг луллия?

Дети рассказывают свои варианты сказки (2-3 ребёнка)

- Молодцы! Какие интересные сказки у вас получились! Как вы думаете, снеговик возьмет их в свою книгу?

Давайте мы поднимем себе настроение и поиграем в веселую пальчиковую новогоднюю игру.

Пальчиковая игра "Новый год"

Наступает Новый год!    Хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.         Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,    Соединяем пальчики обеих рук, образуя шар

Светятся фонарики,                «Фонарики»

Вот сверкают льдинки,            Сжимаем и резко разжимаем кулачки

Кружатся снежинки.               Легко и плавно двигаем кистями рук.

В гости Дед Мороз идёт,        Пальчиками шагаем по коленям,

Всем подарки он несёт.           Трём ладошкой о ладошку.

Чтоб подарки посчитать,     Хлопаем по коленям ладошками

Будем пальцы загибать:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!               Загибаем пальчики.

-Почему снеговик попросил вас о помощи? (ответы детей)

-Наверное, ему одному действительно не справиться. Мы уже помогли Снеговику, придумав для него новые сказки. А чтобы в следующий  раз он не искал помощников, давайте сделаем для него друзей- таких же, как он Снеговиков, и они будут ему помогать.

-Ребята, а из чего лепят Снеговика? (снеговика лепят из снега)
-А можем ли прямо здесь в группе слепить Снеговика? Почему?(нельзя, здесь нет снега. А если принесем, то он растает)

-Что же нам делать? Из чего же тогда нам сделать Снеговичков?
Рассматривание материалов и детских работ.

-Какие материалы вы видите на столе? вата, цветной картон, пластилин, соль, клей, кисти, салфетки, цветная бумага, карандаши, шерстяные нитки.

-Можно ли из этих материалов сделать Снеговичков?

-Выберите тот материал, из которого вы будете делать Снеговика.

(Дети называют знакомые материалы, вспоминают художественные техники выполнения снеговиков.)

-С чего мы начнем?

 (сначала рисуем круги разной величины, покрываем по очереди каждый круг клеем, наносим материал, украшаем и декорируем снеговика).

Звучит музыка. Дети выполняют практическую часть.

Рассматривание полученных снеговиков. По окончании дети выбирают самого смешного, самого необычного, самого оригинального.

Итог: - Ребята,  кому вы сегодня помогли?

- Почему вы смогли помочь снеговику?

-С помощью чего мы придумывали сказки?(волшебного круга Луллия)

-Хотите еще поиграть с «волшебными кругами»? В следующий раз они обязательно помогут вам узнать еще что-нибудь интересное!

Мне  было очень интересно сочинять вместе с вами. Снеговику ваши сказки, я думаю, тоже очень  понравятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитю речи на татарском языке по произведению А.Алиша “Болтливая утка” (для старшей группы)

Конспект интегрированного занятия  по развитю речи на татарском языке по произведению А.Алиша “Болтливая утка”(для старшей группы)...

Конспект занятия по развитию речи «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде)

Цель:1.     Развивать умение правильно составлять описательные рассказы  об одежде,  опираясь на схему Т.А.ТкаченкоЗадачи:2.     Упражнять  в диф...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации «Валенки для Деда Мороза»

Интегрированное занятие помогает детям развивать познавательно-исследовательскую деятельность, расширяет словарный запас и закрепляет представления о теме.Участники: дети, воспитатель, учитель-логопед...