Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию в старшей группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея”
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Ротанова Елена Михайловна

    Цель: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.                                                                                                             Задачи: Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги. 

    Оборудование и материалы: Сундучок, ключи, зеркало, аквариум, книги, мяч, конструктор строитель, карточка с изображением цветка, конверт с письмом, раскраски, цветные карандаши.

                                          

                                             Ход занятия:

    Психологический настрой

    -Здравствуй, небо голубое!

    -Здравствуй, солнце золотое!

    -Здравствуй, вольный ветерок!

    -Здравствуй, маленький дубок!

    -Мы живем в родном краю –

    -Всех я Вас приветствую!!!

    Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

    (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

    Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

                                  «Дорогие дети старшей группы!

    Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей. »

     

    Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

    (Ответы детей)

      Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

     

     

    Посмотрите, дом стоит,

    До краёв водой налит,

    Без окошек, но не мрачный,

    С четырёх сторон прозрачный.

    В этом домике жильцы –

    Все умелые пловцы.

     

    Дети:(Аквариум)

                         (Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

     Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

    Задание: №1. Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

    Дети: Мак

    Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

    звук?

    Дети: М-м-м…

    Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

    Дети: Губы

    Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

    Дети: Согласный

    Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

    Дети: М-аааа-к! Звук А

    Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

    Дети: А-а-а…

    Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

    Дети: Гласный.

    Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

                   (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

    Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

    Не куст, а с листочками,

    Не человек, а разговаривает,

    Не рубашка, а сшита.

    Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

            (Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

     

    Задание №2.

    Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

     

     1.Над лугами, над водой

    Хлынул дождик проливной,

    А потом повисло

    В небе коромысло.

    Ребятишек радует

    Цветная … (радуга).

     

    2.Утром дед спросил у внучки:

    Почему не моешь… (ручки)

     

    3.Михаил играл в футбол

    И забил в ворота…(гол)

     

    4.Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

     

    5.Где обедал воробей?

    В зоопарке у…(зверей)

     

    6.У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки)

     

    7.Жук упал и встать не может,

    Ждёт он, кто ему…(поможет)

     

    (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

    Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

    Есть в комнате портрет,

    Во всём на вас похожий.

    Засмейтесь – и в ответ

    Он засмеётся тоже.

    Дети: (зеркало)

    (Воспитатель достает ключ из-за зеркала)

     

    Задание №3.

    Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

    «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

     

                                           Вопросы к детям:

    Воспитатель: -Как девочка звала своих подруг?

    -Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

    -Почему девочка именно так звала своих подруг?

    (ответ: так лучше слышно)

    Воспитатель: Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

    (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

    Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

    Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

     

                                              Физминутка:

    Буратино потянулся,               

     Раз – нагнулся,                       

     Два – нагнулся,                           

     Руки в стороны развёл, 

     Ключик так и не нашёл.

     Я в подарок получил.

     Что сложу из них – сломаю,

     Всё сначала начинаю.

    (Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

    Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

    Пишет он, когда диктуют,

    Он и чертит, и рисует, -

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит наш альбом.

    Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

    Задание №4. Что за чудо – кирпичи                                                                                             Я в подарок получил.

    Что сложу из них – сломаю,

    Всё сначала начинаю.

    (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

    (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

    Задание №5.

    Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

    Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

       -Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

       -Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

        -Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

        -Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

         -Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

         -Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

    (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

    Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

    Бьют его, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет!

    Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

    Задание №6.

    Воспитатель: Слушайте , шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?

    Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

    Воспитатель: А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»:

     Дети: Картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

     Воспитатель: Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»

    Дети: Молоко, масло, макароны, сметана, мука.

    (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

    (После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

    Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

     

    Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

    (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом шестой  замок).

    Воспитатель: А седьмой ключ будем искать вот где:

    Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня

    выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

    Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_v12gr.docx23.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по развитию в старшей группе:

    “Волшебный сундучок Деда Грамотея”

                                                                                                                 

                                                                                                                 Воспитатель:

                                                                                                                  Ротанова Е.М


    Цель: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.                                                                                                             Задачи: Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.  

    Оборудование и материалы: Сундучок, ключи, зеркало, аквариум, книги, мяч, конструктор строитель, карточка с изображением цветка, конверт с письмом, раскраски, цветные карандаши.

                                         

                                             Ход занятия:

    Психологический настрой

    -Здравствуй, небо голубое!

    -Здравствуй, солнце золотое!

    -Здравствуй, вольный ветерок!

    -Здравствуй, маленький дубок!

    -Мы живем в родном краю –

    -Всех я Вас приветствую!!!

    Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

    (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

    Воспитатель: Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:

                                  «Дорогие дети старшей группы!

    Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей. »

    Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

    (Ответы детей)

      Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

     

    Посмотрите, дом стоит,

    До краёв водой налит,

    Без окошек, но не мрачный,

    С четырёх сторон прозрачный.

    В этом домике жильцы –

    Все умелые пловцы.

    Дети:(Аквариум)

                         (Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

     Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

    Задание: №1. Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

    Дети: Мак

    Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый

    звук?

    Дети: М-м-м…

    Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

    Дети: Губы

    Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

    Дети: Согласный

    Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

    Дети: М-аааа-к! Звук А

    Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

    Дети: А-а-а…

    Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

    Дети: Гласный.

    Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

    Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

                   (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

    Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

    Не куст, а с листочками,

    Не человек, а разговаривает,

    Не рубашка, а сшита.

    Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

            (Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

    Задание №2.

    Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

     1.Над лугами, над водой

    Хлынул дождик проливной,

    А потом повисло

    В небе коромысло.

    Ребятишек радует

    Цветная … (радуга).

    2.Утром дед спросил у внучки:

    Почему не моешь… (ручки)

    3.Михаил играл в футбол

    И забил в ворота…(гол)

    4.Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

    5.Где обедал воробей?

    В зоопарке у…(зверей)

    6.У себя в саду Андрейка

    Поливал цветы из… (лейки)

    7.Жук упал и встать не может,

    Ждёт он, кто ему…(поможет)

    (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

    Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

    Есть в комнате портрет,

    Во всём на вас похожий.

    Засмейтесь – и в ответ

    Он засмеётся тоже.

    Дети: (зеркало)

    (Воспитатель достает ключ из-за зеркала)

    Задание №3.

    Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.

    «Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та – ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».

                                           Вопросы к детям:

    Воспитатель: -Как девочка звала своих подруг?

    -Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?

    -Почему девочка именно так звала своих подруг?

    (ответ: так лучше слышно)

    Воспитатель: Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.

    (Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

    Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

    Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

                                              Физминутка:

    Буратино потянулся,                

     Раз – нагнулся,                        

     Два – нагнулся,                            

     Руки в стороны развёл,  

     Ключик так и не нашёл.

     Я в подарок получил.

     Что сложу из них – сломаю,

     Всё сначала начинаю.

    (Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

    Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

    Пишет он, когда диктуют,

    Он и чертит, и рисует, -

    А сегодня вечерком

    Он раскрасит наш альбом.

    Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!


    Задание №4. Что за чудо – кирпичи                                                                                             Я в подарок получил.

    Что сложу из них – сломаю,

    Всё сначала начинаю.

    (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

    (Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

    Задание №5.

    Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

    Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

       -Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)

       -Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)

        -Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)

        -Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)

         -Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)

         -Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

    (Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

    Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

    Бьют его, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет!

    Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

    Задание №6.

    Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите?

    Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

    Воспитатель: А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»:

     Дети: Картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

     Воспитатель: Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»

    Дети: Молоко, масло, макароны, сметана, мука.

    (Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

    (После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

    Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

    Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать)

    (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом шестой  замок).

    Воспитатель: А седьмой ключ будем искать вот где:

    Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня

    выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

    Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!

     

     

     

                              «Дорогие дети старшей группы!

    Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

                                                                    «Дед Грамотей.»


     





    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

    Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

    конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

    конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"...

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея»

    Конспект заняия наравленный на развитие у детей воображения, интонациональной выразительности....

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

    Выявить уровень сформированности знаний по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 6 лет....

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок Деда Грамотея».

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе«Волшебный сундучок Деда Грамотея».Провела 22 января 2019 воспитатель первой квалификационной категории Юнг Людмила Александр...