Главные вкладки

    Дидактические игры по развитию речи.
    картотека по развитию речи

    Белозерова Александра Васильевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 6"

     

     

     

    "Картотека дидактических игр по развитию речи"

     

     

     

     

     

     

     

    Воспитатель: 

    Белозерова Александра Васильевна

     

     

    г. Югорск

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevye_igry.docx24.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игра «Кто кем становиться?»

    Цель: упражнять детей в подборе слов в рифму.

    Ход: воспитатель читает стихотворения А.Шибаева, а дети договаривают слова.

    Жил-был маленький щенок,

    Он подрос, однако,

    И теперь он не щенок –

    Взрослая … (собака)

    Жеребенок с каждым днем

    Подрастал и стал… (конем)

    Бык – могучий великан,

    В детстве был… (теленком)

    Толстый увалень баран –

    Толстеньким … (ягненком)

    Этот важный кот Пушок –

    Маленьким … (котенком)

    А отважный петушок –

    Крохотным … (цыпленком)

    Из маленьких утят

    Вырастают … (утки)

    Специально для ребят,

    Тех, кто любит … (шутки)

    Игра «Угадай по описанию»

    Цель: учить детей по описанию определять объект.

    Содержание:

    воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

    Правило: воспитатель описывает объект от общего к частному. Полуактивный этап.

    Игра «Цепочка»

    Цель: учить детей выделять у объектов значения признаков.

    Содержание:

    Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

    Игра «Теремок»

    Цель: упражнять в правильном произношении звуков родного языка. Воспитывать внимание, сосредоточенность.

    Ход: дети прячутся в домике. Отгадывающий ребенок подходит к домику, стучит и спрашивает: «кто в теремочке живет?»

    Петушок отвечает: « Ку-ка-ре-ку!»

    Ворона отвечает: « Кар-кар!»

    Корова отвечает: « Му-му!»

    Гусь отвечает: «Га-га-га !»

    Собака отвечает: « Гав-гав!»

    Коза отвечает: « Ме-ме!»

    Кошка отвечает: « Мяу-мяу!»

    Воробей отвечает: « Чик-чирик!»

    Игра «отгадай предмет по названию его частей»

    • Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки

                                                                     (лицо);

    • Рукава, манжеты, воротник

                                                                (рубашка);

    • Голова, туловище, ноги, хвост, вымя    

                                                                  (корова);

    • Пол, стены, потолок   (комната);
    • Подоконник, рама, стекло   (окно);
    • Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверца

                                                               (грузовик);

    • Ствол, ветви, сучья, кора, листья, корни  

                                                                  (дерево);

    • Дно, крышка, стенки, ручки   (кастрюля);
    • Палуба, каюта, якорь, корма, нос  

                                                                (корабль);

    • Подъезд, этаж, лестница, квартиры  

                                                                      (дом);

    • Крылья, кабина, хвост, мотор   (самолет).  

    Игра «Доскажи словечко»

    Оля весело бежит

    К речке по дорожке.

    А для этого нужны

    Нашей Оле … ножки.

    Оля ягодки берет

    По две, по три штучки.

    А для этого нужны

    Нашей Оле … ручки.

    Оля слушает в лесу

    Как кричат кукушки.

    А для этого нужны

    Нашей Оле … ушки.

    Оля ядрышки грызет,

    Падают скорлупки

    А для этого нужны

    Нашей Оле … зубки.

    Оля смотрит на кота,

    На картинки – сказки.

    А для этого нужны

    Нашей Оле … глазки.

                              Е Карганов

    Игра «Доскажи словечко»

    На сметане мешен

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился колобок.

    Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)

    Носик круглый пятачок,

    Им в земле удобно рыться.

    Хвостик маленький крючком,

    Вместо туфелек – копытца.

    Трое их – и до чего же

    Братья дружные похожи.

    Отгадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (три поросенка)

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор … (Айболит).

    Игра «Доскажи словечко»

    Толстяк живет на крыше,

    Летает он всех выше  (Карлсон)

    Возле леса на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кровати и подушки,

    Угадайте без подсказки

    Кто герой этой сказки? (три медведя)

    У отца был мальчик странный

    Необычный – деревянный.

    Но любил папаша сына.

    Что за странный человечек деревянный.

     На земле и под водой

    Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует он длинный.

    Кто же это?  (Буратино)

    Она красива и мила,

    А имя ее от слова «зола». (Золушка)

    Игра «Доскажи словечко»

    Я хотел устроить бал,

    Я гостей к себе … (позвал).

    Купил муку, купил творог

    Испек рассыпчатый … (пирог).

    Пирог, ножи и вилки тут,

    Но что-то гости … (не идут).

    Я ждал, пока хватило сил,

    Потом кусочек … (откусил),

    Потом подвинул стул и сел

    И пирог в минуту … (съел).

    Когда же гости подошли,

    То даже крошек … (не нашли).

                               Д.Харм

    Игра «Вставь слово»

     (замени словосочетание одним словом)

    Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов

    Храбрый человек - храбрец

    Богатый человек - богач

    Сильный человек - силач

    Веселый человек - весельчак

    Умный человек – умник

    Спортсмен (ка), который ходит на лыжах – лыжник(-ца)

    Спортсмен(ка), который прыгает в воду – прыгун (-ья)

    Плавает – пловец (-чиха)

    Выполняет гимнастические упражнения – гимнаст (-ка)

    Игра «Закончи предложение»

    Цель: Учить детей составлять сложносочиненные предложения с союзом «а»

    Ход игры: Воспитатель начинает, дети продолжают.

    Слон большой, а комар …

    Камень тяжелый, а пушинка …

    Золушка добрая, а мачеха …

    Зимой погода холодная, а летом…

    Сахар сладкий, а горчица …

    Дерево высокое, а куст …

    Дедушка старый, а внук …

    Суп горячий, а компот …

    Сажа черная, а снег …

    Лев смелый, а заяц …

    Молоко жидкое, а сметана…

    Река широкая, а ручеек …

    Работать трудно, а отдыхать …

    Днем светло, а ночью …

    Заяц скачет быстро, а черепаха ползет …

    Морковь сладкая, а редька …

    Помидор красный, а капуста …

    Продавец продает, а покупатель …

               Кричат громко, а шепчут …

    Речевая игра

    Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие материал, добавляя слово – значит.

    Шапка сделана из меха, значит она меховая;

    Брошка сделана из золота, …

    Ящик сделан из дерева, …

    Мяч сделан из резины, …

    Игрушка сделана из пластмассы, …

    Машина сделана из железа, …

    Игра «Продолжи предложение»

    Цель: Учить детей составлять сложноподчиненные предложения

    Ход игры: Воспитатель начинает, дети продолжают.

    Зина взяла зонт, потому что …

    У Максима болит горло, потому что …

    Наташа села за стол, потому что …

    Данил взял карандаши, потому что …

    Игра «Что такое же?»

    Цель: учить детей находить в окружающей их обстановке предметы определенного свойства. Развивать внимание.

    Ход: дети сидят. Воспитатель говорит слово «круглое» и предлагает детям найти в окружающей их обстановке круглые предметы и назвать их. И т.д.

    Круглое – яблоко, мяч, пуговица…

    Легкое - …

    Белое - …

    Высокое - …

    Прозрачное - …

    И т.п.

    Игра «Дидактические мячи»

    Цель: выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

    Ход: воспитатель кидает мяч ребенку и называет слово. Ребенок ловит мяч и произносит его противоположное значение:

    Хорошо – плохо

    День – ночь

    Бодрый – вялый

    Целый – разбитый

    Толстый – тонкий

    Чистый - грязный

    Игра «Доскажи словечко»

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спелый – все довольны,

    Так приятен он на вкус,

    И зовут его … (арбуз).

    Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей,

    И однажды бегемота,

    Вытащил он из болота,

    Он известен, знаменит

    Это доктор … (Айболит).

    Рассказ К.Д.Ушинского

    «Четыре желания»

    Цель: продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.

    Ход игры: Воспитатель рассказывает детям:

    Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая, а после дождя еще зеленее или очень зеленая.  Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.

    Веселый – веселее – очень веселый

    Высокий – выше – очень высокий

    Стройный – стройнее – более высокий

    Легкий – легче – очень легкий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

    Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Речевое развитие". Дидактические игры по развитию речи, методические рекомендации, практическое пособие

    Дидактические игры по развитию речи – специальная форма обучения для детей дошкольного возраста, позволяющая обогащать, совершенствовать, активизировать и закреплять словарный запас в процессе и...

    Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

    Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

    Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....